Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»





Скачать 322.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/3
Дата публикации11.04.2015
Размер322.72 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка



Статус рабочей программы

Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов:

 - Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- закона «Об образовании РТ»,

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.;

- Приказа МО и Н РТ от 10.07.2012 года №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

- Учебного плана МБОУ – Красноборской СОШ Агрызского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2013 года)

- Авторская программа доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

- Методическое письмо МОиН РТ №7931/9 от 16 октября 2009 года «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), программы Боголюбова Л.Н (профильный уровень). Программа разработана на 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю.


Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав, которого входят:

Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др

Цели

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые изучаются на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. В старшей школе преобладает рациональное начало, которое уделяет углубленное внимание теоретическим вопросам. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Сложные понятия раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну сторону рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий, и предлагается несколько определений какого-либо из них.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Рабочая программа предполагает отведение учебного времени на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Особое внимание уделяется формированию таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание. Они необходимы для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. Закладываются умения работы с фрагментами текста: вводятся задания на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; использование информации текста в другой познавательной ситуации; формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Закладываются умения применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте; умение конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; умение решать задачи, требующие анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов; умение составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса; умение писать мини-сочинение (эссе) по теме, предлагаемой в форме афористических высказываний.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: зачетные работы, тестирование, обобщающие уроки, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.

В календарно-тематическом планировании используется сокращение ПОУ – повторительно-обобщающий урок.

Учебно-тематическое планирование

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения. Курс обществознания в 10 классе состоит из 5 разделов.



Изучаемый раздел, тема

Количество часов

1

Социально - гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

18 часов

2

Общество и человек.

26 часов

3

Деятельность как способ существования людей.

11 часов

4

Сознание и познание

17 часов

5

Личность. Межличностные отношения

32 часа




Итого

105 часов


Содержание тем учебного курса

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Тема 2. Общество и человек

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально- конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка. Данная рабочая программа по истории 7 класса...
Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-фз от 24. 07. 1998г. (в действующей редакции)
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск