Целью дисциплины «Технологии семейного воспитания детей с системными нарушениями речи» является помочь специалистам в области специальной педагогики и психологии овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей ребенка с различными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи», афазией, алалией, заиканием, нарушением голоса).
Задачами дисциплины является:
Дать представления студентам о творческих разработках в области семейного воспитания детей с отклонениями в речевом развитии;
Обучить студентов методам изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми проблемами.
Представить студентам информацию о семьях группы риска с точки зрения возможности появления речевой патологии.
Ознакомить студентов с различными методами семейной психотерапии на примере семей, воспитывающей ребенка с речевым нарушением.
Ознакомить студентов с информацией, предоставляемой семье ребенка с речевой патологией в медико-генетической консультации.
Формирование нравственной позиции специалиста по отношению к детям с отклонениями в речевом развитии и их семьям.
Предоставить информацию об основах компенсирующего воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье.
Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей.
Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в речевом развитии.
Ознакомить с методами воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:
знать теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением речи;
знать задачи, этапы и конкретные формы воспитания детей с речевыми проблемами в семье;
знать новые технологии воспитания и обучения детей с нарушением речи и уметь анализировать их эффективность для каждого конкретного случая.
иметь представление об основных методах логопедической диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений;
уметь применять рассмотренные в ходе курса знания в работе с логопатами разных возрастов и их семьями.
Темы для самостоятельного изучения.
Раздел 1. Технологии семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.
№ № п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Тема
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)
| 2
|
| 1.
| История развития методов диагностики
| Истоки психодиагностики: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Китай. Становление и развитие психодиагностики в 19 веке: Психодиагностика в 20 веке. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР
| 2
| Аудиторная контрольная работа.
Защита рефератов
| II. Темы для самостоятельного изучения
| 20
|
| 1.
| Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи.
|
| 6
| Круглый стол по данной теме.
| 2.
| Формы предоставления информации о результатах психодиагностики семьи.
|
| 6
| Аудиторная контрольная работа.
| 3.
| Становление речи и формирование коммуникативного поведения в норме и при различных отклонениях в развитии.
|
| 8
| Написание рефератов.
| III. Контрольные вопросы и задания
| 17
|
| 1.
| Объект, предмет, цели и основные категории психолого-педагогической диагностики
|
| 2
| Понятийный диктант
| 2.
| Формализированные методики
|
| 2
| Составление таблицы
| 3.
| Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму
|
|
2
| Составление таблицы
| 4.
| Методики изучения особенностей личности родителей
|
| 2
| Составление таблицы
| 5.
| Методики изучения родительско-детских отношений
|
| 2
| Составление таблицы
| 6.
| Особенности коммуникативных нарушений у различных категорий детей с проблемами в развитии.
|
| 8
| Защита рефератов
| IV. Практическая работа студентов исследовательского характера
| 2
| Подготовка и написание реферата
Подготовка и написание курсовой работы
| V. Зачётные тестовые задания по всему курсу
| 2
|
|
| 44
|
|
Раздел 2. Технологии семейного воспитания детей с афазией.
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол.
час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Формирование речи и ее нарушение в детском возрасте.
| Сделать краткие выписки из параграфа «Формирование речи и ее нарушения в детском возрасте» из монографии М.К. Бурлаковой «Речь и афазия». – С.15-27.
| 10
| выполнение тестов
| 2.
| Особенности проявлений афазии в детском возрасте.
| Сделать краткие выписки по данному вопросу из параграфа «Афазия» (см. учебн. «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой).
| 10
| выполнение тестов
| 3.
| Теоретические основы семейного воспитания детей с афазией.
| Написать эссе на тему «Роль семьи в преодолении афазии в детском возрасте».
| 10
| выступление на Пр.
| 4.
| Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении афазии.
| 1.Составить карточки с пиктограммами для общения с «безречевыми» детьми.
2.Подготовить консультацию для родителей по поводу воспитания ребенка с афазией в семье.
| 10
| выполнение тестов
| ИТОГО:
| 40
|
| Раздел 3. Технологии семейного воспитания детей с алалией.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол.во
час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Ребёнок с нарушением речевого развития в семье.
| - Роль семьи в коррекционном воспитании ребёнка. Основные положения коррекционной работы (краткие выписки).
- Основные формы взаимодействия специалистов и родителей.
(конспект)
-Задачи и формы коррекционного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии в семье (конспект)
Лит-ра: «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».- Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина.
| 12
| Выполнение тестов
| 2
| Развитие двигательных функций и воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
| - Возрастные особенности психомоторного развития.
(конспект).
Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии».- М.,1993.
| 6
| Выполнение тестов
| 3
| Сенсорное воспитание
| - Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии (конспект).
Литература:Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».
| 6
| Выполнение тестов
| 4
| Игровая деятельность
| - С чего начать помощь ребёнку. Больше играйте с детьми (конспект).
- От игры к занятиям (конспект).
Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии».- М.,1993.
| 6
| Выполнение тестов
| 5
| Развитие речи
| - Азбука устной речи для детей 2-5 лет, начинающих говорить. Задания для родителей (конспект).
Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии». – М.,1993
- Роль практических действий и труда в развитии речи детей (конспект).
Литература: Миронова С.А. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи».- М., 1987.
- Об ошибках родителей (конспект)
Литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии». – М.,1993
- Психотерапевтическая работа с семьёй (конспект)
Литература: Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика». – М., 1997.
| 16
| Выполнение тестов
| ИТОГО:
| 46
|
|
Раздел 4. Технологии семейного воспитания детей с заиканием.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Разъяснение родителям причин возникновения заикания у детей.
| Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.
| 6
| Проверка письменных консультаций.
| 2.
| Разъяснение родителям характера заикания (инициальное, закрепившееся, хроническое) и течения данной патологии
| Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.
| 6
| Проверка письменных консультаций.
| 3.
| Организация режима жизни заикающегося ребенка.
| Подготовить рефераты по темам: «Роль логоритмики в реабилитации заикающихся детей.» «Роль психотерапии в коррекции заикания.» «Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся.» Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.
| 8
| Защита рефератов. Проверка письменных консультаций.
| 4.
| Воспитание заикающегося ребенка в семье.
| Подготовить письменную консультацию для родителей по предложенным темам.
| 8
| Проверка письменных консультаций.
| 5.
| Технологии проведения консультирования родителей по вопросам воспитания детей с заиканием.
| Подготовить сценарий поведения в каждой роли (родитель, ребенок, логопед)
| 14
| Проведение деловой игры. Коллективное обсуждение ролевого поведения каждого участника.
| ИТОГО:
| 42
|
|
Раздел 5. Технологии семейного воспитания детей с нарушением голоса.
№
№п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Тема
| Количество часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| I.Подготовка к аудиторным семинарским (практическим) занятиям
| 23
|
| 1.
| Развитие голоса и его нарушение в детском возрасте.
| Развитие голоса в онтогенезе. Положительные и отрицательные факторы в развитии голосовой функции.
| 6
| Сделать краткие выписки из параграфа «Развитие голоса у детей» из книги «Логопедия» (под ред. Л.С. Волковой. – М.,1997. – Раздел «Нарушение голоса»)
| 2.
| Особенности проявлений нарушений голоса в детском возрасте.
| Определение нарушений голоса. Подходы к классификации нарушений голоса. Голосовые расстройства как симптом ТНР. Основные подходы к коррекции нарушений голоса.
| 5
| 1. Объясните, какие нарушения голоса могут встречаться у детей дошкольного возраста. Каковы их причины?
2.Продолжение предыдущего задания. Составьте сообщение на тему «Нарушения голоса у детей дошкольного возраста». По материалам сообщения оформите стенд для родителей.
| 3.
| Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением голоса.
| Роль семьи в коррекции нарушений голоса.
| 6
| Написать эссе на тему «Роль семьи в преодолении нарушений голоса в детском возрасте».
| 4.
| Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении нарушений голоса.
| Консультативная деятельность логопеда.
| 6
| Подготовить консультацию для родителей по вопросам воспитания ребенка с нарушением голоса в семье.
| II. Темы для самостоятельного изучения
| 0
|
| III. Контрольные вопросы и задания
| 10
|
| 1.
| Развитие голоса и его нарушение в детском возрасте.
| Развитие голоса в онтогенезе.
| 2
| Аудиторная контрольная работа
| 2.
| Особенности проявлений нарушений голоса в детском возрасте.
| Подходы к классификации нарушений голоса. Голосовые расстройства как симптом ТНР.
| 2
| Понятийный диктант
| 3.
| Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушением голоса.
| Роль семьи в коррекции нарушений голоса.
| 4
| Оценка приобретенных ЗУН в ходе тренинга
| 4.
| Взаимодействие логопеда и семьи в преодолении нарушений голоса.
| Консультативная деятельность логопеда. Совместные усилия логопеда, ребенка и его семьи в преодолении органических нарушений голоса. Совместные усилия логопеда, ребенка и его семьи в преодолении функциональных нарушений голоса. Коррекция психических функций и эмоционально-волевой сферы при нарушениях голоса.
| 2
| Аудиторная контрольная работа
| IV.Практическая работа студентов исследовательского характера
| 5
| Написание рефератов, курсовых, дипломных работ
| V.Зачетные тестовые задания по всему курсу
| 4
|
| ИТОГО:
| 42
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Раздел 1. Технологии семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.
1. Диагностика речевых нарушений. Практическое занятие № 1 (4 часа).
|