Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии»





Скачать 274.54 Kb.
НазваниеТворческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии»
страница1/2
Дата публикации07.07.2015
Размер274.54 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Информатика > Творческая работа
  1   2


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии»
Иващенко Ирина Викторовна

учитель географии

Макеевской общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней № 108

им. Первой гвардейской армии

Географические источники информации в школе представлены учебником, картографическими пособиями (атласы), печатными пособиями (картины, таблицы, схемы), иллюстративным раздаточным материалом, дидактическими карточками, видеофильмами, средствами массовой информации, справочниками, географическими сериями книжных изданий, моделями и приборами.img255

Работа с учебником

В век информационных технологий учебник становится не только носителем новой информации, а, прежде всего средством, организующим образовательную деятельность учащихся.

Учебник служит главным пособием для учащихся, важнейшим источником их знаний.

Основная работа с учебником ведется дома. Однако чтобы эта самостоятельная домашняя работа была успешной, нужна также работа с учебником в классе. Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством учителя, который направляет домашнюю работу, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

При работе с учебником можно использовать знаковую систему, которая позволит учащимся выделить в тексте главное содержание, отметить новые понятия, требующие запоминания. Так, при работе с текстом учащиеся на полях ставят знак «≈» — прочитать; «+» — обратить внимание; «≡» — уметь рассказать; «*» — означает выучить.

Одним из часто применяемых видов работы с учебником в классе является объяснительное чтение его. Оно обычно проводится в начале курса, а затем при прохождении более трудных разделов. Объяснительное чтение учебника может проходить в виде фронтальной работы. Ученики читают текст, попутно учитель разъясняет термины и неясные положения; учащиеся после чтения пересказывают текст своими словами и ставят по нему вопросы. Это делается главным образом с учащимися более младшего возраста.3

В дальнейшем работа по тексту учебника усложняется, и по нему задаются различные самостоятельные работы; важнейшая из них — составление по тексту плана изложения материала.

План представляет собой перечень проблем, рассматриваемых в тексте. Он может быть простым или сложным (развернутым). План способствует лучшей ориентации в содержании текста. Есть два основных способа составления плана. Один из них – работа над ним по ходу чтения. Другой – его составление после ознакомления с текстом, что дает возможность подытожить работу. План при этом получается более последовательным и стройным и даже более кратким.

Работа над составлением плана по тексту учебника ведется обычно так. Учащиеся читают текст какого-либо раздела, делят его на части, подбирают к ним заголовки и ставят по тексту каждой из этих частей вопросы. Затем по составленному плану им предлагается пересказать текст своими словами или ответить на поставленные вопросы.

В 8-10 классах записи по тексту могут быть выполнены и в виде тезисов, выписок или конспекта.

Выписки - это цитаты (дословное воспроизведение мыслей автора книги) или краткое, близкое к дословному изложению содержания нужного отрывка текста.

Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте. Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана.

При изучении сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение и т.д. В таких случаях составляют конспект.

Конспект - это последовательное изложение содержания текста.

Составление конспекта требует вдумчивой работы, затраты времени и усилий. При конспектировании (так же, как и при остальных видах записей) допускаются сокращения слов, но нужно соблюдать известную осторожность и меру. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.

Конспект ведется в тетради. Рекомендуется оставлять в тетрадях поля для последующей работы над конспектом, для дополнительных записей, замечаний и пунктов плана.

В отличие от всех предыдущих форм записей одним из наиболее сложных видов самостоятельной работы учащихся 9-11 классов является подготовка реферата.

Реферат - это краткое изложение содержания книги, научной работы или результатов изучения научной проблемы в письменном виде или в форме публичного выступления. Реферат предусматривает привлечение широкого круга литературных источников по избранной теме и их критическую обработку.

Из других самостоятельных работ по тексту учебника большой методический интерес представляет выборочное чтение текста с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т. д.

Вот несколько примеров заданий учащимся по выборочному чтению текста:

  1. Прочитав текст о равнинах, ответить, чем отличается плоская равнина от холмистой.

  2. В тексте о болотах найти место, где говорится о причинах образования болот.

  3. На основе текста о реках Западной Европы указать по каждой из упомянутых в нем рек характерные черты.

Очевидно, что такое выборочное чтение текста полезно для приучения учащихся к углубленной самостоятельной работе над учебником.img258

Необходимым элементом работы школьников с учебником на уроке является обращение к словарю терминов. Это способствует усвоению географических понятий. При этом выделяется несколько этапов:

• самостоятельная работа — формирование понятия географического объекта;

• коллективное обсуждение вариантов, предложенных учащимися в классе;

• индивидуальная или коллективная работа со словарем;

• вывод:

а) корректировка записи понятия;

6) запись определения учащимися из словаря.

Так, например, при изучении темы «Атмосферные осадки» (VI класс) можно предложить учащимся самостоятельно дать определение понятия «атмосферные осадки»:

• это снег, дождь;

• вода в разных физических состояниях.
Затем они читают определение, данное в словаре:

«Атмосферные осадки — это вода в жидком и твердом виде, выпадающая из облаков в результате конденсации водяного пара».

В ходе обсуждения устанавливают, что в данном определении указаны физическое состояние воды (жидкое, твердое), место формирования (из облаков), условия формирования (конденсация водяного пара).

В классе проводится работа не только по тексту учебника. При повторении и закреплении материала на уроках учитель использует данные в учебнике вопросы. На некоторые вопросы учащиеся найдут в учебнике прямой ответ. Например: «Какие полезные ископаемые имеются в Африке?»

Но наряду с ними учителю надо давать вопросы, на которые в учебнике нет прямого ответа; они потребуют от учащихся творческого продумывания текста и особенно важны в старших классах. К такому типу вопросов относятся следующие:

1. Привести фактические данные, подтверждающие определенные положения (например, факты, показывающие экономическую отсталость стран Африки).

2. Установить отличительные особенности географических объектов (например, сравнить растительность пустынь Африки и Азии или реки Западной и Восточной Европы).

3. Объяснить причины, показать взаимосвязь явлений (например, объяснить причины специализации какого-либо экономического района Украины).

Целесообразно также задавать различные самостоятельные работы по тексту учебника: на разработку схем и графиков (например, схемы производственных связей), на группировку объектов по каким-либо признакам (например, распределить все горы на группы по высоте и т. п.).

Приёмы работы с книгой

Вопрос к тексту

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Репродуктивные вопросы. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Лови ошибку!

Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Задача учащихся состоит в том, чтобы внимательно проверить текст, выявить и исправить ошибки. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Например, при изучении темы «Географическая карта» в 6 классе, можно использовать текст: «Юный друг! Мой путь в Антарктиду лежал через Южную Америку, остров Огненная Земля, пролив Дрейка. Преодолев Магелланов пролив, ширина которого достигает 100 км, я оказался на острове Огненная земля. Остров встретил меня холодным ветром и низкими температурами. От Антарктиды меня отделял пролив Дрейка. По теплым водам пролива я за несколько часов добрался до ледяного материка. Здесь я охотился на белого медведя».
Своя опора (шпаргалка)

После прочтения текста ученики составляют собственные опорные конспекты по новому материалу. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Или такая форма работы: несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

В качестве приема: предложите ученикам создать «универсальную шпаргалку» по данной теме. Проведите конкурс опор/шпаргалок. img253

Использование учебных пособий и художественной литературы

Расширяя сферу географических интересов учащихся, необходимо включать в учебный процесс фрагменты из художественных произведений, а также материалы энциклопедий и хрестоматий по географии. Красочные сюжеты о природе приведены в книге «Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов» (для V-VIII классов, автор М.К.Куприянова). Использование этих материалов на уроках позволяет создать атмосферу литературной гостиной.

Так, например, при изучении темы «Литосфера» можно использовать отрывок из произведения «Дети капитана Гранта» Ж.Верна: «Занимавшийся день осветил ужасное зрелище. Очертания гор внезапно изменили форму. Вершины качались и потом с диким треском куда-то провалились, словно в раскрытый люк. Целый участок хребта шириной в несколько миль сорвался с места и скользил по направлению к равнине. — Это землетрясение! — крикнул Паганель. Ученый-географ не ошибся. Это было действительно землетрясение, частое явление в горах Чили, а особенно в том месте, где сейчас находились путешественники. Здесь за 14 лет город Копиапо был разрушен дважды, а город Сантьяго — четырежды». В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы: что такое землетрясения и почему они случаются в земной коре? Почему они часто бывают в Чили? Какие разрушения производит землетрясение?

При изучении темы «Способы изображения Земли» можно предложить ученикам следующее задание:

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Вам известна полная приключений и опасностей для героев книга Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ"? Она начинается с того, что мальчику Джиму попадает в руки карта острова, составленная пиратом. На карте написано: "Главная часть сокровищ здесь". На оборотной стороне карты были пояснения:

"Высокое дерево на плече Подзорной трубы, направление к С. от С.-С.-В.

Остров Скелета В.-Ю.-В. и на В.img254

Десять футов.

Слитки серебра в северной яме. Отыщешь её на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от чёрной скалы, если стать к ней лицом.

Оружие легко найти в песчаном холме на С. оконечности Северного мыса, держась на В. и на четверть румба к С.

Дж. Ф."

Эти записи показались Джиму совсем непонятными. Попробуйте ему помочь.

Примечание.

Румб - морской термин. На 32 румба моряки делят круговую линию горизонта. Значит, один румб чуть больше 11°.img256

Содержательностью, информативностью и в то же время простотой изложения выделяется учебное пособие «Занимательная география» Г.Скарлото. В книге много необычайных историй и малоизвестных фактов о нашей планете, рассказов о дальних странствиях и приключениях, о тайнах и загадках Земли, о секретах древних цивилизаций, о любопытных географических открытиях и «закрытиях» и о многом-многом другом.

Для учащихся 6 класса можно предложить книгу Г.П. Пивоваровой «За страницами учебника географии». Она представляет собой сборник статей, содержание которых охватывает все темы начального курса физической географии. В конце книги помещены занимательные географические вопросы, которые учащиеся могут использовать для самопроверки.img257

Приятно удивили два пособия «Африка» и «Австралия» В.Г.Герасимчука, изданные в Волынском государственном университете. Написаны интересно. Эмоционально, с личностным обращением, эти книги будут интересными и для учителей, и для учеников. Автор дополнил тексты собственными впечатлениями, стихотворениями.

Художественные отрывки в зависимости от метода их применения — активное средство для развития мышления учащихся. Из отрывков художественной литературы можно создавать различные логические упражнения и использовать их на всех этапах урока.

Приведем три упражнения и ответы к ним.

Упражнение 1

І вариант

О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических отрывках (ответы запишите цифрами)?

  1. Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны, дым поднимается вертикально.

  2. Слабый ветер (1—2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят.

  1. Умеренный ветер (3—4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев.

  2. Сильный ветер (5—6 баллов). Колеблются большие ветки и вершины деревьев.

V. Крепкий ветер (7—8 баллов). Качаются стволы деревьев.

VI. Штормовой ветер (9—10 баллов). Деревья наклоняются к земле, слабые ломаются.

VII. Жестокий шторм, переходящий в ураган (11—12 баллов). Ветер производит большие разрушения.
1.Сегодня старый ясень сам не свой, —
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, — никто сказать не может.

С. Я. Маршак

2. Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила

Старый дуб, что посажен отцом,

И ту иву, что мать посадила...

Н. А. Некрасов

3. Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

А. С. Пушкин

4. Колеблет ветер, влажный, душный,
Верхи дерев, и с воем он

Стучит в оконницы...

М. Ю. Лермонтов

5. Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

М. Ю. Лермонтов

6. И было, как видно,

Ему не впервые

Ломать, как тростинки,

Дубы вековые

И, крыши срывая,

Врываться в жилища.

Его называли

Ветрило! Ветрище!

С. Михалков

7. Вспоминал я, как в зимнем бору.

Без ветвей от верхушек до пят,

Чуть качаясь в снегу на ветру,

Корабельные сосны скрипят.

С. Я. Маршак
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconТворческая работа на тему: «Знаки зодиака на координатной плоскости»
Введение. Постановка цели работы, проблемы и задач
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconКурсовая работа Исследование проектно-исследовательского метода работы...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconИсследовательская работа по географии, на тему: «Проблема загрязнения...
Каждый человек моет руки, посуду, одежду, убирает квартиру моющими средствами, поэтому я решила доказать на примере своей семьи,...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» icon«Исчезнувшая земля»
Творческая работа по географии "Выдающийся русский путешественник Владимир Афанасьевич Обручев" ( презентация)
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconПроектная работа на тему Внеклассная работа по географии
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconСтатья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова...
Урок включает в себя дополнительный материал, таблицы, схемы, документы, дающие возможность значительно активизировать учебную деятельность,...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconМытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconТворческая работа на тему
Подготовка специалистов – бухгалтеров в Торжокском политехническом колледже в 1944 – 2013 гг
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconТворческая работа Количество баллов место 1 Рогава Георгий сош №14...
Протокол оценки творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области,...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconТворческая работа на тему: «Компьютер и дети»
Пк стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconРеферат (контрольная работа) по дисциплине физическая культура
Выполняется в соответствии с учебными планами в зависимости от специальности и года поступления, а так же заданиями на предстоящую...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconНа уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на...
Реформа общеобразовательной школы призвана повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать...
Творческая работа на тему: «Культура работы с учебными средствами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческая работа с терминами искусства и создание литературно-художественных образов на уроках изобразительного искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск