Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями





Скачать 381.05 Kb.
НазваниеПроводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями
страница1/4
Дата публикации01.05.2015
Размер381.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Ведущие образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания

Технология проектно-исследовательской деятельности

Значительную часть инновационного пространства гимназии занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, предполагающая проектирование собственного исследования, определение целей и задач, принципа отбора методик, планирование хода исследования, ожидаемых результатов. Именно проектная технология является наиболее эффективным средством, способствующим профессиональному развитию и социальной адаптации личности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить границы учебных программ и выйти на новый уровень качества образования с учетом индивидуальных потребностей и умений учащихся, знакомит их с творческими, научными и исследовательскими видами деятельности, показывает перспективы будущей профессии, объединяет детей в группы по интересам и создает разновозрастные и межведомственные объединения. В 2010-2011 уч.г. разработано и апробировано 58 ученических проектов.

Проект – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя, научного консультанта, педагога. Следствия выполнения проектов должны быть реальными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретными выводами, а практическая конкретным результатом: чертежом, графиком, готовым изделием, моделью и т.д.

Классификация проектов может быть такова:

Индивидуальные проекты

А) для закрепления навыков по отдельным темам программы (2-4 часа).

Б) (А) + различное оформление работы с использованием информационных технологий (презентационная программа Power Point, стендовое оформление, доклад, тезисы) (10 часов и более).

Коллективные проекты

А) для углубленного изучения отдельных тем или крупного раздела программы (2-4 человека, от 5 часов).

Б) (А) + различное оформление работы с использованием информационных технологий (презентационная программа Power Point, стендовое оформление, доклад, тезисы) (12 часов и более).

Здесь, в первом случае (А), в классе может быть объединение учащихся в группы: историки, математики, физики, экологи, лингвисты, экономисты экспериментаторы. Каждая группа учащихся изучает проблему со своей точки зрения, готовит стендовый доклад, макеты или любое другое наглядное пособие. Затем, на итоговом уроке по теме, проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями.

Существенной частью содержания проектной деятельности учащихся являются такие базовые компоненты, как:

  • Постановка проблемы;

  • Определение количества участников проекта, вид координации проекта, сроки исполнения, этапы работы над проектом;

  • Отбор и анализ литературы по данному вопросу, накопление фактов;

  • Формулировка темы проекта;

  • Выдвижение цели, задач, определение практической и теоретической значимости проектной деятельности;

  • Создание теории;

  • Постановка и проведение проектирования;

  • Контроль, самоконтроль, обобщение, выводы, рекомендации;

  • Оформление проекта;

  • Защита проекта, обсуждение защиты.

Важным моментом является выбор темы проекта. Выбранная тема должна быть актуальной, иметь практическую значимость, быть проблемной. Кроме того, необходимо обратить внимание на формулирование темы, поскольку правильная и конкретизированная формулировка - залог успешной и целенаправленной работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка к работе над проектом

А) постановка проблемы (беседа, анкетирование и т.д.)

Б) определение количества участников, работающих над проектом

В) формулировка темы проекта

Г) выдвижение цели, задач, гипотезы

Д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта

Обсуждают проблему, получают от учителя информацию, устанавливают тему, цель, задачи, выдвигают гипотезу

Знакомит с методом проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке темы, цели, задач, выдвижении гипотез

Определение плана работы над проектом

А) установление этапов работы и сроков исполнения

Б) распределение обязанностей среди участников проекта

В) определение источников знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании

Разрабатывают план действий для решения поставленных задач. Работают с источниками информации. Планируют свою деятельность. Деятельность каждого участника.

Корректирует работу каждого участника проекта.

Проектировочная деятельность

А) сбор и анализ информации по объекту проектирования

Б) определение формы представления проекта

Изучают и анализируют информацию, проектируют, конструируют, моделируют, описывают

Наблюдает, советует, организует

Результаты, выводы и рекомендации

А) планирование отчета по результатам деятельности: выступление, выставка, представление макета

Б) оформление отчета о проделанной работе

В) формулирование выводов и рекомендаций

Готовят презентационное оформление результатов, делают выводы, обобщения, дают рекомендации

Предлагает структуру и форму отчета. Наблюдает, предлагает, советует.

Презентация результатов (представление проекта)

Представление разнообразных форм отчета о проделанной работе

Отчитываются, отвечают на вопросы, дискутируют, делают выводы

Слушает, задает вопросы

Обсуждение результатов в группе (классе)

А) оценка процесса работы (контроль, самоконтроль)

Б) оценка результатов работы других участников проекта

Коллективное обсуждение проделанной работы. Делают самооценку. Оценивают других.

Оценивает усилия, вложенные учащимися в работу, качество использования источников, постановки эксперимента, качество отчета.

Технология "Дидактический цикл"

Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.

В основе этой технологии лежат представления Л.Я. Зориной о дидактическом цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.

Он состоит из следующих элементов-звеньев:

  • постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению;

  • предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

  • организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

  • организация обратной связи и контроля;

  • подготовка учащихся к внеурочной работе.

Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала. Чтобы дидактический цикл работал, он должен обладать внутренним единством элементов, его составляющих.

Для реализации дидактического цикла учителю необходимо спланировать свою деятельность и деятельность учеников, затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-ый этап). Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-ой этап). На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока. Ориентация на выбранные методы, позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, т.е. выбрать различные методические приемы (4-й этап). На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием. После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ.

Дидактический цикл – это некоторое целое, выполняющее функцию максимально полной (в данных условиях) передачи фрагмента содержания образования. Это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Тогда процесс обучения во времени можно представить себе как поступательное движение его дидактических циклов. Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию, он должен обладать внутренним единством, составляющих его систему.

Технология "ДЕБАТЫ"

Основное назначение дебатов – обогатить ваше образование

и одновременно доставить удовольствие.

Поэтому первое предназначение игры – обучение.

Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа.

Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть,

то вы поставили неправильную цель.

Путеводитель по дебатам Т.В. Светенко

Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

• Подготовка

• Выбор темы.

• Построение сюжета доказательств

• Подбор аргументов

• Собственно дебаты

• Оглашение позиций (дискуссия)

• Раунд перекрестных вопросов

• Судейство

• Рефлексия

Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

• логического и критического мышления;

• концентрации на определенной проблеме;

• организации совместной деятельности;

• сбора и осмысления разнообразной информации;

• формирования и отстаивания собственной позиции;

• публичных выступлений;

• грамотного диалогического общения и взаимообучения.

Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Технология КЕЙС-СТАДИ

Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  1. наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  2. определенная хронология событий, временные рамки,

  3. наличие реальной проблемы, конфликта,

  4. ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

  5. действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшнее зачётное занятие по теме «Бытовая швейная машина» проводится в форме соревнования между двумя командами. После его завершения...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconТемы вашего учебного проекта
Руси, на ее политическое и духовное развитие. Также работа над проектом позволит сформировать у учащихся навыки работы в группах,...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconУрок-игра Номер урока по теме: заключительный
...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconУрока: Обобщение изученного материала по теме «Графический редактор Paint»
Проверка теоретических знаний и практических умений по изученной теме: “Графический редактор Paint”; совершенствовать навыки работы...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconИнформационная справка об итогах реализации подпроекта «Информатизация...
Ия на основе информационных технологий является информатизация образовательного процесса. Под информатизацией образовательного процесса...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconУрок обобщение (в форме урока-игры) Музыкальный материал: К. Сен-Санс «Лебедь»
«Образное содержание музыки». Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Развивать познавательный интерес, аналитические,...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconНовогодняя викторина
Перед игрой проводится предварительная работа: формирование команд и выбор капитанов (по желанию), повторение изученной лексики (слова),...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconКраткое содержание проекта Предлагаемый проект проводится в рамках...
Предлагаемый проект проводится в рамках дисциплины «Русская литература» с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconКонспект урока по теме
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconКонспект урока русского языка по теме
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПояснительная записка оформляется по гост 105-95 и гост 32-2001 Подшивать...
Текстовую часть работы необходимо выполнять в редакторе Word для Windows (версия 97/2000/xp с расширением *. doc или *. docx)
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный преподаватель должен владеть всеми новыми технологиями обучения, в том числе информационными технологиями. Использование...
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconУрок изложения нового материала урок
Проводится математический диктант (по изученной ранее теме) с последующей проверкой
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для актуализации знаний, приобретённых учащимися по изученной теме
Проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск