Скачать 0.53 Mb.
|
Тема 1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса
1. Основные понятия оценки бизнеса По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может выполняться оценка рыночной или иных видов стоимости, в обязательном или добровольном порядке. Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемой с целью получения дохода. Получение дохода – это цель и конечный результат бизнеса. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать и т.д. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами и особенностями. Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И эти особенности предопределяют принципы, модели, подходы и методы оценки. Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя. Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а его отдельные составляющие. В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара – потребность в регулировании купли-продажи. В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке. Предприятие представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Предприятие включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства. Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. и его полезность, и затраты, необходимые для этой полезности. Принимая во внимание такой фактор, как экономический имидж предприятия, оценщик при проведении качественной рыночной оценки придерживается так называемой «экономической концепции» фирмы. Такой подход в противовес бухгалтерской модели позволяет определить рыночную ценность предприятия. Согласно такому взгляду на оценку, рыночная цена любого объекта, порождающего доход или поток денежной наличности, определяется исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающего требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций. При балансовой оценке стоимость предприятия равна активам предприятия плюс чистый собственный капитал. А = П + СК. При рыночной оценке реального собственного капитала появляется еще один компонент – неосязаемые активы (ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошие взаимоотношения с клиентами и т.п.), составляющие скрытый или внебалансовый капитал. Равенство приобретает вид: А* + НА* = П* + СК*1. Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала в этом случае выглядит так: СК* = (А* + НА*) – П* = (А* - П*) + НА*. Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная), или экономическая ценность не совпадают, то должен существовать скрытый, или внебалансовый, капитал. Скрытый капитал в общем случае имеет два источника:
В системе бухгалтерского учета отсутствует механизм учета риска и других факторов, которые оказывают влияние на реальную стоимость предприятия (потребительную стоимость). Цели оценки бизнеса Цель оценки бизнеса состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, что необходимо клиенту для принятия решения. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Оценку бизнеса проводят в целях:
Соответствие видов оцениваемых стоимостей целям оценки
|
Занятие 2, 3 Составление схемы пастбищеоборота Цель занятия: изучить принципы составления пастбищеооборотов, оценки состояния пастбищ, усвоить понятия и термины необходимые для... | Учебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса» Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 3 Управление материальными активами... Научить применять методы оценки и методики расчетов материальных активов для организаций малого бизнеса | Принципы муниципального избирательного права «принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав».... | ||
В управлении бизнесом Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса | Вегетативный индекс кердо: Индекс для оценки вегетативного тонуса,... Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами... | ||
Тема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический... | Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» Цели: Формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций... | ||
«Философия» ивыставления по нему оценки для бакалавриата вшэ Итоговая вычисленная оценка складывается в равных долях по 1/3 из трех составляющих: оценки за активность на семинарах, оценки за... | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика... Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика и управление организациями малого бизнеса» 3 | ||
Статья начинается с разбора примера задачи принятия решения выбора... Орлов А. И. Теория принятия решений с позиций менеджмента. – Журнал «Современное управление». 2000. No С. 23-42 | Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | ||
Курсовой проект нет Должен знать: общие принципы оценки энергетического состояния зданий жилого и коммунального назначения, а также их коммуникаций и... | Международная Школа Бизнеса (мшб) ibs-plekhanov Тематический модуль Этика бизнеса Тематический модуль «Этика бизнеса» (Business Ethics)/ Сост. Л. Б. Филиппова, М. С. Циликова, И. В. Авакумова, Л. П. Тимошенко, Е.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Обучающие: закрепить понятия «почва», «свойства почвы», формирование понятия «состав почвы»; усвоение алгоритма проведения... | Л. Г. Решетникова Финансирование бизнеса Решетникова Л. Г. Финансирование бизнеса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 080300.... |