Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе





Скачать 62.68 Kb.
НазваниеАктивизация форм обучения при подготовке студентов в вузе
Дата публикации09.04.2015
Размер62.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
АКТИВИЗАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
М.В. Малюгина

Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Россия

mari-yagodka@mail.ru
Традиционной формой проведения занятий в вузе, как известно, является учебная лекция и практическое занятие. Для студентов Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства необходимо также широко применять активные методы обучения. Для поддержания высокого научного и методического уровня необходимо постоянно подбирать актуальный материал, наполнять его примерами из практики, уделять особое внимание и подчёркивать значение выбранной темы для будущей специальности. Эффективным методом углубления знаний у студентов является введение на лекциях проблемных вопросов и ситуаций, постановка которых заставляет искать ответы на новые вопросы, получать дополнительную информацию. Для каждой специальности студентам необходимо широко использовать понятийный аппарат различных дисциплин. Применение такого приёма как проведение письменного экспресс-опроса после прочитанной лекции, является наиболее действенным для закрепления и усвоения материала. На практических занятиях используется широкий набор методов контроля знаний у студентов: семинар-конференция, семинар-коллоквиум, семинар-контроль, «круглый стол», семинар-дискуссия, предметная олимпиада [2].

Одной из активных форм практических занятий является деловая игра. Игра проходит в форме проигрывания конкретных ситуаций, характерных для становления рыночных отношений между:

- руководителями, менеджерами и исполнителями;

- производителями, потребителями и посредниками;

- деловыми партнёрами и конкурентами по бизнесу.

Главной задачей для студентов является проработка всех вопросов не только на основе учебной литературы, но и дополнительных источников.

Для студентов-менеджеров, к примеру, в разбираемых ситуациях и деловых играх, важными аспектами в изучении являются: экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка, эффективное использование ресурсов предприятия и способы достижения поставленных целей и задач. Рассмотрение и изучение вопросов управления предпринимательской деятельностью, умение анализировать экономические показатели результатов деятельности предприятий. По окончании семинаров подводятся итоги усвоения учебного материала в виде теста, собеседования и защиты рефератов по отдельным, наиболее важным темам.

Широко используемые методы обучения: тестирование и балльно–рейтинговая система позволяют эффективнее налаживать контакт между преподавателем и студентами. Тестирование вносит существенное разнообразие в учебный процесс, стимулирует студентов к самостоятельному изучению материала тем и всего курса дисциплин. Эта форма контроля знаний проявила себя как наиболее эффективной и для студентов заочного обучения. Менеджеры заочного отделения выполняют охотно тестовые задания во время практических занятий и при итоговом контроле знаний [3].

Для студентов очной формы обучения тестирование проводится с разными целями: закрепление темы дисциплины, контроль знаний по разделам курса и общий срез знаний по всему курсу дисциплины.

Балльно-рейтинговая система (БРС) обучения студентов-менеджеров БФ МосАП, была использована для второго, третьего и четвертого курса и показала наивысшую активность студентов.

При использовании данной системы обучения студентов необходимо учесть ряд положений и требований, для эффективной её работы:

- тщательная проработка требований по БРС, с подробным их изложением;

- простота системы, для лучшего понимания, подсчёта результатов, рейтинга;

- планирование дополнительного времени для преподавателя с целью:

а) проверки рефератов, дополнительных конспектов тем у студентов;

б) подведения промежуточных результатов, расчёта рейтинга студентов;

в) дополнительного общения со студентами по итогам БРС;

- необходимость озвучивания условий БРС в самом начале изучаемого курса;

- обеспечение студентов информацией по БРС в письменной (печатной) форме для вновь обучаемых студентов по данной системе;

- постоянное следование преподавателем и напоминание условий БРС студентам;

Важно при применении балльно-рейтинговой системы не допускать, чтобы студенты использовали лазейки для получения более высоких баллов. Это может быть реферирование одних тем, с элементами тиражирования; некачественно выполненные работы и др. Часто студенты в борьбе за количество баллов берут информацию из Интернета и не редактируют материал; при выступлении с докладом на семинарском занятии также могут не переработать тему, полученную из всевозможных источников. В таких случаях преподавателю потребуется дополнительно: время для обоснования своей оценки, аргументированного объяснения студентам и даже иногда некоторой доли выдержки! Так как в основном данная система обучения захватывает практически все группы и каждого обучаемого. У студентов включается творческий, соревновательный, «рационализаторский» механизм овладения знаний.

Также необходимо помнить, что данная балльно-рейтинговая система применяется с целью углубленного изучения материала курса дисциплины, для того чтобы студенты самостоятельно находили дополнительные источники информации и не останавливались на изучении своих конспектов лекций и 1-2 учебнике. Разные научные взгляды, современная трактовка научных вопросов в области управления организацией особенно актуальны для современной подготовки менеджеров в вузе.

Учитывая наивысшую активность студентов, преподавателю следует всегда помнить, что основой проведения занятий должна быть учебная программа, практические - семинарские часы необходимо планировать таким образом, чтобы не приходилось большую часть времени заслушивать доклады студентов и подведение промежуточных результатов балльно-рейтинговой системы. Для этого есть дополнительное время консультаций и перерывы.

Балльно-рейтинговая система требует основательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Весомыми преимуществами данной системы перед традиционной формой обучения является:

- более глубокие знания студентов в изучении курса дисциплин;

- активизация процессов обучения, общения, получения информации;

- сплочение студентов на достижение результата в процессе обучения;

- использование широкого спектра самостоятельной работы: изучение дополнительных источников; составление тестов, кроссвордов и других познавательных заданий; использование презентации докладов; изучение вопросов дисциплины более углубленным методом;

- включение в коммуникационный процесс, при использовании данной системы всех студентов; заинтересованность каждого в достижении лучшего результата;

- большая экономия времени при проведении экзамена и зачёта.

Студенты, не получившие достаточное количество баллов, не могут претендовать на хорошую или отличную отметку на экзамене. Особо активным и успевающим студентам, не пропустившим ни одного занятия за весь семестр и набравшим наибольшее количество баллов, преподаватель имеет право выставить досрочный экзамен или зачет.

Из опыта преподавания в различных вузах г. Благовещенска балльно-рейтинговая система обучения не всегда используется с большим успехом. Это связано с тем, что в технических вузах со сложными дисциплинами, такими как, например теоретическая механика, сопромат, высшая математика и другие, данная система становится трудноосуществимой как для преподавателя, так и для студентов, которые простое тестирование начинают воспринимать как сдачу ЕГЭ в школе. А преподавателю требуется все свободное время тратить для разработки этих тестов. Поэтому балльно-рейтинговая система, как мы считаем, должна применяться по обоюдному согласию и преподавателя вуза, и студентов, и, конечно же, администрации вуза.

Активизация процесса обучения студентов в коммерческом вузе также зависит от социально-психологического климата в группе. Большую роль играют: численный состав, половозрастной состав групп, уровень социализации студентов. Преподавателю иногда приходится сталкиваться с такими фактами как: взаимное неприятие студентов, выделение из группы отдельных студентов «не вписывающихся» в общий коллектив. Здесь важна роль самого преподавателя в учебном процессе. Студенты учатся, прежде всего, на примере и на собственном опыте, им необходимо объяснять каждый раз не только основы дисциплины, но и отношение к учебному процессу. Студенты очного обучения требуют повышенного внимания со стороны преподавателей и кураторов. Активные формы обучения способствуют раскрытию многих способностей студентов: участие в вузовских и межвузовских научных мероприятиях и городских конкурсах, раскрытие ораторских, лидерских способностей, налаживание будущих связей в профессии менеджера [1].

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что активизация процесса обучения студентов учит самостоятельному мышлению, способствует формированию собственных взглядов и мнения, позволяет четко ориентироваться в стремительном потоке научной, политической и экономической информации, анализировать всё многообразие фактов и явлений повседневной жизни, позволяет студентам выработать активную жизненную позицию.

Литература


  1. Бишоф, А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально/А. Бишоф, К.Бишоф. - М.: Омега-Л, 2006.

  2. Информационно – методический бюллетень № 21. - Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2001.

  3. Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические рекомендации по подготовке письменных работ в вузе
Одготовки и защиты контрольных, реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ на основе действующих положений, образовательных...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе icon6: Активные методы обучения
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические рекомендации по их выполнению 16 Примерная тематика...
Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения строительных специальностей, направления «Строительство» имогут...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию рефератов Перечень экзаменационных вопросов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата всех форм обучения
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconСанкт-петербургский университет управления и экономики
Профессорско-преподавательский состав юридического факультета, принявший участие в подготовке к выпуску студентов всех форм обучения...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconПрограмма «проведения аттестационных испытаний при поступлении на...
Нормативный срок обучения – 5 лет для студентов очной формы обучения, 6 лет для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconРеферат «Использование модульной объектно-ориентированной динамической...
Активизация познавательной деятельности и формирование информационной компетентности учащихся за счет использования форм дистанционного...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московской финансово-юридической академии и Московского Государственного...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические указания по изучению части 1 «Деньги» студентами дневной...
...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические указания по подготовке и защите дипломного проекта для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические указания по подготовке и защите дипломных работ Для...
Малыхина А. И., д э н., профессор, профессор кафедры финансов Вятской государственной сельскохозяйственной академии
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconДинамика распределения студентов по группам здоровья в направлении укрепления состояния здоровья
...
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ (рефератов)...
Результаты изучения курса могут быть изложены студентами в реферате по одной из предложенных тем
Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания методической помощи студентам очной и заочной формы обучения при подготовке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск