Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад»





Скачать 195.72 Kb.
НазваниеЛитература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад»
Дата публикации28.04.2015
Размер195.72 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература




ЛЕКЦИЯ № 4.
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Цель занятия: изучить предпосылки разработки стратегии обеспечения безопасности киберпространства, характеристику современных угроз и уязвимостей киберпространства, а также основные приоритеты государственного регулирования в сфере безопасности киберпространства

Учебные вопросы:

Введение

ВОПРОС 1. Организационные предпосылки стратегии обеспечения безопасности киберпространства

ВОПРОС 2. Характеристика современных угроз и уязвимостей киберпространства

ВОПРОС 3. Роль современного государства в обеспечении безопасности киберпространства

ВОПРОС 4. Основы организации государственного регулирования в сфере безопасности киберпространства

ВОПРОС 5. Важнейшие приоритеты для обеспечения безопасности киберпространства

Заключение
Литература:

  1. А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. — М.: Издательский дом «Парад», 2005. — 392 с.

  2. http://www.pcis.org.


Введение
В современных условиях развития общественных отношений в человеческом обществе с каждым годом возрастают угрозы в информационной сфере.

Изменились все общественные отношения. В современных условиях вся общественная деятельность опирается на взаимозависимую сеть инфраструктур информационных технологий, которая называется киберпространством.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства США появилась вследствие того, что в 21 веке способ ведения бизнеса, действия правительства, руководства национальной обо­роной изменился.

Вся эта деятельность опирается сейчас на взаимозависимую сеть инфраструктур информационной технологии, которая может быть названа киберпространством. На­циональная стратегия обеспечения безопасности киберпространства предоставляет струк­туру для защиты этой необходимой для нашей экономики, безопасности и образа жизни инфраструктуры.

В последние несколько лет угрозы, связанные с киберпространством значительно выросли. Политика Соединенных Штатов состоит в защите от наносящего ущерб на­рушения работы информационных систем критических инфраструктур и, таким об­разом, в содействии защите людей, экономики и национальной безопасности США.

Американское правительство отмечает, что все субъекты должны действовать, чтобы уменьшить уязвимости к этим угрозам, прежде чем они могут быть использованы для нанесения ущерба кибернетическим системам, под­держивающим критические инфраструктуры нашей страны, и чтобы гарантировать, что такие нарушения киберпространства будут нечастыми, будут иметь минимальную длительность, с ними можно будет справиться и они будут причинять наименьший возможный ущерб.

Обеспечение безопасности киберпространства представляет собой необычайно труд­ную стратегическую задачу, которая требует скоординированных и сосредоточенных усилий всего нашего общества — федерального правительства, властей штатов, местных властей, частного сектора и всего американского народа.

Для привлечения американцев к обеспе­чению безопасности киберпространства был выпущен проект данной стратегии для об­щественных отзывов и проведено десять муниципальных встреч по всей стране с целью сбора информации по развитию национальной стратегии. Тысячи людей и многие орга­низации приняли участие в этих муниципальных встречах и представили свои коммента­рии. Это означает, что краеугольным камнем американской стратегии обеспечения безопасности кибер­пространства является и останется партнерство государственного и частного секторов.
Вопрос 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Организационные предпосылки стратегии обеспечения безопасности киберпространства следует рассматривать на примере общества, в котором информационные отношения достигли максимального уровня. В настоящее время, по сравнению с другими странами максимальный уровень развития информационных отношений зафиксирован в США.

Критические инфраструктуры США составляют государственные и част­ные учреждения следующих секторов1:

  • сельскохозяйственного,

  • производства пищевых продуктов,

  • водоснабжения,

  • здравоохранения,

  • служб экстренной помощи,

  • правитель­ства,

  • оборонной промышленной базы,

  • информации и телекоммуникаций,

  • энергетики,

  • транспорта,

  • банковского дела и финансов,

  • химикатов и опасных веществ,

  • почтового сектора

  • сектора перевозок.

Киберпространство представляет собой их «нервную сис­тему», систему контроля нашей страны. Киберпространство составляют сотни тысяч взаимосвязанных компьютеров, серверов, маршрутизаторов-переключателей, волокон­но-оптических кабелей, дающих возможность работать нашим критическим инфраструктурам. Таким образом, безопасное функционирование киберпространства явля­ется необходимым для нашей экономики и национальной безопасности.

Данная Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства пред­ставляет собой часть общих усилий общества по защите страны.

Это неотъемлемый ком­понент Национальной стратегии обеспечения национальной безопасности, который до­полняет Национальная стратегия физической защиты критических инфраструктур и основных активов.

Цель данного документа — привлечь и уполномочить американцев обеспечивать безопасность тех частей киберпространства, которыми они владеют, управляют, контролируют или с которыми взаимодействуют.

Обеспечение безопас­ности киберпространства представляет собой необычайно трудную стратегическую задачу, требующую скоординированных и сосредоточенных усилий всего нашего об­щества: федерального правительства, властей штатов, местных властей, частного сек­тора и всего американского народа.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства обрисовывает первоначальную структуру для организационных и первостепенных усилий.

Она дает общее направление ведомствам и организациям федерального правительства, играю­щим свои роли в обеспечении безопасности киберпространства.

Она также определя­ет шаги, которые могут быть предприняты властями штатов и местными властями, частными компаниями и организациями, а также отдельными американцами для улуч­шения безопасности киберпространства. Национальная стратегия обеспечения безопас­ности киберпространства выдвигает на передний план партнерство государственного и частного секторов.

Этот документ обеспечивает структуру для вкладов, которые может внести общество для обеспечения безопасности наших частей киберпространства. С течением времени динамика киберпространства потребует внесения корректировок и исправлений в эту Стратегию.

Скорость и анонимность кибернападений затрудняют возможность распознания действий террористов, преступников и государств — задача, часто возникающая толь­ко после свершившегося факта, если вообще возникающая.

Поэтому Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства помогает уменьшить уязвимо­сти нашей страны к наносящим ущерб нападениям на критические информацион­ные инфраструктуры или поддерживающие их физические активы.

Стратегические цели

В соответствии с Национальной стратегией обеспечения национальной безопасности стратегические цели Национальной стратегии обеспечения безопасности киберпростран­ства таковы:

  • предупреждение кибернападений на критические инфраструктуры США;

  • уменьшение национальных уязвимостей к кибернападениям;

  • минимизация ущерба и времени восстановления после кибернападений, если таковые произошли.



Вопрос 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ И УЯЗВИМОСТЕЙ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Экономика и национальная безопасность любого государства в меньшей или больше степени зависят от информаци­онной технологии и информационной инфраструктуры. Центром информационной инфраструктуры, в современных условиях является Интернет.

Эта система, первоначально была задуманна для того, чтобы дать возможность ученым (которые, как предполагалось, не заинтересованы злоупотреблением сетью) делиться несекретными исследованиями.

Тот же самый Интернет сегодня соединяет миллионы компьютерных сетей, заставляя ра­ботать большинство важнейших инфраструктур и служб многих стран. Эти компьютерные сети также регулируют работу таких физических объектов, которые существуют вне киберпространства (электрические трансформа­торы, поезда, насосы трубопроводов, химические резервуары, радары, фондовые рын­ки, сфера образования и т.д.).

Целый ряд злонамеренных действующих лиц может и ведет нападения на критические информационные инфраструктуры государства.

Основное беспокойство вызывает угроза организованных кибернападений, способных вызвать наносящий ущерб под­рыв критических инфраструктур страны, экономики или национальной безо­пасности.

Ясно, что необходимый технический опыт для проведения такого нападения должен быть достаточно высоким и скоординирован по целям и задачам.

Именно эта причина частично объясняет отсутствие таких наносящих весомый ущерб нападений до настоящего времени. Однако не следует испытывать чрезмерный оптимизм. Заиксированы случаи, когда организованные нападающие использовали уязвимости, которые могут указывать на более разрушительные возможности.

Также существует неопределенность и в отношении намерения и полных технических возможностей некоторых отслеженных нападений. Необходим улучшенный анализ современных киберугроз для рассмотрения долгосрочных тенденций, связанных с угрозами и уязвимостями.

Широко известно, что инструментальные средства и методологии нападений ста­новятся широко доступными, а технические возможности и опыт пользователей, склонных к созданию беспорядка или разрушений, возрастают.

В Национальной стратегии обеспечения безопасности киберпространства США зафиксировано, что в мирное время противники США могут вести шпионаж в правительстве, уни­верситетских исследовательских центрах и частных компаниях. Такой анализ справедлив, в принципе для любого другого государства, развивающего свои национальные инфокоммуникационные технологии.

Злоумышленники при этом могут также стремиться к подготовке кибернападений во время конфронтации, составляя план информационных систем государства, устанавливая ключевые цели и вплетая в государственную инфраструктуру лазейки, люки и другие средства доступа. В военное время или во время кризиса противники могут стремиться к запугиванию политических деятелей стра­ны путем нападения на критические инфраструктуры и основные экономические функции или разрушения общественного доверия к информационным системам.

Кибернападения на государственные информационные сети могут иметь такие серьезные последствия, как нарушение важнейших операций, потери доходов и интеллектуальной собственности или людские потери. Противостояние таким на­падениям требует развития прочных возможностей там, где их не существует сегод­ня, если мы собираемся уменьшить уязвимости и помешать тем, кто имеет намере­ние и возможности причинить ущерб нашим критическим инфраструктурам.

Вопрос 3. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

КИБЕРПРОСТРАНСТВА
В настоящее время в США частный сектор в целом лучше оснащен и структурирован для реагирования на раз­вивающиеся киберугрозы.

Однако существуют определенные случаи, где именно реакция федерального правительства является наиболее уместной и оправданной.

Для блокирования внутренних угроз обеспечение непрерывности действий правительства требует обеспечения на­дежности его собственных кибернетических инфраструктур и активов, необходимых для поддержки его важнейших задач и служб.

Для блокирования внешних угроз роль государства в обеспечении безопасности киберпространства оправдана в тех случаях, когда высокие операционные расходы или юридические барьеры приводят к существенным пробле­мам координации; в случаях, когда государство действует в отсутствии сил частного сектора; для разрешения побудительных проблем, ведущих к недостаточному обеспе­чению совместно используемых критических ресурсов, а также для повышения осоз­нания безопасности.

Партнерство государственного и частного секторов на современном этапе государственного развития представляет собой ключевой компонент Стратегии обеспечения безопасности.

Это так по нескольким причинам.

Партнерство государственного и частного секторов может ус­пешно противостоять возникающим проблемам координации в сфере обеспечения безопасности киберпространства. Оно может значительно улучшить информационный обмен и сотрудничество. Партнерство государственного и частного секторов может принимать различные формы и будет направлено на повышение осоз­нания, обучение, технологические усовершенствования, исправление уязвимостей и восстановительные операции.

Определяющая роль государства в этих и других случаях оправдана только тогда, когда выгоды вмешательства перевешивают соответствующие расходы.

Такой стандартизированный подход особенно ва­жен в тех случаях, когда существуют жизнеспособные решения частного сектора для рассмотрения любых потенциальных угроз или уязвимостей. При этом в каждом случае следует рассматривать общие расходы и влияния данного правительственного решения в срав­нении с другими альтернативными действиями и в сравнении с отсутствием действий, принимая в расчет любые существующие или будущие решения частного сектора.

Государственные усилия и действия по обеспечению безопасности киберпространства оправда­ны для следующих целей:

судебного преследования и установления источника нападения в киберпространстве,

защиты сетей и систем, имеющих критическое значение для национальной безопасности,

формулирования общегосударственных ука­заний и предупреждений,

для защиты от организованных нападений, способ­ных нанести ущерб экономике.

Усилия государства действия должны также поддерживать исследования и развитие технологии, которые позволят частному сектору лучше защи­щать находящиеся в частном владении части критической инфраструктуры государства.

Вопрос 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
После сентябрьских событий 2002 года президент Д.Буш 22 ноября подписал законопроект по созданию Мини­стерства национальной (внутренней) безопасности. На данное Министерство возложены также определенные обязанности по обеспечению безопасности киберпространства.

Это новое ведомство министерс­кого уровня объединит 22 федеральные организации для общей цели улучшения на­шей национальной безопасности.

При этом у министра будут важные обязанности по обеспе­чению безопасности киберпространства.

Эти обязанности включают:

  • разработку всестороннего национального плана обеспечения безопасности основных ресурсов и критической инфраструктуры США;

  • обеспечение кризисного управления в ответ на нападения на критические информационные системы;

  • предоставление технической помощи частному сектору и другим государ­ственным организациям в отношении планов экстренного восстановления в случае повреждения критических информационных систем;

  • согласование с другими организациями федерального правительства вопро­сов предоставления определенной предупреждающей информации и рекомендаций по соответствующим защитным мерам и контрмерам для организаций на уровне шта­та, местных и негосударственных организаций, включая частный сектор, академичес­кие круги и общественность;

  • проведение и финансирование вместе с другими организациями исследова­ний и разработок, ведущих к выработке нового научного понимания и технологий в поддержку национальной безопасности.

В соответствии с этими обязанностями данное Министерство в США становится федеральным центром ма­стерства в обеспечении безопасности киберпространств и фокальной точкой для связи фе­дерального правительства с организациями на уровне штата, местными и негосударствен­ными организациями, включая частный сектор, академические круги и общественность.

Вопрос 5. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

КИБЕРПРОСТРАНСТВА
В современных условиях Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства США формулиру­ет пять национальных приоритетов, которые включают:

I. Национальную систему реагирования на инциденты безопасности киберпространства;

II. Национальную программу уменьшения уязвимостей и угроз безопасности киберпространства;

  1. Национальную программу обучения и повышения осознания безопасности киберпространства;

  2. Обеспечение безопасности государственного киберпространства;

V. Национальную безопасность и международное сотрудничество по обеспечению безопасности киберпространства.

Первый приоритет сосредотачивается на улучшении реагирования на инциден­ты в киберпространстве и уменьшении потенциального ущерба от таких событий. Целью второго, третьего и четвертого приоритетов является уменьшение угроз кибернападений и уязвимостей к ним. Пятый приоритет относится к предотвраще­нию кибернападений, которые могут повлиять на активы национальной безопас­ности, и улучшению международного менеджмента и реагирования на такие напа­дения.
Приоритет I: Национальная система реагирования на инциденты безопасности киберпространства

Быстрое определение искаженных информационных массивов, обмен информацией и исправление поврежденных информационных ресурсов часто могут умень­шать ущерб, причиненный злонамеренной деятельностью в киберпространстве. Что­бы эти мероприятия были эффективными на национальном уровне, в обществе необходимо партнерство государства и индустрии для проведения анализа, выпуска предупреждений и координации усилий по реагированию.

В этом процессе необходима защита неприкосновенности частной жизни и гражданских прав. По­скольку никакой план по обеспечению безопасности киберпространства не может быть неприступным для спланированного и интеллектуального нападения злоумышленников, информационные системы должны уметь работать при таком нападении и обладать спо­собностью быстрого и полного восстановления операций.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства определяет восемь основных мероприятий и инициатив для реагирования на инциденты безо­пасности киберпространства США:

  1. Создание государственно-частной архитектуры для реагирования на киберне­тические инциденты национального уровня;

  2. Обеспечение модели разработки тактического и стратегического анализа кибернападе­ний и оценки уязвимостей;

  3. Стимулирование развития возможностей частного сектора для совместного си­ноптического обзора состояния киберпространства;

  4. Расширение сети кибернетической информации и предупреждений для под­держки роли DHS в координации кризисного управления для обеспечения безопас­ности киберпространства;

  5. Улучшение национального менеджмента инцидентов;

  6. Координация процессов добровольного участия в разработке национальных планов непрерывности действий государственного и частного секторов и действий в чрезвычайных обстоятельствах;

  7. Применение планов непрерывности обеспечения безопасности киберпростран­ства для федеральных систем;

  8. Улучшение и совершенствование совместного использования информации, ка­сающейся кибернападений, угроз и уязвимостей, государственным и частным секто­рами.


Приоритет II: Национальная программа уменьшения уязвимостей и угроз безопасности киберпространства

Воспользовавшись уязвимостями в кибернетических системах государства, организо­ванное нападение может подвергнуть риску безопасность критических инфраструк­тур страны.

Уязвимости, представляющие наибольшую угрозу для киберпрос­транства, встречаются в информационных активах самих предприятий критической инфраструктуры и во внешних поддерживающих структурах, таких как механизмы Интернета.

Менее защищенные сайты взаимосвязанной сетевой системы сетей также представляют собой потенциально важные незащищенные места для кибернападений. Уязвимости появляются в результате слабостей технологии и неправильного вне­дрения технологических продуктов и их контроля.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства определяет восемь основных мероприятий и инициатив для уменьшения угроз и соответствую­щих уязвимостей:

  1. Улучшение возможностей деятельности правоохранительных органов по пре­дупреждению и судебному преследованию кибернападений;

  2. Создание процесса национальной оценки уязвимостей для лучшего понимания потенциальных последствий наличия угроз и уязвимостей;

  3. Защита механизмов Интернета путем улучшения протоколов и маршрути­зации;

  4. Стимулирование использования доверенных систем цифрового управления/управления в супервизорном режиме и систем сбора данных;

  5. Уменьшение и устранение уязвимостей программного обеспечения;

  6. Осознание взаимозависимости инфраструктуры и улучшение физической безо­пасности кибернетических систем и телекоммуникаций;

  7. Первостепенное внимание вопросам разработки и исследований в сфере феде­ральной кибербезопасности;

  8. Оценка и обеспечение безопасности появляющихся систем.


Приоритет III: Национальная программа обучения и повышения осознания безопасности киберпространства

Многие уязвимости киберпространства существуют из-за отсутствия осознания безопасности киберпространства со стороны пользователей компьютеров, системных администраторов, разработчиков технологии, должностных лиц, отвечающих за при­обретение, аудиторов, управляющих по информации (СЮ), высшего руководства и правления корпораций.

Такие связанные с осознанием уязвимости представляют серьезный риск для критических инфраструктур независимо от того, существуют ли они в самой инфраструктуре. Недостаток обученного персонала и отсутствие широко признанных, многоуровневых программ аттестации для специалистов в сфере безо­пасности киберпространства осложняют задачу работы с уязвимостями киберпрост­ранства.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства определяет четыре основных мероприятия и инициативы для повышения осознания, обучения и образования:

  1. Создание всесторонней национальной системы повышения осознания, чтобы уполномочить всех граждан — деловые круги, рабочую силу и обычное населе­ние — обеспечивать безопасность своих частей киберпространства;

  2. Стимулирование адекватных программ обучения и образования для поддержки потребностей безопасности киберпространства страны;

  1. Увеличение эффективности существующих федеральных программ обучения в сфере безопасности киберпространства;

  2. Стимулирование поддержки частного сектора для хорошо согласованных и ши­роко признанных профессиональных аттестаций в сфере обеспечения безопасности киберпространства.


Приоритет IV: Обеспечение безопасности государственного киберпространства

Хотя власти управляют только меньшей частью компьютерных систем критичес­ких инфраструктур США, власти на всех уровнях осуществляют важнейшие услуги в сельскохозяйственном секторе, секторе производства пищевых продуктов, водоснаб­жения, здравоохранения, служб экстренной помощи, обороны, социального обеспе­чения, информации и телекоммуникаций, энергетики, транспорта, банковского дела и финансов, химикатов, перевозок и почтового сектора, поставка которых зависит от киберпространства. Власти могут подавать пример в обеспечении безопасности ки­берпространства, включая стимулирование рынка более безопасных технологий по­средством своих закупок.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства определяет пять основных мероприятий и инициатив для обеспечения безопасности государствен­ного киберпространства:

  1. Постоянная оценка уязвимостей и угроз федеральным кибернетическим систе­мам;

  2. Аутентификация и обслуживание уполномоченных пользователей федеральных кибернетических систем;

  3. Обеспечение безопасности федеральных беспроводных локальных сетей;

  4. Улучшение безопасности государственных приобретений и привлечения внешних ресурсов;

  5. Побуждение властей штатов и местных властей к рассмотрению вопроса созда­ния программ по безопасности информационной технологии и участия в работе цен­тров обмена и анализа информации с аналогичными властями.


Приоритет V: Национальная безопасность и международное сотрудничество по обеспечению безопасности киберпространства

Киберпространство Америки связывает США с остальным миром. Сетевая система сетей охватывает всю планету, позволяя злонамеренным действующим лицам на одном континенте воздействовать на системы, расположенные на расстоянии тысяч миль.

Кибернападения пересекают границы со скоростью света, и распознание источ­ника злонамеренной деятельности представляет собой трудную задачу. Страна должна быть способна охранять и защищать свои критические системы и сети.

Для этого необходима система международного сотрудничества, помогающая облег­чить совместное использование информации, уменьшить уязвимости и удержать зло­намеренных действующих лиц.

Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства определяет шесть основных мероприятий и инициатив для укрепления национальной безопас­ности США и международного сотрудничества:

  1. Усиление связанных с киберпространством действий контрразведки;

  2. Улучшение возможностей определения источника нападения и реагирования;

  3. Улучшение координации в сфере национальной безопасности США для реагирования на кибернападения;

  1. Работа с промышленными и международными организациями для облегчения диалога и содействия партнерству с международными государственными и частными секторами, сосредоточенного на защите информационных структур и стимулирова­нии развития глобальной «культуры безопасности»;

  2. Стимулирование создания национальных и международных сетей наблюдения/предупреждения для обнаружения и предотвращения кибернападений;

  3. Побуждение других государств присоединиться к Совету европейской конвен­ции по киберпреступлениям или обеспечить, чтобы их законы и процедуры были, по крайней мере такими же обстоятельными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальные усилия

Защита широко рассредоточенных активов киберпространства требует усилий многих американцев. Федеральное правительство в одиночку не может обеспечить достаточную защиту киберпространства США.

Традиции федерализма и огра­ничения власти требуют, чтобы организации, не относящиеся к федеральному прави­тельству, взяли на себя инициативу во многих из таких усилий.

Каждый американец, который может внести вклад в обеспечение безопасности части киберпространства, поощряется к этому. Федеральное правительство призывает к созданию и участию в партнерстве государственного и частного секторов для повышения осознания безопасности киберпространства, обучения персонала, стимулирования рыночных сил, улучшения технологии, идентификации и исправления уязвимостей, обмена инфор­мацией и планирования восстановительных операций.

Люди и организации на всей территории США уже предприняли определенные шаги для улучшения безопасности киберпространства.

18 сентября 2002 года многие организации частного сектора опубликовали планы и стратегии обеспечения безо­пасности своих инфраструктур. Партнерство ради безопасности критической инфра­структуры сыграло уникальную роль в содействии вкладу частного сектора в данную Стратегию.

Информацию, поступающую от секторов критической инфраструктуры, можно найти на сайте http://www.pcis.org. (Эти документы не подлежат правитель­ственному утверждению.)

Эти обстоятельные планы инфраструктуры описывают стратегические инициати­вы различных секторов, включая следующие:

  • банковского дела и финансов;

  • страхования;

  • химии;

  • нефти и газа;

  • электроэнергии;

  • правоприменения.

1 Джордж Буш. Национальная стратегия обеспечения безопасности киберпространства США. The White House Washington. Неофициальный перевод с английского языка


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.; методическими...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
В. А. Лазаревой «Литературное чтение» ( Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010), рекомендованной...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
Ярославской области в 2013 – 2014 г.», на основании авторской программы Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (Сборник программ начального...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconДоклад На тему : «Глобализация и человеческая безопасность»
«глобализация». Это связано с тем, что глобализация становится важнейшей отличительной чертой развития современной цивилизации. Известно...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков
России, их неравномерный, фрагментарный и незавершенный характер на каждом из трех этапов рассматриваемого периода
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009
Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пугачёва Саратовской области», учитель начальных классов высшей категории
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconУчебная литература
Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»:...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: 2 часть – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconСша канада (экономика, политика, культура)
Батюк В. И. Трансформация вооружённых сил нато и Россия: вызовы и перспекти­вы, №5
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Загладин Н. В. Программа курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней». М.: Ооо «Торгово-издательский...
Литература: А. И. Смирнов. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Технология» Т. Н. Просняковой, являющейся составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л. В. Занкова (Сборник...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск