Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер102.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Е.С. Квитко
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ.


В статье рассмотрен метод организации диалога между учителем и учащимся в письменной форме для достижения целей обучения математике и формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения.

Ключевые слова: умение учиться; организация диалога; личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Как следует из стандартов второго поколения, современная модель учебного процесса, ориентирована на активизацию самостоятельной работы учащихся. Реализация этой модели в общеобразовательной школе требует внедрение новых подходов к организации процесса обучения.

«Школа должна научить ребёнка учиться!» – это заявление звучит давно и постоянно. Однако научить школьника учиться невозможно без формирования метапредметных умений. С введением в процесс обучения Стандарта второго поколения реализация этого лозунга приобрела реальность. Большое значение в формировании метапредметных умений имеют универсальные учебные действия (УУД). Для получения учащимися новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), внедрение Стандарта предъявляет к учителю новые требования, которые связанны с дополнительными профессиональными знаниями, умениями, на базе которых учитель сможет решить задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) при обучении математике.

Умение учиться – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь результатов развития:

– в личностном направлении (умение ясно излагать свои мысли, грамотная речь, развитие мышления);

– в метапредметном направлении (умение видеть математическую задачу в различных ситуациях, умение находить информацию для решения математических проблем, понимать и использовать математические средства наглядности-графики, диаграммы, таблицы, схемы, уметь рассуждать, планировать и осуществлять деятельность);

– в предметном направлении (умение работать с математическим текстом, развивать представление о числе, овладение математическими знаниями и умениями, а также применять изученные понятия, результаты для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин).

УУД – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия,  а также действия постановки  и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений.

К логическим УУД относятся формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез.

В постановку и решение проблем  входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Виды коммуникативных действий:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

– умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

УУД выполняют различные функции: осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать необходимые средства и способы достижения целей, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, создавать условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечивать успешное усвоение знаний, формировать умения, навыки и компетентности.

Всё чаще современная педагогика обращается к личностному общению учителя и ученика, их диалогу, который имеет безграничные возможности для становления и развития человеческой индивидуальности.

Диалог представляет собой общение между людьми, а общение - это необходимое условие человеческого существования, оно выступает в качестве специфической общественной деятельности, которая обеспечивает обмен материальными и духовными ценностями, интеллектуально-эмоциональной информацией. Являясь необходимым условием жизнедеятельности учащихся, диалог в образовательном процессе выполняет различные функции: информационную, познавательную, регулирующую.

В настоящее время современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации, то сегодня телевидение, интернет оказываются существенным фактором формирования подростка. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению, проблема в общении (в частности ведения диалога).

Очевидно, что проблема общения в учебно-воспитательном процессе требует пристального внимания, так как способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и находиться в диалоге имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя – найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика.

Для достижения поставленной цели мы предлагаем методический подход, основной составляющей которого является разработка специальных заданий. При выполнении таких заданий мы обеспечиваем продолжение диалога между учителем и учащимися, который был начат на уроке, но уже в иной, в письменной форме в ходе выполнении заданий.

Для реализации такого подхода в условия предложенных заданий заложено обучение решению задачи. Для этих целей мы используем метод, специально выстроенных дополнительных наводящих вопросов. С помощью этих вопросов учитель организует ДИАЛОГ, который содействует в комплексе на развитие различных УУД, в том числе, и коммуникативных.

Покажем, как с помощью математики можно сформировать универсальные учебные действия. Для этого рассмотрим одно задание из 6 класса по теме: «Умножение обыкновенных дробей».

Задание

Умножение обыкновенных дробей

Найдите значение выражения: 2 ½·4.


При традиционном обучении задание можно давать на разных этапах. Учитель может использовать его как при введении и закреплении материала, так и при повторении. Можно решить данное задание несколькими способами.

Покажем, как это задание, сделав его математической моделью решения задачи, можно усовершенствовать с помощью метода встроенных дополнительных наводящих вопросов. Заложим в условие самого задания обучение ее решению.

С помощью специально разработанных вопросов учитель организует ДИАЛОГ, воздействуя в комплексе на развитие различных УУД.


Задание

Умножение обыкновенных дробей

(Л) (Р) (П) (К)

комната

Вы решили помочь папе делать ремонт, постелить новый линолеум в комнате.

Что для этого вам нужно знать?

Надо узнать:

Сколько линолеума нужно купить?

А для этого надо найти площадь пола.

Вы измерили и выяснили, что:

– ширина комнаты равна 4 м;

– длина комнаты 2 ½ м от ширины комнаты.

Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы:

Какой формы имеет пол в комнате? ____________________________

Чему равна площадь прямоугольника?__________________________

Следовательно, чему будет равна площадь пола?

Составьте выражение: _______________________________________

Замените произведение суммой одинаковых слагаемых и вычислите эту сумму.

Решение запишите:



Ответ: площадь пола равна _________________ .


Из условных обозначений ((Л) (Р) (П) (К)), справа наверху видно, что задание рассчитано на формирование у учащихся всех видов УУД.

  1. Задание направлено на развитие личностных действий.

Учение становиться осмысленным, ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями, в нашем случае ремонт квартиры.

Развиваемые личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненного смысла, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении себя, людей и своего будущего.

Ведь если учащиеся не захотят помогать родителям в ремонте квартиры или сами в дальнейшем делать ремонт своей собственной квартиры, то о каких ценностях может идти речь.

2. Развиваются регулятивные действия.

Например, целеполагание, т.е. происходит соотнесение того, что известно и усвоено и того, что неизвестно (также при помощи письменного диалога учителя).

3. Данное задание также развивает познавательные действия.

Происходит структурирование знаний, от того что имеем до того, что нужно найти. Формулируем проблему (сделать ремонт, постелить линолеум) и самостоятельно создаем способы ее решения (нужно узнать, сколько линолеума необходимо, вычислить площадь пола). Происходит развитие логических познавательных действий, выстраиваются логические цепи рассуждений. Перед учащимися возникает вопрос: «Возможно ли, найти значение полученного выражения не зная правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число?»

4.Данное задание можно проделывать совместно с учителем, а при домашнем его выполнении предполагается общение (консультация) с родителями, следовательно, оно развивает и коммутативные действия, которые в свою очередь развивают у учащихся способность выражать свои мысли.

Происходит постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Среди таких вопросов:

– что нужно знать, чтобы постелить линолеум?

– а как найти площадь пола?

– какое выражение можно составить для решения задачи?

– сможем ли мы найти значение этого выражения?

– каких знаний нам не хватает?

Также учащимся можно выполнять аналогичные задания самостоятельно. Так как все задания рассчитаны на то чтобы учащийся самостоятельно додумался до правильного решения задачи, каждое задание сопровождается вспомогательными вопросами или комментариями.

В задании имеется иллюстрация, что дает визуальную информацию о ситуации.

Данная задача позволяет подойти учащемуся самостоятельно к возможности сформулировать правило умножения смешанного числа (или дроби) на натуральное число.

Подводя итог можно отметить, что используемая ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА даёт учителю инструмент, направленный на активизацию самостоятельной работы учащихся и позволяет учащимся на уроках математики при решении заданий, разработанных по данной методике, формировать универсальные учебные действия, необходимые каждому человеку в современном мире.

Литература
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

3. Кузнецов А.А., Рыжакова М.В. Примерные программы по математике / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск