лПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
• для учащихся:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. «Окружающий мир». _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
• для учителя:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 классы. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Программа по предмету «Мы и окружающий мир» призвана решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
в ходе решения первой задачи развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию, на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
история открытия и познания природы Земли;
развитие человека и человеческого общества;
сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Окружающего мира» в 4 классе отводятся 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 68 часов.
Из них:
плановых тестовых контрольных работ - 4
проверочных тематических тестовых работ – 5
итоговая тестовая работа - 1
Учебно- методический план
Наименование раздела, темы
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Формы контроля
|
|
|
| Проверочные тематические тестовые работы
| Контрольные тестовые работы
| Итоговые
контрольные тестовые работы
| 1.Человек и окружающий мир
| 1 четверть
2 четверть
|
| 1 1
| 1
|
| 2.Преобразования в России
| 2 четверть
|
| 1
|
| 1
| 3.Мир человека в Новое время
| 3 четверть
4 четверть
|
| 1 1
| 1
|
| 4.Современная Россия
| 4 четверть
|
|
|
|
| 5.Краеведение
|
| В течение года
|
|
|
|
| 4 четверть
|
|
|
| 1
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)
Человек и окружающий мир (21 час)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения. Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы:
осенние работы на пришкольном участке;
составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
составление режима дня;
определение своего роста и веса;
наблюдение за работой мышц и их утомляемостью;
рассматривание клетки под микроскопом;
оказание первой помощи при ушибах и порезах;
работа с гербарными экземплярами лекарственных растений;
работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии .
Преобразования в России (10 часов)
Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом. Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.
Практические работы:
определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;
работа с физической картой России (полезные ископаемые);
работа с исторической картой;
составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий музеи.
Мир человека в Новое время (27 часов)
Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом. Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Практические работы.
сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период;
оказание первой помощи при легких травмах;
подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений;
определение количества дыхательных движений в минуту;
составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ;
весенние работы на пришкольном участке;
работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия (10 часов)
Россия - многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва - столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция - Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства - соседи России.
Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай...).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны
устанавливать связи:
_ между производственной деятельностью человека и природой;
_ между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
_ уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
_ подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир _ государства _ Россия _ республика, область (край) _ город (село) и т.д.);
_ систематизировать изученные в 1_4 классах естественно_ научные и исторические понятия;
_ описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
_ проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
_ работать с простейшими моделями;
_ достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
_ пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
_ оформлять результаты исследовательской работы;
знать/понимать:
_ названия основных органов человека и их значение;
_ некоторые правила предупреждения травм;
_ нормы здорового образа жизни;
_ полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
_ основные этапы истории России;
_ государственную символику;
_ даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
_ народы, населяющие Россию (не менее трех);
_ название основного закона страны;
_ достопримечательности родного края;
_ названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
уметь:
_ находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
_ различать полезные ископаемые (не менее трех);
_ иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
_ соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
_ оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;
_ узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
_ соблюдать правила охраны природы;
_ ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
_ кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
_ описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
_ соотносить год с веком;
_ узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.
УУД на уроках окружающего мира в начальной школе являются:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Методы и средства контроля на уроках окружающего мира Обобщение по разделу «Человек и мир, созданный им». Проверочная тестовая работа.
|