Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
«Краснодарский технический колледж»
Краснодарского края
Методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы
по дисциплине «Обществознание» для специальностей: 080114 Экономика и бухгалтерский учёт
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
220703 Автоматизация технологических процессов и производств
260105 Технология сахаристых продуктов
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Автор - составитель:
преподаватель
Зиброва С.К.
Краснодар
2014 Учебное пособие дисциплине «Обществознание» (вид учебной дисциплины - базовая).
Краснодарский технический колледж.
Составитель: преподаватель Зиброва С. К.
В учебном пособии предусмотрены рекомендации по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, тестирования, конспектирования текста, работа со словарями и с текстом, работа с понятийным аппаратом, написание эссе и рефератов.
Одобрено на заседании методического объединения «Социально-гуманитарный и естественнонаучных дисциплин».
протокол № 1 от 26 августа 2014г
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………….3
II.Алгоритмы выполнения аудиторной самостоятельной работы…….5
III.Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………………………8
IV.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов….11
V.Критерии оценивания……………………………………………….…21
VI.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...22
Пояснительная записка Развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Цель самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
ЗАДАЧИ:
- формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся через овладение ими навыками самостоятельного получения знаний
- создание системы уроков, на которых студенты включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной работы. Виды самостоятельной работы:
по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; проектная деятельность; учебно-исследовательская работа; работа с историческими документами, средствами массовой информации, Интернет-ресурсами;
по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; написание эссе; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; ; создание мультимедиа проектов и мультимедийных презентаций результатов исследовательской работы; тестирование;
по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм;
Формы организации самостоятельной работы: Самостоятельная работа осуществляется как
индивидуальная
групповая
в парах постоянного состава
в парах сменного состава
Студентам предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.
I. Алгоритмы выполнения аудиторной самостоятельной работы
Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
Прочти текст.
Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
Начерти таблицу с определенным количеством граф.
Запишите название признаков в графы.
Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
Сделай вывод.
Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.
Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.
В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.
Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.
В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
Сформулируйте вопросы, чтение конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
Конспектированию предшествует составление плана.
В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
В конспекте можно использовать цитаты.
При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Работа на практических занятиях.
Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.
Игра состоит из шести этапов: 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра «Что? Где? Когда?». 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.
Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.
Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.
Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.
Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план 3 действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.
Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как: мыслить нешаблонно, оригинально; обобщать информацию в микроблоки. Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям). Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос
Памятка-алгоритм для составления схем.
Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.
Прочти текст.
Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
Подбери факты для составления схемы.
Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Установи связи, последовательность.
Выбери систему условных обозначений.
Продумай пространственное расположение схемы на листе.
Зафиксируйте схему на листе.
II. Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой. Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
Прочитать текст, продумать прочитанное.
Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
Чтение и анализ.
Сопоставительный анализ источника и мнения.
Анализ и аргументация автора.
Постановка вопросов к тексту.
Сравнительный анализ.
Отбор материала.
|