Конспект урока русского языка по теме





Скачать 126.73 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме
Дата публикации30.09.2013
Размер126.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров»


Конспект урока русского языка

по теме

«Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту»

(Н.В. Гоголь. «Значение болезней»)

Урок подготовлен учителем

русского языка и литературы

Лариковой Ириной Евгеньевной

Урок подготовки к сочинению по прочитанному тексту (11 класс).

Н.В. Гоголь «Значение болезней»
Цель урока:

- проверка уровня выполнения заданий А29-А31, В1-В8;

- активизация знаний обучающихся о текстах-рассуждениях;

- развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков обучающихся;

- подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту.

- подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи урока:

- определить и сформулировать проблематику предложенного текста;

- выделять ведущие проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять и формулировать позицию автора текста;

- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
Оборудование:

- портрет Н.В. Гоголя;

- ноутбуки;

- мультимедийная доска;

- текст «Значение болезней» Н.В.Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями…»);

- толковые словари;

- сборник цитат и афоризмов.
Опережающее домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру «Делает ли болезнь человека лучше?», подтвердите свою точку зрения аргументами.
Ход урока
1. Вступление, целеполагание.
Сегодня мы продолжаем подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту, и я предлагаю вам текст величайшего русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В курсе школьной программы по литературе вы знакомились с рассказами писателя, повестью «Тарас Бульба», поэмой «Мертвые души». За время учебы у каждого из вас сложился свой образ писателя, но мне бы хотелось, чтобы Николай Васильевич открылся для вас с новой стороны, поэтому сегодня на уроке мы возьмем для анализа одно из гоголевских писем, «Значение болезней», которое входит в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», увидевшую свет в 1847 году.
Цель сегодняшнего урока не только познакомиться с письмом «Значение болезней», но и

- проверить уровень выполнения заданий А28-А30, В1-В8;

- продолжить подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту на ЕГЭ.
Результатом урока станет сочинение по прочитанному тексту Н.В. Гоголя «Значение болезней».
Внимательно слушаем текст, при чтении ставьте на полях «!» в тех местах, где вы согласны с автором и «?» в тех местах, где с автором можно поспорить.
Выразительное чтение текста учителем.

Значение болезней

(1) ...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. (2) Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. (3) Часто бывает так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. (4) Часто, в душевном бессилии, воскликнешь: «Боже! где же наконец берег всего?». (5) Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь, – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников...

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла.

(313 слов)
(Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)


3. Сейчас вы выполняете проверочную работу по частям А и В (на работу отводится 10 минут). Не забывайте, что задание А28 поможет вам сформулировать авторскую позицию, а задание В8 поможет при написании комментария. (Приложение 1)
4. Анализ текста.

- О чем текст? Какова его тема?

Текст о болезнях, о значении болезней в жизни человека
- Каково лексическое значение слова «болезнь»? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?

Болезнь – 1. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, расстройство здоровья (о человеке). 2. Повреждение, разрушение (болезнь чего-либо) Хороший собиратель должен знать о болезнях бумаги. 3. Перен. Отклонение от нормы в чем-л.; отрицательное качество, свойство чего-л.Страдать болезнью непонимания.

( Словарь современного русского литературного языка в 20 томах)
Гоголь называет слово «болезнь» только в 13 предложении, а до этого пользуется синонимами «недуг», «страдание».
- Какую проблему ставит Гоголь перед читателями? Как ее можно сформулировать?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего?...сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

Речевые обороты-помощники:

Автор может …

  • Коснуться какой-либо проблемы.

  • Уделить внимание какой-либо проблеме.

  • Над какой-либо проблемой думать, работать.

  • Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

  • Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

В своем письме автор касается интересной проблемы: проблемы значения болезней в жизни человека.

- Какие проблемные вопросы можно сформулировать, исходя из текста? Давайте проанализируем по абзацам.

1 абзац: Почему во время болезни душа издает «слезы и благодарения»?

2 абзац: В чем смысл, польза болезни? Почему болезнь можно назвать «милостью небесной»? (пр. 9)

-- Для написания сочинения на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

- Существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д. В этом случае

  • насколько актуальна проблема;

  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;

  • какова «история вопроса»;

  • как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;

  • есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  • указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;

  • обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;

  • отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально

- Как можно прокомментировать поднятую автором проблему? Какой способ комментария лучше выбрать?

На мой взгляд, при комментарии гоголевского письма «Значение болезней» необходимо отметить глубокую философскую подоплеку поднятой проблемы. На первый взгляд, болезнь – это наказание, это кара, ниспосланная нам свыше «Небесным промыслителем», как называет Бога Гоголь в 13 предложении. Как наказание может быть благом? Как боль и страдания, душевное бессилие, которые испытывает человек во время болезни, могут принести пользу? За что же нам благодарить Небесного Промыслителя? Вчитываясь внимательно в гоголевские строки, понимаешь, что для Гоголя болезнь – это благо, потому что именно она может остановить человека «от каких-то прыжков и желания покрасоваться» (пр. 8), от греха гордыни (пр.10: «Не будь тяжких болезненных страданий, куда бы я теперь не занесся!»).

- Как можно сформулировать авторскую позицию? Что такое «авторская позиция»? Что вы можете сказать о ней?

Позиция автора - это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей».

Авторская позиция четко сформулирована в 6, 14 и 15 предложениях и, на первый взгляд, парадоксальна: по мнению Н.В. Гоголя, болезнь, недуг – это «милость небесная»(пр.9), огромная польза, потому что дает человеку возможность стать лучше, «стать таким, каким следует ему быть»(пр.7), позволяет видеть многие вещи и события по другому. Болезнь действует на человека очищающее, это своеобразный катарсис, «очищение огнем».
- Итак, мы сформулировали и прокомментировали проблему, поставленную автором текста, конкретизировали ее с помощью проблемных вопросов, сформулировали авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

тезис-обоснование-вывод:


- Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?
Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.
- Что мы относим к сильным аргументам?

Сильные аргументы:

  • Факты, события.

  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).

  • Статистические данные.

  • Свидетельства очевидцев.

  • Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

  • Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

  • Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.


- Перед Вами на столах цитаты. Как вы думаете, какая цитата может вам помочь в аргументации?

* Болезнью шутит тот, кто ран не ведал (Шекспир)

* Если болезнь появилась от злоупотребления нашими телесными и духовными желаниями, то это благо – благо потому, что она останавливает наши страсти (Пр. Серафим Саровский)

* Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха (М. Монтень)

* Болезнь – время, которое дается для того, чтобы сделать выводы (Луиза Виилма)
Обоснование будет более убедительным, если приводить примеры из жизни или литературы. Иногда яркий пример может заменить аргумент
- Согласны ли вы с авторской позицией? Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы за и против вы можете привести?

Вспоминаем классиков:

Как ведет себя во время болезни Андрей Болконский? Во время болезни продолжается его духовный путь, он ищет последнюю истину, которая примирила бы его со смертью. Именно болезнь дает ему возможность переосмыслить многое в проходящей жизни, он приходит к высшей истине – истине христианской всепоглощающей любви. Он думает:

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим. Любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле и которую я не понимал…»

Евгений Базаров перед лицом смерти стоек, силен. На редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к герою не жалость, а уважение. В последние дни своей жизни он становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, той самой любви, над которой еще недавно смеялся, считал «ФИЗИОЛОГИЕЙ». Он становится мягче с родителями, в глубине души понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти:

«Да поди-ж ты. Попробуй отрицать смерть! Она тебя отрицает, и баста!»

Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту. Удачи!

Приложение 1

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1

Значение болезней

(1) ...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. (2) Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. (3) Часто бывает так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. (4) Часто, в душевном бессилии, воскликнешь: «Боже! где же наконец берег всего?». (5) Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь, – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников...

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла.

(313 слов)
(Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)

А29. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

  1. Всякий недуг – это наказание.

  2. Всякий недуг имеет смысл и значение.

  3. Всякую болезнь необходимо принимать покорно.

  4. Болезнь делает человека лучше.


А30. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

  1. рассуждение

  2. повествование

  3. повествование и описание

  4. рассуждение и описание


А31. В каких предложениях употребляются синонимы? Укажите номер правильного ответа.

  1. 2 и 3

  2. 6 и 7

  3. 13 и 14

  4. 14 и 15


Ответы к заданиям В1-В2 запишите словами.

В1. Из предложения 5 выпишите глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом. (оглянешься)
В2. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие. (слыша)
Ответы к заданиям В3-В8 запишите цифрами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используются.

В3. Из предложения 13 выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(-я) со связью примыкание. ( слыша, смиряюсь)
В4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с составным именным сказуемым. Напишите номер этого предложения. (2)
В5. Среди предложений 7-10 найдите предложение с уточняющим членом. Напишите номер этого предложения. (9)
В6. Среди предложений 5-9 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(8).
В7. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. (6)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов.

В8. «Каждая строчка, каждое слово исповеди Н.В. Гоголя пронизано мыслью о том, что болезнь делает человека лучше, что всякий недуг имеет смысл и значение. Главным персонажем текста является болезнь. Писатель не называет слово «болезнь», но говорит о ней практически в каждом предложении, используя _______, в том числе и контекстные. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства выразительности, как ______ (предложения 6,10,11). Передавая своё отношение, Н.В. Гоголь использует _______ («страшная усталость» в предложении 3, «болезненных страданий» в предложении 10 и т.д.), ______ («как последний из преступников…» в предложении 12).
Список терминов:

  1. аллегория

  2. оксюморон

  3. риторический вопрос

  4. восклицательное предложение

  5. обращение

  6. синонимы

  7. эпитеты

  8. сравнение

  9. цитата




Новомосковск, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока
...
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока русского языка по теме iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи
Конспект урока русского языка по теме iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Конспект урока русского языка по теме iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока русского языка по теме iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск