Согласовано





Скачать 231.73 Kb.
НазваниеСогласовано
Дата публикации19.04.2015
Размер231.73 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Информатика > Образовательный стандарт
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет


СОГЛАСОВАНО

Декан ФТК

__________________ Черноруцкий И.Г.

«_____» ___________ _____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФТК

__________________ Черноруцкий И.Г.

«_____» ___________ _____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление качеством

Кафедра-разработчик

Системный анализ и управление

Направление (специальность) подготовки

220100 Системный анализ и управление

Наименование ООП

Квалификация (степень) выпускника

Образовательный стандарт

Федеральный ГОС

Форма обучения

очная

СОГЛАСОВАНО

__________________

«_____» ___________ _____ г.

Соответствует ФГОС ВПО.

Утверждена кафедрой САиУ

(протокол №  от 17.05.2011)

Зав. кафедрой САиУ

______________ В.Н. Козлов

Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:




доцент




 

В.Е. Магер

1. Цели и результаты изучения дисциплины

1.1. Цели изучения дисциплины

Управление качеством в современных условиях международной конкуренции является востребованным на всех уровнях управления, от государственного и до уровня руководства деятельностью конкретных коллективов исполнителей.

Цель изучения дисциплины – получение студентами знаний, умений и навыков по применению принципов и методологии всеобщего управления качеством для руководства проектами и процессами деятельности организаций, использованию методов мотивации персонала и моделей систем менеджмента качества (СМК) в совершенствовании деятельности организаций, проведению анализа и представлению интегрированной информацию по качеству деятельности для принятия управленческих решений.
1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

Код

Результат обучения (компетенция) выпускника ООП

ОК-1

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

ОК-4

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом

ОК-7

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)

ОК-8

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПК-1

способностью вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ

ПК-2

способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований

ПК-4

способностью оформить, представить и доложить результаты выполненной работы

ПК-5

способностью разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований


1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студент должен:

знать

  • историю развития методологии менеджмента качества;

  • концепции и принципы формирования моделей СМК;

  • процедуры аудита и сертификации СМК на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000;

  • процедуру самооценки по модели критериев Премии по качеству – «Business Excellence»;

  • методы организации процессов групповой выработки принятия управленческих решений;

  • методы мотивации персонала;

уметь

  • структурировать процессы деятельности организации;

  • проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности;

  • представлять интегрированную информацию по качеству для принятия управленческих решений;

  • организовать групповую работу по выявлению, структурированию и устранению проблем;

владеть

  • методологией Всеобщего управления качеством (TQM);

  • навыками по сбору, обработке и представлению информации для анализа;

  • пониманием процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества.


2. Место дисциплины в ООП

Дисциплина «Управление качеством» согласно ФГОС ВПО 220100 «Системный анализ и управление» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М2.В преподается в 9 семестре.

Изучение дисциплины «Управление качеством» базируется на результатах освоение следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Теория управления», «Системный анализ и управления», «Экономика», «Основы менеджмента», «Математическая статистика»

Результаты изучения дисциплины «Управление качеством» используется при изучении следующих дисциплин: «Управление инновациями», «Системный анализ инновационной деятельности», «Проектирование инновационно-управляющих систем».
3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы

3.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

ач/нед

ач/сем

Лекции

1

18

Лабораторные занятия





Практические занятия, семинары

2

36

в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме





Самостоятельная работа



14

в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа



8

Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)



40

Общая трудоемкость освоения дисциплины

в академических часах: 

 

в зачетных единицах: 




108

3.00


3.2. Формы контроля

Формы контроля

Количество

Текущий контроль

Контрольные работы (КРаб), шт.



Коллоквиумы (Кк), шт.

5

Расчетно графические работы (РГР), шт.



Рефераты (Реф), шт.



Курсовые проекты (КП), шт.



Курсовые работы (КР), шт.



Промежуточная аттестация

Зачёты (З), шт.



Экзамены (Э), шт.

1


4. Содержание и результаты обучения

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы




Темы

Л

ПЗ

СРС

Э

1

1. Термины и определения. Эволюция управления качеством




1.1. Термины управления качеством

1

2

7

0

2

2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством




2.1. Сущность качества и управления качеством.

1

2

7

0

3

3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии




3.1. Методы сбора и представления информации

2

4

5

0

4

4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством




4.1. Стандарты ИСО серии 9000

2

4

5

0

5

5. Документирование системы менеджмента качества




5.1. Состав и иерархия документов по СМК

2

4

5

0

6

6. Методы выработки управленческих решений




6.1. Методы выработки управленческих решений

2

4

1

0

7

7. Инвариантные модели систем менеджмента качества




7.1. Инвариантные модели СМК

2

4

5

0

8

8. Внутренние аудиты СМК




8.1. Внутренние аудиты

2

4

5

0

9

9. Обобщенный цикл управления качеством




9.1. Цикл управления качеством

2

4

7

0

10

10. Основы теории мотивации




10.1. Мотивация в управлении качеством

2

4

7

0




Итого по видам учебной работы:

18

36

54

0




Общая трудоемкость освоения: ач/зет














4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины

Темы, разделы

Результаты освоения дисциплины

1. Термины и определения. Эволюция управления качеством




1.1. Термины управления качеством

Основополагающие понятия, связанные с рыночной стратегией и направленностью всеобщего управления качеством на повышение прибыльности организации. Групповая работа по терминам «Заказчик», «Поставщик». Определение ресурсов организации. Роль и функции высшего руководства в деятельности организации и обеспечении качества. Универсальный процесс производства от «заказа» до «послепродажного обслуживания». Этапы процесса в плане их представленности в международных стандартах ИСО серии 9000. Участвующие и ответственные подразделения организации. Контрольные точки процесса. Процессный подход стандартов ИСО серии 9000. Экономия затрат по принципу «предотвратить, а не исправлять». Развитие методологии от цехового контроля до Всеобщего управления качеством. Этапы эволюции подходов, связь с сопутствующими науками, развитием экономики, техники и технологий. Различие управления и контроля. Определение качества с философских и «индустриальных» позиций.

Знание истории развития методологии управления качеством

2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством




2.1. Сущность качества и управления качеством.

Основные концепции, на основе которых разработаны современные методы и подходы Всеобщего управления качеством. Философия Фейгенбаума, Кросби, Деминга, Джурана, Исикавы, Тагути и др. Японская «революция» в области качества. Затраты на качество и экономика качества. Обоснованность разработки моделей систем качества. Роль мотивации и участия высшего руководства во внедрении управления качеством в любой организации. Стили и методы руководства – «заяц и черепаха». Методы определения качества деятельности организации. Системы качества, разработанные в СССР. Отличие западных подходов и внешней среды. Определяющая роль заказчика. 8 принципов TQM

Владение методологией Всеобщего управления качеством (TQM)

3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии




3.1. Методы сбора и представления информации

Информация как единственный источник для выработки и принятия управленческих решений. Известные способы сбора информации (контрольные листы, графики, проверочные листы выполнения заданий). Базы данных по качеству, их рубрикация. Методы предварительной обработки и представления информации. Построение гистограмм, метод «6 сигма», анализ контрольных графиков, приоритизация, построение диаграмм Парето, анализ причинности и повторяемости. Роль контроля как метода получения информации с управленческой (мотивационной) точек зрения. Квалиметрия как наука, ее методы. Место квалиметрии среди методов обработки и представления информации.

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством




4.1. Стандарты ИСО серии 9000

История создания и развития стандартов ИСО серии 9000. Состав стандартов. Мето-дика работы со стандартами. Формальный и неформальный аспекты внедрения систем каче-ства в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Разъяснение разделов ИСО 9001. Сфе-ры приложения. Соответствие содержания стандартов универсальному процессу производ-ства продукции и/или услуг. Параллельность и взаимозависимость процессов. Процесс под-готовки к аудиту системы менеджмента качества. Органы по сертификации, их выбор. Про-цесс сертификации СМК третьей стороной. Действенность и подтверждение сертификата.

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

5. Документирование системы менеджмента качества




5.1. Состав и иерархия документов по СМК

Иерархия и состав документации на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Обоснование необходимости документирования системы. Итерационный процесс разработки документации на систему менеджмента качества в любой организации. Типовой сетевой график (диаграмма Гантта) процесса внедрения и сертификации системы качества в организации. Роль и место документов нижнего уровня. Примеры «Политики в области качества». Состав и содержание «Руководства по качеству». Взаимосвязь документации на систему качества с базой данных по качеству. Роль автоматизированных систем в создании СМК. Обзор существующих программных продуктов, их возможности

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

6. Методы выработки управленческих решений




6.1. Методы выработки управленческих решений

Групповая работа. «Кружки качества» - история возникновения и преимущества работы в группах. Привлечение к групповой работе представителей перекрестных подразделений. Мозговая атака как главный метод достижения консенсуса в группе. Причинно-следственная диаграмма. Матрицы приоритизации. Гистограмма. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма противостояния как результат SWOT-анализа. Роль высшего руководства в организации групповой работы.

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

7. Инвариантные модели систем менеджмента качества




7.1. Инвариантные модели СМК

Модель системы качества на базе критериев Премии по качеству. Отличие от модели ИСО 9000. Разница в подходах к оценке системы. Опыт применения критериев Премии по качеству в России и за рубежом. Инвариантность модели. Альтернативные модели систем качества, применяемые в специфических областях производства.

Понимание процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями между-народных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества

8. Внутренние аудиты СМК




8.1. Внутренние аудиты

Обоснование необходимости проведения внутренних аудитов для повышения конкурентоспособности. Принципы проведения аудита и требования стандарта ИСО 19011-2002. Статус внутренних аудиторов. Личные качества внутренних аудиторов. Методика аудита и отчетность. Обратная связь по результатам внутреннего аудита.

Умение проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности и представлять интегрированную информацию для принятия управленческих решений

9. Обобщенный цикл управления качеством




9.1. Цикл управления качеством

Методика решений проблем. Приоритизация проблем и роль мотивации. Генерация решений. Бенчмаркинг как инструмент поиска решений. Внедрение инноваций – метод совершенствования процессов деятельности. Создание временных коллективов и реализация проектов по улучшениям. Документирование результатов изменений. Анализ результатов. Спираль качества по Д. Джурану.

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

10. Основы теории мотивации




10.1. Мотивация в управлении качеством

Мотивы поведения человека в производственной среде. Индивидуальная мотивация. Мотивация групп и её взаимосвязь с индивидуальной. Контроль и интерпретация его в со-временном видении. Роли руководителей разного уровня. Влияние руководства на мотивацию персонала. Необходимость обучения всех уровней организации.

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями


5. Образовательные технологии

Практические занятия реализуются в форме семинаров на основе интерактивной работы со студентами и по тематике, которую они в ряде случаев сами выбирают для обсуждения.

Занятия, связанные с освоением разделов «Документирование системы качества», «Методы выработки управленческих решений», «Инвариантные модели систем качества» проводятся в компьютерном классе.
Занятия в активной и интерактивной формах

Занятия в интерактивной форме

Объём, ач


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум развернутым учебным планом не предусмотрен
7. Практические занятия

Занятие № 1.

Мозговая атака. Методика проведения. Роль и функции ведущего. Определение понятия «качество». Генерация и группирование предложений. Достижение консенсуса группы. Формирование общего понимания термина.

Занятие № 2.

Построение гистограммы по заданному массиву исходных данных. Правила группирования данных. Выбор верхних и нижних границ интервалов. Кластеризация данных. Формирование таблицы частот. Построение гистограммы. Анализ на основе полученного статистического распределения.

Занятие № 3.

Построение диаграммы Парето по заданным или выбираемым студентами проблемам. Проведение мозговой атаки по ранжированию причин возникновения проблемы. Формирование таблицы процентного соотношения значимости (весомости или стоимости) причин. Построение диаграммы. Анализ. Повторяемость и воспроизводимость. Требования к сборы первичных данных.

Занятие № 4.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственные зависимости). Правила построения. Состав основных причинных категорий. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Поиск причин с последовательным углублением. Метод «5 почему». Отражение результатов анализа на диаграмме. Приоритизация причин. Нахождение корневых и основных причин возникновения проблемы. Выводы. Возможности воспроизведения.

Занятие № 5.

Диграф взаимозависимостей. Цели и правила построения. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Мозговая атака по определению основных причин возникновения проблемы. Формирование «костяка» диаграммы. Мозговая атака по нахождению сильных и слабых взаимозависимостей. Анализ результатов. Определение главного мотива и его следствия в возникновении проблемы.
8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Деминг У.Э. Выход из кризиса. – Тверь: Альба, 1994. – 498 с.

  2. Зверев В.В,, Козлов В.Н., Магер В.Е. и др. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006, 114 с. (Управление качеством в современном вузе. Вып. 1).

  3. Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В трех частях. Часть 3. Современная история качества / Под общей ред. Ю.В. Василькова и Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорватского Л.Н. Белинькой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 224 с.

  4. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер.
    с англ. / Под. ред. А.В. Гличева. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.

  5. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы / Под ред. Дж. Джурана. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 208 с.

  6. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM – М.: Стандарты и качество, 2008. – 152 с.

  7. Нив Г. Пространство доктора Деминга. В 2-х кн. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  8. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007. – 1 том – 505 с., 2 том — 654 с.

  9. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. — СПб.: ИВЭСЭП, 2005. – 317 с.

  10. Управление качеством: учебник для вузов // Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

  11. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.

  12. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. /Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. – М.: Экономика, 1996. – 98 с.

  13. Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. – М.: Экономика, 2009. – 531 с.

  14. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232 с.

  15. DETRIE Philippe. Conduire Une Demarche Qualite. – Editions d'Organisation, 2001. – 416 p.

  16. FREYSSINET Muriel, PEREZ Juan-Jose. Etapes Pour Reussir Votre Certification. AFNOR, 2001. – 172 p.

  17. J.M. Juran. F.M.Gruna. «Juran’s Quality Control Handbook». Forth Edition. McGraw-Hill Inc., 1993.

  18. MITONNEAU Henri. ISO 9000 Version 2000. Qualite references. – DUNOD, 2001. –
    198 p.

  19. CATTAN Michel, IDRISSI Nathalie, KNOCKA-ERRT Patrick. Maitriser Les Processus De l'Entreprise, GUIDE OPERATIONNEL. – Editions d'Organisation, 2001. – 285 p.

  20. MASSOT Pierre, LAGARDE Didier, NASIADKA Philippe, BELLAICHE Michel. Mode d'Emploi Pour Les PME ISO 9001. – AFNOR, 2001. – 282 p.


Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Адрес сайта курса

http://saiu.ftk.spbstu.ru
9.2. Рекомендуемая литература

Основная литература



Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания

Год изд.

К-во экз.

Место хранения

1

Управление качеством / В. Е. Магер — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010

2010

7

Библиотека

или










Управление качеством / Козловский В. А. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007

2007

55

Библиотека

Дополнительная литература

  1. Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем / Васильков Ю.В., Иняц Н — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008

  1. Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ / ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/local/646.pdf


9.3. Технические средства обеспечения дисциплины

Технические средства освоения дисциплины включают:

  • компьютерную презентацию материала;

  • тесты.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает специализированный класс для проведения практических занятий, имеющий следующее оборудование:

  • мультимедиа-проектор;

  • проекционный экран;

  • лазерная указка;

портативный компьютер (notebook)
11. Критерии оценивания и оценочные средства

11.1. Критерии оценивания

Итоговый контроль по окончании курса в форме экзамена по билетам
11.2. Оценочные средства

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1) Термины управления качеством. «Заказчик», «Поставщик». Виды поставщиков.

2) «Руководство». Функции руководства.

3) «Ресурсы». Состав ресурсов.

4) Универсальный процесс производства продукции и/или услуги. Последовательность действий. Составляющие процессы деятельности.

5)Ответственные подразделения организации.

6) Контрольные точки процесса. Виды контроля.

7) Обратные связи. Обоснование главной концепции управления качеством.

8) Предприятие и его окружение. Двусторонние взаимодействия. Выводы.

9) История управления качеством. Определения понятия «качество» как философской категории.

10) Определения понятия «качество» в индустриальном аспекте.

11) Исторические этапы эволюции: от цехового контроля к управлению качеством процессов. Место квалиметрии.

12) Виды контроля в индустриальном представлении. Их различия.

13) Роль и место стандартов ИСО серии 9000. История создания стандартов.

14) Сравнение концепций ИСО 9000, западных подходов и систем, разработанных
в СССР.

15) Философия управления качеством. Эдвардс Деминг – 3 аксиомы, 14 постулатов.

16). Филипп Кросби – концепция «Zero Defects».

17). Филипп Кросби – решетка зрелости, 14 шагов к совершенству.

18) Джозеф Джуран – непрерывное улучшение.

19). Каору Исикава – 4 положения японской философии управления качеством.

20) Генити Тагути – 7 положений концепции «инжиниринг качества».

21) Причины успеха Японии в вопросах мировой конкуренции. Различия в подходах
к управлению качеством в США, странах Западной Европы и Японии.

22) 8 принципов Всеобщего управления качеством.

23) Методы генерации идей, сбора и представления данных. Мозговая атака.

24) Контрольные карты Шухарта.

25). Контрольные листы.

26) Гистограмма.

27) Диаграмма Парето.

28) Причинно-следственная диаграмма.

29) Диграф взаимозависимостей.

30) Управление качеством. Определение и основные положения системы менеджмента качества (СМК).

31) Состав документации на СМК.

32) Внедрение СМК – формальный и неформальный аспекты.

33) Методика поиска и решения проблем (обобщенный цикл управления качеством).

34) Сертификация систем менеджмента качества. Понятие сертификации. Различия в сертификации продукции и СМК. Сферы приложения.

35) Органы сертификации и вопросы признания сертификатов.

36) Процедура сертификации. Ответственность сторон.

37) Модель премии Правительства РФ в области качества. Отличие процесса оценки СМК от аудита по ИСО 9001.

38) Мотивация. Основные положения индивидуальной мотивации.

39) Способы мотивации.

40) Контроль. Положения, порождающие отрицательное отношение к контролю.
12. Методические рекомендации по организации изучения дисцииплины

Преподавание дисциплины «Управление качеством» как в форме лекций, так и в форме практических занятий насыщено конкретными примерами из отечественного и зарубежного опыта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников...
Согласовано iconСогласовано согласовано
На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде
Согласовано iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано iconСогласовано согласовано утверждено
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Согласовано icon«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр
Согласовано iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
Согласовано iconМбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено
Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск