Урок по «развивающей системе л. В. Занкова»





Скачать 85.61 Kb.
НазваниеУрок по «развивающей системе л. В. Занкова»
Дата публикации08.10.2014
Размер85.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
УРОК ПО «РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: Окружающий мир

Тема: Кровеносная система.

Цели: Формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций (кровяные клетки).

Задачи:

  • Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формировать умения работать с таблицами, схемами, добывать информацию в литературе, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.

Оборудование:

  • Таблицы о крови, карточки с названиями органов чувств, индивидуальные карточки, карточки с названиями клеток крови, муляж сердца, бланки анализа крови.

  • Учебник окружающего мира Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Корпорация «Федоров», 2002

Продолжительность: 45 минут

Класс: четвертый

Образовательное учреждение: ТОГКОУ школа-интернат № 33

Реализует: Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов

Тип урока: изучения нового материала

Методы работы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Организация учебно-познавательной деятельности на уроке осуществляется в групповой и индивидуальной форме, используются самостоятельные и творческие задания, а также обучение и воспитание учащихся с использованием дифференцированного подхода.

На уроке создается проблемная ситуация, дети обнаруживают свое незнание в области кровеносной системы. Они осознают, что их знаний пока не хватает для решения данной проблемы, учащиеся выдвигают свои гипотезы, наблюдают, сравнивают и делают выводы. Совершают открытия. Причем самостоятельно, хотя и под руководством учителя. Ребята ощущают радость от своего открытия, знания усваиваются лучше, т.к. получено через личный опыт.

Повышению эффективности урока способствует использование разнообразных карточек, таблиц. Карточки помогают учителю организовать опрос учащихся с целью закрепления пройденного материала.

Такая работа способствует включаться в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

Кинестетические упражнения:

  1. «Уши слона»

  2. «Помпа»




  1. Проверка д/з. – индивидуальные карточки по группам.

    • Сегодня проверку домашнего задания проведем по карточкам.

    • Я раздаю вам карточки, вы записываете свою фамилию, читаете задание и выполняете.


1 группа – соедини линиями.


орган осязания

глаза





уши

орган вкуса


нос

орган зрения

кожа

орган обоняния


язык

орган слуха

2 группа – Зачем нужно знать свой организм?

(чтобы сохранять и укреплять здоровье)
3 группа – Напишите, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение и слух?


  • Проверяем. (1 группа – одного ученика спрашиваю у доски проверку).

  • Возьмите зеленую пасту и у кого не так исправьте.

  • Проверяем 2 группу (зачитывают).

  • Проверяем 3 группу. У 3 группе было творческое задание (зачитывают).

  • Молодцы, все хорошо справились. Карточки сдаем.




  1. Загадка. Введение в новую тему.

    • Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

По реке бежит вода,

Ярко – красная она.

Корабли по ней плывут,

Пищу органам везут,

Кислород они подвозят,

Углекислый газ увозят.

И умеют воевать –

От микробов защищать. (КРОВЬ)

  • Вы все видели капельку крови. Опишите ее.

  • Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

  • Какие бы вы вопросы задали врачам о крови? (вопросы)

  • Сегодня, мы постараемся на некоторые вопросы найти ответы.




  1. Проблемная ситуация.

  • Бывает, что раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.

  • Какое значение имеет кровь в жизни человека? (гипотезы)

  • А сейчас постараемся выяснить значение крови для человека.




  1. Работа по учебнику с.33.

  • Откройте учебник с.33 (рисунок)




  • Прочитайте заголовок. Работа в парах.

  • Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.

  • Проверяем. Зачитайте свои выводы.

  • Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?

Дополнительный материал.

Кровь – кондиционер. Кровь переносит тепло. Нагреваясь в органах с высоким обменом веществ (мышцах, печени) кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно теплое.

Кровь – уборщик. Кровь – универсальный транспорт! От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества; от всех органов и мышц доставляет продукты распада к выделительным органам – почкам.

  • Оказывается, что кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток и каждая группа клеток имеет свои обязанности.

  • Может быть, кто-то знает, как называются эти клетки?


(Если кто-то скажет, я вывешиваю карточки – белые и красные тельца, или лейкоциты и т.д.)




На доске:


  • А теперь мы подробнее узнаем о работе этих клеток и проверим ваши предварительные выводы о значении крови для человека по учебнику.

С.34 – 35 – читаем.



Посмотрите на каплю крови под микроскопом. Вы видите, что в прозрачной жидкости находится много разных клеток. Следовательно, кровь – это неоднородная жидкость. Основу ее составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость – плазма, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных телец – эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу – переносят в потоке крови от легких ко всем тканям кислород, а от тканей к легким – углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырех месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

Другая группа клеток – лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала зараза и он нарывает, это означит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мертвые тельца защитников организма – лейкоциты. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки.

Третья группа – тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь ее не очень много. У взрослого человека 4,5-5 литров, а у детей 8-11 лет всего 3,5 литра.

Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.

Постоянным должно быть в крови и соотношение между ее разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.


  • Какие предположения подтвердились? (описание клеток и т.д.)

  • Что же это за белые и красные клетки? (лейкоциты, эритроциты)

(Вывешиваю на доску – таблички)


эритроциты





тромбоциты

лейкоциты

плазма



  1. Закрепление. «Игра». Работа по группам – 4 группы.

  • Я вас разделю на 4 группы, вы будете в роли:

  1. – кровяная плазма (сильные дети),

  2. – красные кровяные клетки, или эритроциты,

  3. – белые кровяные клетки, или лейкоциты,

  4. – кровяные пластинки, или тромбоциты (слабые дети).


Задание: - Каждой группе даю карточки, вы выбираете, только те, которые вам нужны, чтобы рассказать какую работу выполняют эти группы: 1) плазма, 2) эритроциты, 3) лейкоциты, 4) тромбоциты.

(Вопрос вывешиваю на доску. Какую работу выполняют?)

(Слова: лейкоциты; эритроциты; тромбоциты; плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробов; иммунитет; свертывание крови.)


  • Проверяем.

Плазма – вода и растворенные в ней вещества; иммунитет; борются с инфекциями, ядами.

Эритроциты – кислород; углекислый газ.

Лейкоциты – борются с инфекциями, ядами; убивают микробов.

Тромбоциты – свертывание крови.

  • В такой маленькой капельки крови много эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и каждая из них выполняет важную роль.

  • Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

  • Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови)

  • А как мы узнаем состав крови? (сдаем анализ крови)

  • Анализ крови – один из наиболее распространенных методов диагностики состояние человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определенное количество раз, а затем помещается на стекло счетной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После несложных расчетов удается определить число различных кровяных клеток на единицу объема крови.

(Раздаю детям бланк анализа крови с нормами – табличка.)


  • Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определенные нормы, и если показатели не совпадают с нормами, то сигнал обратить внимание на свое здоровье.




  1. Показ муляжа – сердца.

  • Как вы думаете, что это? (сердце)

  • Тема нашего урока – кровь, а зачем я принесла на урок сердце? (сердце качает кровь)

  • Сердце человека – это плотный мышечный мешок величиной с кулак, при сокращении которого кровь движется внутри организма.

  • Как движется кровь внутри организма? (по кровеносным сосудам)

  • Кровь движется по кровеносным сосудам – специальным трубкам, предназначенным для протекания крови внутри организма.

  • Движение крови в организме называется кровообращением – это тема нашего следующего урока.




  1. Итог урока.

  • Какова роль крови в организме? (на доске таблица, рассказать по таблице)


кровь

углекислый газ

кислород

питательные вещества

отходы клеточ-ного обмена веществ



  • Кровь играет роль транспорта веществ от органов к каждой клетке. Она переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.

  • Понравился ли вам урок?

  • А что понравилось?

  • Легко ли вы справились со всеми заданиями?

  • Где испытывали затруднения?




  1. Дома: ответить на вопрос:

  • Почему у человека краснеет и бледнеет лицо?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На основе развивающей программы Л. В. Занкова: сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова 2009 год,учебника для...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconРеализация требований нового образовательного Стандарта при изучении...
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Обучение осуществляется по системе Л. В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А. В. Поляковой «Русский...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова)
Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс «Реализация требований фгос ноо средствами развивающей системы Л. В. Занкова»
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л....
Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация работы: Сценарий урока окружающего мира. Тема: «Движение воздуха». 2 класс по системе Л. В. Занкова. Тип урока: введение...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconКонспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс

Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок по теме «Органы чувств»
Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способы развития детей с нарушением интеллекта заключаются в системе коррекционно-развивающей работы
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconРабочая программа по литературному чтению (умк «Развивающая система Л. В. Занкова»)
Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познаватель
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconУрок по теме и 58 в системе уроков
Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной...
Урок по «развивающей системе л. В. Занкова» iconПостроение развивающей среды в доу понятие и сущность развивающей среды
А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск