Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/9
Дата публикации19.12.2014
Размер1.19 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра психологии
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Учебное пособие для студентов очного, заочного отделений экономических специальностей


Краснодар 2008

УДК 159.9:174(075)

ББК 88.5
К 75
Составитель: ассистент Кох М.Н.
Деловое общение [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения экономических специальностей/ Составитель Кох М.Н.; Кубанский государственный аграрный университет. – Краснодар: Изд-во «Полиграфик», 2008. – 120с.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для оказания методической помощи студентам очной и заочной формы обучения при подготовке к самостоятельной работе, а также при подготовке к сдаче зачета по дисциплине «Деловое общение».
Утверждено методической комиссией факультета управления

«05» июня 2008 года, протокол № 14
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент Некрасов С.Д.

кандидат психологических наук, доцент Щетинская Н.Б.

© Кох М.Н., 2008

© Глинкина О.Б., редактор, 2008

© ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» 2008
Содержание


Введение

6







Глава 1. Социальная психология как исторический аспект дисциплины «Деловое общение»

7







1.1. Национальная психология, её значение для практики делового общения. Психология народов

7

1.2.Психология масс как аспект дисциплины «Деловое общение»

11







Глава 2.Психология общения

14







2.1. Понятие «Общение»

14

2.2. Деловое общение

15

2.3. Феноменология общения

18

2.4. Вербальные и невербальные средства общения

19

2.5. Восприятие в процессе общения

22

2.6. Интерактивная сторона общения

25







Глава 3.Личность в деловом общении

28







3.1.Структура личности в системе детерминант её поведения

28

3.2.Механизмы психологической защиты

34

3.3.Типы личности

36







Глава 4. Деловое общение в рабочей группе

39







4.1. Рабочая группа

39

4.2. Структура рабочей группы

41

4.3.Социально- психологический климат в рабочей группе

44

4.4.Стиль руководства

47







Глава 5. Конфликты в деловом общении

50







5.1.Классификация конфликтов

51

5.2.Причины конфликтов

52

5.3.Основные элементы конфликта

54

5.4.Стратегии поведения в конфликтной ситуации

55

5.5.Спор как разновидность конфликта

57







Глава 6.Переговоры в деловом общении

60







6.1. Переговоры как процесс взаимодействия

64

6.2.Модели поведения на переговорах

66

6.3.Основные положения метода принципиальных переговоров

70







Глава 7. Основные формы деловой коммуникации

72







7.1. Деловые совещания

72

7.2. Деловая беседа

75

7.3.Фазы деловой беседы

77







Глава 8.Этика делового общения

81







8.1.Этика – учение о морали, нравственности

81

8.2. Профессиональная нравственность

82

8.3. Этика деловых отношений в организации

84

8.4. Критика в деловом общении

86

8.5.Место этики в деловом общении

89







Глава 9.Этикет делового общения

91







9.1.Правила этикета

91

9.2.Деловое общение по телефону

93

9.3. Деловая переписка

96







Глава 10.Психология политической деятельности

99







10.1.Человек в политике

99

10.2.Политика как профессиональная деятельность

101







Глава 11.Экономическая психология

104







11.1 Человек – хозяйствующий субъект

104

11.2. Экономическое сознание и экономическое поведение

107







Приложение

109







Литература

116







Словарь терминов и понятий

118


Введение
Дисциплина «Деловое общение» носит во многом прикладной характер, т.е. обслуживает практическую деятельность человека. Цель данного пособия - способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их будущей профессиональной деятельности.

Деловое общение по своей сути есть межличностное общение. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

За многие столетия своего исторического опыта рыночная экономика накопила богатейший опыт обеспечения высокой эффективности производства. Этот опыт свидетельствует о том, что успех любого дела определяется не только экономическими факторами, но и в не меньшей мере зависит от личностных качеств людей участвующих в производстве, от стиля общения сотрудников. Большинство специалистов, имея хорошие потенциальные возможности для того, чтобы успешно построить карьеру, так и не реализовывают их. Зачастую людям не хватает просто коммуникативных способностей, чтобы реализовать свои цели и замыслы.

В учебное пособие включён материал по психологии личности, так как в практике делового общения анализ личностных особенностей партнера необходим для создания согласованного межличностного взаимодействия. Частью профессиональной среды является трудовой коллектив, в материале, помещённом в главе по теме, описывается психология рабочей группы, раскрыты феномены лидерства и стилей руководства. В главе «Деловая коммуникация» рассматриваются способы и приёмы эффективного делового общения, ведения деловых переговоров, деловой беседы и т.д.

Глава 1. Социальная психология как исторический аспект дисциплины «Деловое общение».
1.1. Национальная психология, ее значение для практики делового общения. Психология народов
Феномены общения существуют давно. Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, также стара, как и сама совместная деятельность. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида.

Из поколения в поколение передавалось табу, обряды, это выступало нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны древним ораторам.

Если мы приблизимся к нашему времени, то к середине 19 в. можно наблюдать прогресс ряда наук, имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни, а значит и взаимодействию людей. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована процессами, которые происходили в это время в Европе. Так как бурно развивался капитализм, развивались экономические связи между странами, это вызвало активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов.

Психология в середине 19 в. развивалась преимущественно как психология индивида. Однако развивающаяся в этот период социология обратилась к психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Концепция французского социолога Г. Тарда рассматривает модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Несостоятельность этой модели привела к тому, что законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Таким образом, окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания – психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США стал Л.Уорд. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психология народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус(1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). В 1859 был основан журнал «Психология народов и языкознание». В своих работах они указывали на существование духа народа как некоего духовного целого. «У каждого народа имеется свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая «народностью», индивидуальное сознание есть лишь его продукт. В связи с этим, задача «народной психологии» заключается в том, что бы «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В.Вунда (1832-1920). Основное развитие его идеи получили в 1900 году, в первом томе его труда «Психология народов». В.Вунд изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основным методом исследования должен стать метод анализа продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Несмотря на различия взглядов, основная идея учёных является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии методы. Эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы. В психологии по этому поводу сегодня говорят о надсознательных и надиндивидуальных явлениях. В основе надсознательных и надиндивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций, социальных норм.

Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознаётся субъектом, и не контролируется им. Примером таких образцов можно рассматривать этнические стереотипы, которые, усваиваясь, через такие механизмы социализации как подражание и идентификация (постановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности.

При исследовании этих проявлений, выявляют те существующие в культуре эталоны и стереотипы, через призму которых люди судят о представителях других этнических групп и, ориентируясь на которые, вступают с этими представителями в контакты. К таким этническим стереотипам относится, например, представление о педантичности всех немцев, вспыльчивости всех итальянцев. Нередко, оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей.

В сфере деловых отношений в каждой стране действуют настолько сильные традиции и установки, что возможно создать портрет типичного представителя какой-либо национальности.

Немцы:

  1. В среде деловых людей не встречается неряшливых, неаккуратных.

  2. Немцы питают большую слабость к титулам, поэтому титул называть обязательно.

  3. Немцы не делают подарков. Проявление бережливости как национального качества.

  4. Говоря о делах, немцы не приемлют юмора.

Французы.

1. Если говорить о деловых сделках - французы не склонны рисковать.

2. Француз может перебить собеседника. Это у них не считается большим прегрешением, в силу живости национального характера, большой эмоциональности французов.

3. Приглашение на обед у французов - исключительная честь, отказаться от приглашения - значит нанести обиду, прибывать на ужин следует на 15 минут позже назначенного времени.

4. Французы очень щепетильны в вопросах дистанции. Из прикосновений - только рукопожатие.

5. Во Франции очень ценится хорошее образование, поэтому если вы закончили престижное учебное заведение - упомяните это, это вам будет только на пользу.

Англичане.

  1. Если говорить о бизнесе, то предпочтение отдают сделкам, которые дают немедленную выгоду.

  2. Английские деловые люди хорошо эрудированны, имеют широкий круг интересов: спорт, литература, искусство.

  3. Англичане хорошие психологи, они очень наблюдательны, не приемлют фальши.

  4. Англичане любят помогать, охотно делятся своими секретами, включая секреты профессионального успеха.

  5. Переговоры принято начинать с разговора о детях, погоде, спорте.

  6. Непримиримое отношение к взяткам. Принято дарить: книжки, авторучки, записные книжки. Все остальное считается взяткой.



1.2. Психология масс
«Психология масс» как теория зародилась во Франции, во второй половине 19 века. Истоки её были заложены в концепции подражания Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения кроме как при помощи идеи подражания. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении. Эти две идеи воплотили в своих работах ученый Тардо, социолог Лебон, юрист Сигеле.

Сигеле говорил о необходимости разработать коллективную психологию, как психологию различных масс людей. Коллективную психологию также рассматривают как психологию толпы. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий – уличные происшествия, недовольство действиями представителем власти и так далее. Длительность существования определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, когда зрелище иссякнет. Но, если сборище связано с выражением недовольства, толпа может все больше возбуждаться и переходить к действиям. Стихийность является основным признаком толпы. Лебон говорил о том, что «психология толпы» отличается от психологических характеристик составляющих ее людей. «Сознательная личность» исчезает, чувства и мысли людей принимают одно и тоже направление. Типичными чертами поведения человека в массе является: обезличивание, (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), вообще утрата интеллекта, (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности, (что приводит к отсутствию контроля над страстями).

Масса более стабильное образование, по сравнению с толпой. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, в отличие от толпы; она может оказаться гораздо более организованной. Массе нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Манифестация, демонстрация, митинг-это масса людей, в этом случае важна роль организаторов.

Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе, как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения. Уильям Мак-Даугалл изначальной причиной всех поведений людей считал врожденные инстинкты. «Инстинктивные импульсы» определяют цель всякой деятельности. Он указывал на связь некоторых «основных инстинктов» и «первичных эмоций человека». Так, например, инстинкт бегства от опасности и эмоции страха; инстинкт любопытства и эмоции удивления; инстинкт драчливости и эмоции гнева; инстинкт покорности и эмоции самоуничтожения; родительского инстинкта и эмоции нежности. Подробный анализ инстинктов в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьёзное внимание психологи, многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в психоаналитической концепции Фрейда.
Вопросы к семинару:

  1. Исторический аспект дисциплины «Деловое общение».

  2. Психологическое направление в социологии в трудах Г. Тарда

  3. Психология народов.

  4. Психология масс.

  5. Теория инстинктов социального поведения У. Мак–Даугалла.


Темы рефератов:

  1. Русские мыслители о духовно- нравственных аспектах хозяйственной деятельности.

  2. Национальные особенности теории человеческих отношений.



Основная литература:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс,-2006.-376с.

2.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: Юнити,- 2006.-584 с.

Дополнительная литература:

  1. Булыгина А.А. Этика делового общения. Новосибирск, 1995.

  2. Братусь Б.С.Психология. Нравственность. Культура. - М.,1994

  3. Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Минск, 2000


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила оформления дипломных работ Министерство образования и науки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации высший арбитражный суд российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск