Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека»





Скачать 471.3 Kb.
НазваниеРеспублики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека»
страница1/3
Дата публикации09.06.2015
Размер471.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Министерство культуры Республики Хакасия

Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия

«Хакасская республиканская детская библиотека»



В копилку библиотекаря

d:\!документы!\наташа\!картинки, рисунки, фон\рамки и фон\книги11\media-.jpg

Выпуск 2

Информационно-библиографическая деятельность

в детской библиотеке


Абакан

2013
ББК 78.39 (2Рос.Хак)

В 11


В копилку библиотекаря. Вып. 2. Информационно-библиографическая деятельность в детской библиотеке / ГБУК РХ «Хакасская РДБ» ; [сост. Н.И. Куюкова]. – Абакан, 2013. - 28 с.




Информационно-библиографическое обслуживание справедливо относят к наиболее сложным и объёмным видам библиотечного труда. Оно требует высокой квалификации сотрудников и соответствующей организации информационных ресурсов в детской библиотеке.

Данный выпуск окажет методическую помощь в организации мероприятий и создании библиотечных продуктов в детской библиотеке информационно-библиографического характера.

Дополнительно к освещаемым вопросам в выпуске прилагаются списки литературы (в т.ч. Интернет-ресурсы), которые помогут в дальнейшем изучении интересующей темы.

Надеемся, что издание будет интересным и полезным, окажет практическую помощь в работе библиотек.

© ГБУК РХ «Хакасская РДБ» , 2013

СОДЕРЖАНИЕ
Куюкова Н.И. Библиотечный урок, как основной вид деятельности по формированию информационной культуры детей и подростков………………………………….………… 4

Глушкова Е.А. Занимательная библиография………………………………………………11

Кравцова Е.В. Информационно-библиографические пособия: виды и формы…………. 16

Куюкова Н.И. Комплексные формы информационно-библиографического

обслуживания………………………………………………………………………………….22

Библиотечный урок, как основной вид деятельности

по формированию информационной культуры

детей и подростков

Куюкова Н.И.,

заведующая информационно-библиографическим сектором

ГБУК РХ «Хакасская РДБ»
Наше время называют веком информации. Ежедневно до нас доходит всё возрастающий её поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?

Вопросов возникает множество. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Главным сегодня в информации является то, что на неё перестали смотреть как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни всё в большей степени зависит от информации и качества её использования.

В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет только возрастать.

Если говорить о ситуации применительно к современным детям и подросткам, то неоспорим тот факт, что они не похожи на предыдущие поколения страны. Наше время характеризуется глобальной информатизацией и развитием средств массовой коммуникации. Сегодня меняется характер чтения детей и подростков: оно становится прагматичным. Из всего объёма информации дети не желают выбирать ту, которая им нужна. Они всё чаще предпочитают её «выжимки». Одна из главных задач в условиях информатизации общества – увидеть не только изменения в облике и привычках читателей, которые будут жить в развивающейся новой «электронной культуре», но и помочь им критически воспринять элементы новой культуры, а также развить у юного читателя высокую культуру чтения текста в любой форме его представления (печатной и электронной).

Всё это говорит о том, что к библиотекам сегодня предъявляются повышенные требования к обучению пользователей основам библиографических знаний. Будучи одним из направлений деятельности любой библиотеки, оно, тем не менее, не является приоритетным.

Библиографическое обучение, как и любой другой учебный процесс, предъявляет ряд дидактических требований, главными из которых являются:


  • систематичность и последовательность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • дифференцированный подход к обучению.


Систематичность и последовательность означает системный подход, который должен обеспечить преемственность библиографического обучения. При этом именно детская библиотека является первым, начальным звеном в цепи: библиотека-школа-вуз.

Требование наглядности связано с тем, что приблизительно 90 % информации человек воспринимает через зрительные каналы. Поэтому наглядные образы позволяют более успешно и прочно усвоить изучаемый материал.

Доступность обучения реализуется в изложении материала. Это требование тесно связано с дифференцированным подходом к соответствующим читательским группам.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы и лекции, экскурсии по библиотеке.

И всё же основным видом деятельности детской библиотеки по формированию информационной культуры личности остаётся библиотечный урок.

Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повторением пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия.

Для проведения любой формы занятия необходимо его определённое технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

Подготовительный этап предполагает выбор темы, места и формы проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос детей с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цель и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.

Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приёмов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос детей на выявление опорных знаний, даётся изложение нового материала, выполняется практическая работа на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний, в некоторых случаях даётся домашнее задание.

Подведение итогов включает анализ активности детей на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность детей.

Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объём материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.

Цель библиотечного урока - сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности. А в дальнейшем, и более широкого понятия – информационной культуры.

К таким умениям и навыкам относятся:

  • знание различных источников информации;

  • умение грамотно формулировать свои вопросы и запросы;

  • умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках,

  • умение правильно применять найденную информацию.


Библиотечные уроки должны строиться с учётом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих детей. Поэтому многие занятия предусматривают практические задания, цель которых - закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если происходит знакомство с каталожной карточкой, то читателям можно предложить самим составить карточки на книги: в начальной школе - самую простую, в средней школе - по правилам библиографического описания. Если изучается справочная литература, детям необходимо выполнить поисковые задания с обязательным объяснением алгоритма её нахождения.

В зависимости от темы, возраста и подготовки детей выбираются различные методические пути и приёмы изложения конкретного материала. Для проведения занятий используются традиционные формы (беседа, лекция, работа в группах, практикум) и игровые, соревновательные. Последние очень нравятся детям начальной школы и среднего возраста (турнир, викторина, мозаика). В конце года в каждом классе желательно провести итоговое занятие. Дети с удовольствием выполняют устные и практические задания, применяя знания, которые получали в течение учебного года. Учащимся 4-х классов можно предложить задание по составлению ассоциограммы к различным словам на библиотечную тему. Например, по заданию «составить ассоциативный ряд слов по Древнему Египту» дети могут ответить: Нил, папирус, папирусные свитки, красная буква, пирамиды, фараон, и даже!- библиотека - «Аптека для души», Александрийская библиотека, каталог. Читатели постарше с удовольствием сочинят буриме.

Темами библиотечных занятий являются экскурсионные мероприятия: знакомство со справочным фондом, правилами пользования библиотекой и правилами обращения с книгой. Целью ознакомительного посещения библиотеки является формирование положительной установки на последующее посещение библиотеки детьми.

При проведении библиотечных уроков игровые приёмы очень помогают объяснить малышам необходимость соблюдать тишину и не мешать другим («Здесь живёт Тихон-гном, тишину очень любит он, шалунишкам и болтушкам в рот кладёт он по лягушке»). Вполне возможно, что маленькие читатели к концу учебного года станут более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве, приобретут умения и навыки обращения с книгой, поведения в библиотеке, умении «полечить» книгу, краткое представление о структуре книги.

При знакомстве со справочным аппаратом библиотеки учитываются возрастные особенности детей. Эти темы встречаются и в начальной школе, и в среднем звене. Знакомство с каталогами начинается в 3-м классе с иллюстрированного каталога, в 4-м классе, прослушав сказку, дети знакомятся с алфавитным и систематическим каталогами. Темой для изучения в 5-м классе является справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Подробно разбирается структура толкового словаря В.И. Даля, проводится его детальное сравнение с современными толковыми словарями; при работе с энциклопедиями внимание детей постоянно обращается на расположенные в них библиографические списки для дополнительного прочтения.

В средней школе происходит подробное знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, ребята узнают об электронном каталоге, о мультимедийных энциклопедиях. Самое главное в таких уроках - убедить детей в нужности, значимости изучаемого материала, вызвать у них интерес.

При проведении занятий следует помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесённые в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельной работы, которая должна быть согласована с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности.
Использование интерактивных методов в формировании

библиотечно-библиографической грамотности детей

В последнее время эффективность формирования информационной культуры школьников связана с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение основано, прежде всего, на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Важно знать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, что в конечном итоге делает процесс обучения более продуктивным.

Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы процесс познания был организован таким образом, чтобы практически все дети оказались вовлечёнными в него. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Помимо этого, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивные методы успешно используются при проведении библиотечных занятий. Вот некоторые из них:

  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • работа в парах;

  • обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры, имитации);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • разминки;

  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика, использование вопросов);

  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (шкала мнений, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты);

  • разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм);

  • презентации.


Самыми распространёнными из интерактивных методов при проведении библиотечных уроков являются:

Дерево решений – аудитория делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством читателей. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Займи позицию» - зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

На литературных мероприятиях используется такой приём, как Свеча. По кругу передаётся зажжённая свеча, и участники высказывают мнение о творчестве писателя, о пережитых чувствах.

Интересен метод «Суд от своего имени». Этот метод применим читателями при создании презентаций, конкурсных работ, эссе, когда ребёнок выносит свою нравственную оценку литературным героям, творчеству писателей, художественным произведениям.

Ещё один эффективный метод «Броуновское движение», который предполагает движение читателей по аудитории с целью сбора информации по предложенной теме.

Становится традицией использование слайд-презентаций и мультимедийных презентаций при проведении библиотечных мероприятий.

Мультимедийная презентация является современным и мощным средством в практике работы детской библиотеки. Она даёт возможность чётко, ярко, быстро и интересно подать и, соответственно, получить нужную нам информацию.

Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику, видеофрагменты.

Основные отличия средств мультимедиа от традиционных носителей информации – интерактивность, свободная интерпретация и коммуникабельность.

Интерактивность обеспечивает читателю возможность активного участия в происходящих условиях. Например, в интерактивной обучающей программе можно по желанию читателя вызвать определённую страницу, главу, повторить изучение пройденного материала и т.д. Интерактивность непосредственно связана со свободой интерпретации. Средства мультимедиа не заставляют следовать по определённому пути, а предоставляют возможность самостоятельного выбора.

Преимущества мультимедийных презентаций:

  • использование различных мультимедийных технологий помогает оживить любой материал и упрощает восприятие информации;

  • динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации поднимает статус библиотеки;

  • разработанные презентации можно использовать как раздаточный или иллюстрирующий материал.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в процессе обучения библиотекарю необходимо стремиться к применению сразу нескольких методов, помогающих реализовать задачи развития библиографической грамотности. Интерактивная деятельность в процессе проведения мероприятий предполагает развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В работе библиотекаря применение интерактивных методов необходимо, поскольку они помогают детям не просто научиться работе с информацией, но и продуктивно взаимодействовать друг с другом. Благодаря последовательному использованию интерактивных методов в работе, библиотекарь формирует у детей и подростков постоянный интерес к книге и чтению вообще. А сегодня это особенно важно.

Веку информационных технологий – грамотный пользователь

Современные дети активно используют всемирную паутину, как в образовательных целях, так и для проведения досуга. Это – свершившийся факт. Можно тратить время и усилия на отстаивание значимости печатной книги перед книгой электронной (часто весьма успешно), на чтение лекций детям о превосходстве книги перед компьютером. Однако, библиотекарю, как специалисту в области формирования информационной культуры, гораздо важнее помочь подрастающему поколению стать грамотным пользователем Интернета и других информационных технологий.

Если говорить о тенденции в библиотечном сообществе, то невозможно не отметить, что традиционное библиотечное обслуживание начинает понемногу отходить в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная компьютерной техникой, с новыми информационными технологиями.

Помимо традиционных библиотечно-библиографических знаний, юному пользователю для поиска необходимой информации необходимо обладать компьютерной грамотностью.

Библиотекарь может дать подрастающему поколению расширенное представление по многим направлениям:

  • место и роль информации в жизни современного общества;

  • общее понятие об Интернете (познакомить с основными поисковыми системами, сравнить возможности и преимущества каждого из них);

  • обучение методике сетевого информационного поиска;

  • обучение правилам безопасной работы с различными приложениями Интернета, в т.ч. социальными сетями;

  • этапы работы с информацией, найденной в Сети, правилами её отбора, анализа и оформления;

  • о проблемах, которые могут возникнуть при бесконтрольном и беспечном использовании глобальной Сети, об Интернет-безопасности;

  • как работать с электронными каталогами;

  • знакомство детей с лучшими информационными ресурсами Интернета: образовательными порталами, электронными библиотеками;

  • умение пользоваться мультимедийными технологиями и мн. др.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconРеспублики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека»
Книга в век компьютера: сборник исследовательских работ по итогам I республиканской ассамблеи «Книга – мост через вечность» / гбук...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconРеспублики Бурятия «Республиканская детско-юношеская библиотека»
Директор Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Бурятия «Республиканская детско-юношеская библиотека»
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconОб утверждении порядка предоставления государственной поддержки на...
В целях реализации Закона Республики Хакасия от 19. 12. 2012 n 116-зрх "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconПоложение о проведении регионального этапа
Учредители и организаторы уфпс республики Коми филиал фгуп «Почта России» и Министерство образования Республики Коми. Содействие...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconРеспублики Казахстан Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека
«Состояние, проблемы и перспективы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Казахстан»
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconГбук рт «Республиканская юношеская библиотека»
Республиканская юношеская библиотека Татарской асср (позже Татарстана). Перед библиотекой была поставлена серьезная задача – стать...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconРеспублики Хакасия «Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова»
Информационный список новых методических материалов с 2012 года имеет новую структуру
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconСогласно гост 1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»
Государственным бюджетным учреждением культуры Республики Хакасия «Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова»
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconАппарата Правительства Республики Хакасия от 16. 09. 2014 №70
О конкурсной комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и на формирование...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconСписок аспирантов
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconСтруктура содержания
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconФедеральное агентство по образованию
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconДокументация о закупке услуги
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconПриказ №42 «Об организации использования сети Интернет в образовательных...
Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, на основании приказа Министерства образования...
Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека» iconСписок специализаций специальности «Судовождение»
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск