Скачать 217.97 Kb.
|
Пояснительная записка Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее курс информатики и ИКТ не преподавался. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 105 учебных часов (1 час в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе).
Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 1 час, «Обработка текстовой информации» – 1 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 2 часа. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени. Практическая работа «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения» на каждом уроке до 5 минут на протяжении тем 8 класса. Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения). Основное содержание (105 ч) Информация и информационные процессы (4 ч). Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Практические работы:
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч). Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Практические работы:
Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч). Компьютерное представление текстовой информации. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Практические работы:
Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство. Кодирование и обработка числовой информации (6 ч). Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практические работы:
Практикум: работа V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение. Кодирование и обработка графической информации (4 ч). Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Практические работы:
Практикум: работа II. Создание графического объекта. Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство. Мультимедийные технологии (8 ч). Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. Практические работы:
Практикум: работа III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство. Алгоритмы и исполнители (24 ч). Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Практические работы:
Практикум: работа VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание. Формализация и моделирование (8 ч). Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Практические работы:
Практикум: работа VIII. Работа с моделями. Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание. Хранение поиск и сортировка информации (4 ч). Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. Практические работы:
Практикум: работа VII. Работа с учебной базой данных. Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология. Коммуникационные технологии (12 ч). Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Практические работы:
Практикум IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство. Информатизация общества (4 ч) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Практические работы:
Практикум: работа X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание. Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства
Программные средства
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения ученик должен знать/понимать: • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; уметь: • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; • программный принцип работы компьютера; • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий, • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; • создавать информационные объекты, в том числе:
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:
|
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Рабочая программа по информатике и икт для 8 класса Пояснительная... Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | Пояснительная записка к предмету «Информатика» Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа «Информатика и икт (10 класс)» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» для 10-11 кл., базовый уровень/ А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа «Информатика и икт» (8 класс) составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике... | Рабочая программа по информатике и икт 9 класс Угринович Н. Д Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Рабочая программа по Информатике и икт 9 класс «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования по дисциплине «Информатика... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | ||
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа по информатике и икт для универсального профиля... Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне... |