МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №__» г. ______
Согласовано
Зам.директора по УВР
_______ ______________
«____» _________ 20____г.
|
| Утверждено
Директор МБОУ СОШ №__
________________________
«____» ________ 20___ г.
|
Рабочая программа
учебного курса
по информатике и ИКТ
для 9 класса Учитель ____________
________ уч.г.
Пояснительная записка
Содержание учебника «Информатика и ИКТ» 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса входит в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
В этой связи учебник «Информатика и ИКТ» для 9 классов является мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Учебник ориентирован на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.
Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г .
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г .
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие. Автор: Бородин М.Н.
авторская программа Угриновича Н.Д.
Цели данного курса:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы Тема1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч)
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации (8 ч)
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных Тема 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч)
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Тема 5. Моделирование и формализация (8ч )
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Управление, обратная связь Тема 6. Информатизация общества (4 ч)
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Итоговое повторение (4 ч)
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Учащиеся должны
знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь :
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование учебного материала на ________ учебный год
Учитель: _________
Предмет: Информатика и ИКТ
Классы: _________
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю по программе - 2, по учебному плану - 2
Количество практических работ: 32
Количество контрольных работ (в том числе в форме теста или проверочной работы): 5
Название программы: «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Автор Н.Д. Угринович Учебный комплект для учащихся:
Н. Угринович. Информатика -9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009-2010 г.
Гриф: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Информатика: сборник типовых задач 8-9 класс./ А,А,Кузнецовв, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина – М.: Просвещение, 2006
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 2тома/Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебный комплект для учителя:
Н. Угринович. Информатика -9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009-2010 г.
Гриф: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» основной и старшей школе: методическое пособие / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. 2007 г.
Информатика. 9 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича /авт.сост. Л.И. Рябина. – Волгоград: Учитель, 2010
CD-диск: WINDOWS – CD – полная программа поддержки курса к учебникам Н. Угриновича
Информатика: сборник типовых задач 8-9 класс./ А,А,Кузнецовв, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина – М.: Просвещение, 2006
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 2 тома/Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
№ урока
| Содержание учебного материала
| Практикум
| Сроки
| I триместр (20 уроков)
| Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч)
| 1-2
| Кодирование графической информации
| Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации
| 3.09-7.09
| 3-4
| Растровая графика
| Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
| 10.09-14.09
| 5-6
| Векторная графика
| Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
| 17.09-21.09
| 7-8
| Растровая и векторная анимация
| Практическая работа 1.4. Анимация
| 24.09-28.09
| 9-10
| Кодирование звуковой информации
| Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
| 1.10-5.10
| 11-12
| Цифровое фото и видео.
| Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
| 15.10-19.10
| 13-14
| Контрольная работа №1
| Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного монтажа.
| 22.10-26.10
| Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (6 ч)
| 15-16
| Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов в текстовых редакторах.
| Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул
| 29.10-2.11
| 17-18
| Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев.
| Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев
| 5.11-9.11
| 19-20
| Таблицы. Списки
| Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.
Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
| 12.11-16.11
| II триместр (22 урока)
| 21-22
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Контрольная работа №2 (в форме теста)
| Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
| 26.11-30.11
| Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
| 23-24
| Кодирование числовой информации. Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления
| Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
| 3.12-7.12
| 25-26
| Электронных таблицы. Типы и форматы данных Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
| Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
| 10.12-14.12
| 27-28
| Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков
| Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
| 17.12-21.12
| 29-30
| Базы данных. СУБД Access. Основные объекты баз данных: таблицы и формы.
| Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
| 24.12-28.12
| 31-32
| Поиск информации в базах данных. Фильтры, запросы, отчеты. Контрольная работа №3 (тест)
|
| 8.01-11.01
| Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч)
| 33-34
| Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители
|
| 14.01-18.01
| 35-36
| Блок-схемы алгоритмов.
Выполнение алгоритмов компьютером. Линейный алгоритм
|
| 21.01-25.01
| 37-38
| Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор»
|
| 28.01-1.02
| 39-40
| Алгоритмическая структура «цикл»
|
| 4.02-8.02
| 41-42
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования (Visual Basic)
| Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
| 11.02-15.02
| III триместр (26 уроков)
| 43-44
| Переменные: тип, имя, значение. Арифметические и логические выражения. Функции
| Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» .
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»
| 25.02-01.03
| 45-46
| Строковые выражения и функции.
| Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»
| 04.02-07.03
| 47-48
| Оператор ветвления и выбора в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic
| Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»
| 11.03-15.03
| 49-50
| Оператор цикла со счетчиком в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic
| Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».
| 18.03-22.03
| 51-52
| Оператор цикла с предусловием в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic
Контрольная работа №4 (тест)
| Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»
| 25.03-29.03
| Глава 5. Моделирование и формализация (8 ч)
| 53-54
| Моделирование и формализация . Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
|
| 01.04-05.04
| 55-56
| Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений
| Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
| 15.04-19.04
| 57-58
| Экспертные системы распознавания химических веществ
| Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
| 22.04-26.04
| 59-60
| Информационные модели управления объектами
Контрольная работа №5
| Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
| 29.04-03.05
| Глава 6. Информатизация общества(4 ч)
| 61-62
| Информационное общество. Информационная культура.
|
| 06.05-10.05
| 63-64
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
|
| 13.05-17.05
| 65-66
| Повторение
|
| 20.05-24.05
| 67-68
| Повторение
|
| 27.05-31.05
|
|