Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная





Скачать 73.35 Kb.
НазваниеКласс: 8 класс. Технологии: компьютерная
Дата публикации18.08.2013
Размер73.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий
Предмет: русский язык, повторительно-обобщающий урок.
Тема: «Народная физиономия языка» (предупреждение ошибок, вызванных употреблением фразеологизмов).
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Класс: 8 класс.
Технологии: компьютерная презентация (PowerPoint), компьютерный тест.

В ходе создания использовались следующие программные средства:

  1. Microsoft Word - набор и редактирование текста

  2. Microsoft PowerPoint - создание и компоновка презентации

  3. The Gimp - обработка фото и графической информации

  4. XnView - предварительный просмотр изображений


Программное обеспечение а) и b) - является лицензированным ПО для гимназии №6 (по проекту «Дети России»). Программное обеспечение с) и d) является свободно распространяемым ПО.
В ходе создания компьютерного теста использовался язык программирования TurboBasic. Данный вид ПО в настоящее время относится к категории свободно распространяемых программ.
Аннотация:
Готовя в течение нескольких лет учащихся гимназии к Всероссийскому тестированию, ЕГЭ по русскому языку, замечала, что ученики выпускных классов часто допускают ошибки в заданиях, проверяющих знания по теме «Фразеология». Я решила разработать урок, который не только обобщит знания учащихся по этой теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание к устойчивым выражениям, ведь фразеологизмы, по мнению В.Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Задания и упражнения расположены с постоянным наращиванием трудностей. Моя задача – показать ученикам, что фразеологизмы делают речь ярче, образней. Не случайно устойчивые выражения используются как в художественном, так и публицистическом стилях речи. А для того чтобы уместно и правильно употреблять фразеологизмы, необходимо чаще обращаться к словарям и справочникам.

Помня о том, что развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка, основное внимание на уроке я уделила предупреждению ошибок, вызванных употреблением устойчивых выражений. Составленный мною тест позволяет проверить, насколько хорошо ученики знают структуру, значение фразеологизмов. В тесте приводятся 8 предложений с устойчивыми выражениями, часто встречающимися в речи, но лишь два фразеологизма даны без искажений. Задача учащихся – определить, какая допущена ошибка в использованном обороте. Сложность заданий соответствует уровню базовых знаний курса средней школы. На выполнение теста отводится 6 минут. После окончания работы компьютер выставит оценки, укажет, на какое правило допущены ошибки.

Данный урок можно использовать в качестве повторения по теме «Фразеология» в 8 классах, что и было сделано в 8 А, Б, В классах гимназии №6, 8 А - школы №20 города Новочебоксарска. Также урок может быть применен в 9 классах во время подготовки к экзаменам.
Практическая реализация:
Вшивкова Н.Л., учительница русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №6».

Методически грамотно построенный, яркий, эмоционально насыщенный урок, достоинством которого, на мой взгляд, является уместное использование ИКТ. При создании презентации продуманы цвета, сочетание текста и иллюстраций. Задания и ответы к ним, данные учащимся на экране, позволили сэкономить время и проверить усвоение многих вопросов темы сразу на уроке. А компьютерное тестирование помогло не только учителю, но и ученикам увидеть и над чем следует работать, и насколько данная тема сложна и важна. Следует отметить актуальность темы урока, которая заключается в том, что практически на каждом этапе занятия подчеркивалась значимость правильного употребления человеком фразеологических единиц, а также указывалось на важность этой темы для сдачи ЕГЭ.
Поливко О.В., учительница русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №6».

Логически выверенный урок, четко прослеживается выполнение задач урока, умело создается учительницей ситуация успеха. Подобран богатейший материал по фразеологизмам. Поражает разнообразие заданий, предложенных учителем на уроке. Для наиболее трудных упражнений продуманы подсказки, помогающие учащимся прийти к верному ответу. Хочется отметить и работу учителя в незнакомом классе. Вера Александровна сумела заинтересовать учащихся, доказать необходимость работы над речью. Благожелательность, эмоциональность, чувство юмора учителя создали в классе атмосферу доверительности. Закономерно, что ученики сами сделали выводы в конце урока, т.к. цели, поставленные учителем, были достигнуты.
Савинова Н., ученица 8 Б класса МОУ «Гимназия №6».

Необычный урок на очень интересную и актуальную тему. Подготовленный Верой Александровной материал был разнообразным. Мы многое повторили по теме «Фразеология», познакомились с новыми устойчивыми оборотами, сделали маленькие открытия. Я, например, узнала, что фразеологизмы используются не только в художественных произведениях, но и в газетах, журналах. А выполненный мною тест показал, что надо чаще брать в руки фразеологический словарь. Также я убедилась: фразеологизмы делают речь насыщеннее и ярче.


Описание методики использования ИКТ во время занятий.
Информационно-коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока «Народная физиономия языка» (предупреждение ошибок, вызванных употреблением фразеологических оборотов в речи). Методы обучения русскому языку на данном уроке /по уровню активности познавательной деятельности/ следующие: объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение учителя), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической задачи), исследовательский (анализ языковых единиц во взаимосвязи и взаимодействии). Подготовленная презентация как средство обучения позволяет решать поставленные учителем цели наиболее эффективно. Основная задача презентации заключается не только в том, чтобы помочь учащимся повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Фразеология», но и в том, чтобы расширить рамки школьной программы (на уроке вводилось новое понятие «Перифраза»). Для выполнения презентации использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -35 слайдов.

Слайд 1 –Рисунок-символ урока с использованием ИКТ, текст с указанием предмета и класса.

Слайд 2 – Текстовая информация с указанием темы урока, эпиграфа.

Слайд 3 – Рисунок, изображающий детское понимание фразеологизма «живут на ножах».

Слайд 4 – Табличная информация для проверки понимания 16 устойчивых оборотов (заполняется по мере ответов учащихся). Соблюдается дидактический принцип: при любом ответе ученик должен видеть верный ответ.

Слайд 5 – Текст, содержащий теоретические сведения по теме «Фразеология».

Слайд 6 – Иллюстрация. Фотографии 5 различных словарей и справочников по фразеологии.

Слайд 7 – Схема «Источники возникновения фразеологизмов».

Слайд 8–12 – Иллюстрации с пояснениями к 5 фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии.

Слайд 13- 18 – Интерактивный контроль на знание фразеологических оборотов и их лексического значения.

Слайд 19 – Табличная информация, проверяющая сочетаемость слов в устойчивых оборотах (иллюстрация с подсказкой).

Слайд 20 – Фотография страницы и внешнего вида «Фразеологического словаря русского языка». Страница словаря содержит устойчивые выражения со словом «держать».

Слайд 21 – Текст с правильными вариантами ответов (6 фразеологизмов со словом «нога») к заданию олимпиадного характера.

Слайд 22 – Текст на выбор правильного варианта ответа «Четвертый лишний».

Слайд 23 – Таблица к заданию «Найди антонимическую пару».

Слайд 24 – Таблица с правильными вариантами ответа, выделенными цветовыми решениями, на задание слайда 23.

Слайд 25 – Текст-задание к компьютерному тесту.

Слайд 26 – Текст с правильными вариантами ответов тестовых заданий.

Слайд 27 – Текст – эпиграф, позволяющий сформулировать выводы по итогам выполнения различных заданий.

Слайд 28 – Текст – серия из предложений художественных текстов, в которых используются фразеологические обороты.

Слайд 29 – Текст-задание к упражнению.

Слайд 30 – Текст из 11 предложений, в одном из которых используется фразеологический оборот. Задача учеников – найти это предложение.

Слайд 31-32 – Текстовая и графическая информация, готовящая к введению в речь учащихся нового тропа «перифраза» (перифраза активно используется в публицистическом стиле).

Слайд 33 – Фотография словаря перифраз, текст, поясняющий особенности тропа «перифраза».

Слайд 34 – Фотографии, служащие эмоциональным фоном при подведении итогов урока.

Слайд 35 – Текст - домашнее задание.

После завершения повторения по теме ученикам предлагалось выполнить контрольный тест на компьютере, главное назначение которого – получение учителем оперативной «обратной связи» о ходе усвоения основного учебного материала по теме «Фразеология». В основу теста положен известный способ проверки знаний – контрольные задания с выборкой варианта ответа. На выполнение контрольно-диагностирующего упражнения отводилось 6 минут (это время не выходит за рамки оптимального времени фактического взаимодействия учеников с компьютером). Учащиеся должны были внимательно прочитать каждое из восьми предложений, определить, есть ли в нем ошибка, связанная со структурой, пониманием устойчивого выражения. В двух предложениях нет ошибок, в двух имеются на знание лексического значения фразеологизмов, в двух других использованы фразеологизмы с искаженной структурой, еще в двух «смешались» несколько оборотов в одном). Тест позволяет учителю индивидуально поработать с учащимися, у которых тестовые задания вызывают трудности. После выполнения теста компьютер выдает оценку за проделанную работу, показывает не только, в каких предложениях допущена ошибка, но и на какое правило. На мой взгляд, уместно на уроке обсудить трудные варианты задания. Например, многие ученики не знают, что фразеологизм «о двух головах» означает «безрассудно смелый». Как следствие – выбор неправильного варианта ответа в предложении В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ.

Выполняя тест, учащиеся проявляли большой интерес к предложениям, потому что они составлены с практической точки зрения (все на школьную тему). Впоследствии правильные варианты предложений можно использовать в своей речи.

Адрес сайта в сети Интернет с образовательным материалом конкурсанта
www. chuvashia-zavod4.ru/g6
раздел «Творческая мастерская»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconКалендарно-тематическое планирование занятий по технологии 6 класс
...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconКонспект урока технологии в 5 классе. Ф. И. О. Джумагалиев Забигулла...
Учебник: Сасова А. И. 5 класс «Технология» учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Вентана Граф, 2010 г
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теплинская Полина (2а класс), Одинцов Андрей (4в класс). Победила в конкурсе плакатов «Уважай закон» среди 5-8 классов Осетрова Аделина,...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconУрок по теме "Математическая культура". 7-й класс
Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение)
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconРабочая программа Учебного курса по искусству (рисование) за 5-9 класс ы мбоу «Елховская сош»
Количество часов по программе: 5 класс- 35; 6 класс- 35; 7 класс- 35 ч; 8класс- 16ч; 9класс – 16ч
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconТематический план по технологии (для девочек 5-7 классов) Предмет:...
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconУчебник для учащихся 5 класс. 2005 г. Макуцкая С. Э., Технология....
Павлова О. В. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры/ Волгоград:...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconПрактическая работа
Вводный урок. Содержание курса технологии за 6 класс. Техника безопасности на уроках технологии
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconТематическое планирование по технологии 7 класс
Иметь представление о разделах технологии, предназначенных для изучения в 7 классе
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconМероприятия, класс
Подобряева Н. Л., методист гпсп учителей технологии, учитель технологии мбоу лицея №120
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кл рук. Осьмухина Ю. С.); 5 б класс – 29 чел. (Кл рук. Худякова В. Н.); 6 а класс – 21 чел. (Кл рук. Скурятина Т. А.); 6 б класс...
Класс: 8 класс. Технологии: компьютерная icon«Стандартный вид числа». (8-й класс)
Оборудование: маршрутный лист (МР); техническое оснащение урока – компьютер,проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск