Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом





Скачать 45.67 Kb.
НазваниеСтатья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом
Дата публикации14.10.2013
Размер45.67 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > География > Статья
Статья: Работа с тестом на уроках географии.

Учитель географии: Жирадкова Л.И.

Три аспекта работы с текстом

  • Гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира.

  • Дидактический аспект – умение работать с информацией в условиях избытка ее в современном обществе и с развитием компьютерных технологий.

Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!!!

  • Развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом

Работа с текстом как форма организации учебной деятельности учащихся

  • Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации.

Для активизации процесса учебного познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний

Работа с текстом (Работа с опорными словами)

Опорные слова – это слова, которые несут основную смысловую нагрузку текста.

(Выписывать лучше в том же числе и падеже, что и в тексте.)

Например: Тема: Океания, 7 класс:

Острова

вулканического, кораллового,

выступающие

вечное лето,

леса

видовой состав беден

вырублены,

завезли,

коренное, переселенцы…
Еще один пример для работы с текстом на уроках географии в 9 классе по теме: Лесной комплекс (9 класс). В тексте вы найдете следующие термины в такой вот последовательности:

Лесная

старейших отраслей

огромными запасами

валютных поступлений

лесоизбыточных районах

отсутствие, удаленность

катастрофическому сокращению

лесовосстановительные

деревообрабатывающая

целлюлозно-бумажная

материалоемкостью

водоемкостью

энергоемкостью

утилизировать

ЛПК, полное использование продуктивности лесов.
Эффективным приемом работы с тестом может быть составление плана и тезисов, т.е . составление простого и сложного плана по тексту. Тезис ( греч. Thesisутверждаю) –положение, кратко излагающее одно из основных положений сочинения, текста, доклада... Технология выполнения: План учебного текста - Тезисы, утверждающие каждый пункт плана

Таким образом, в примере с темой «Лесной комплекс» тезисы могут иметь вот такой вид:

  • Развитие лесной индустрии, старейшей отрасли России, важной статьи валютных поступлений страны, определяется огромными запасами древесины и широчайшим использованием ее во всех областях народного хозяйства.




  • Большая часть лесов сосредоточена в лесоизбыточных районах Сибири и Дальнего Востока, которые пока используются меньше из-за удаленности и отсутствия транспортных путей, а основным лесозаготовительным районом является Европейский Север, где интенсивная рубка приводит к истощению лесных ресурсов.




  • В состав лесного комплекса входят: лесозаготовка, которая базируется в лесоизбыточных районах, предприятия деревообрабатывающей промышленности, располагающиеся как в районах лесозаготовки, так и близ потребителя и целлюлозно-бумажной промышленности, размещение которых зависит от материалоемкости, водоемкости и энергоемкости производства.




  • Предприятия лесного комплекса связанные между собой последовательной переработкой сырья и отходов, а также совместным использованием транспорта, источников энергии образуют ЛПК – лесопромышленный комплекс.




  • Полное безотходное использование ресурсов, экспорт продукции глубокой переработки древесины, восстановление лесов и повышение их продуктивности – это важнейшие задачи развития лесного комплекса.

Работа с текстом может быть превращена в создание графического представления содержания параграфа, что увеличивает зрительное восприятие учебного материала. Этот прием учителя школ широко применяют при разработке своего урока. Речь идет о составлении графического конспекта – схемы урока. Именно логический (опорный) конспект схемы передает :

- основное содержание текста;

- показывает логическую взаимосвязь и взаимозависимость всех его содержательных компонентов;

-выделяет главные и вспомогательные или второстепенные компоненты текста.
c:\users\пользователь\desktop\схема.jpg

У источника

сырья

Эффективным и полезным является такая форма работы с текстом как резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.

Технология исполнения:

- прочитать текст,

- выделить (карандашом) главные

положения текста (основные мысли),

- составить резюме (1 – 2 предложения,

сложно-сочиненных с подчинением).

В случае с выбранной темой резюме может выглядеть следующим образом:

  • Лесная индустрия, являющаяся старейшей отраслью хозяйства России благодаря огромным запасам леса (важной статьи валютных поступлений), представлена всеми отраслями, начиная от лесозаготовительной, базирующейся как на Европейском Севере, так в Сибири и на ДВ, где сосредоточены главные запасы лесных ресурсов, и деревообрабатывающей отрасли, к которой относятся лесопиление, производство фанеры, сборных домов, мебели и т.д.

  • Важнейшей современной отраслью является целлюлозно-бумажная, отличающаяся водоемкостью и энергоемкостью, а также материалоемкостью, так как использует не только древесину, но и отходы от деревообработки и лесопиления.

  • Все отрасли лесного комплекса благодаря тесным производственным взаимосвязям и совместному использованию транспорта, источников сырья и энергии могут объединяться в лесопромышленные комплексы (ЛПК).


Целенаправленная работа с текстом позволяет развивать коммуникативные навыки. Этому способствует перевод текста из одного вида в другой. Это может быть:

  • Перевод учебного текста в художественный.

  • Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный.

  • Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.).

  • Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании.


Разнообразие способов и приёмов работы с тестом ограничивается только фантазией педагога, но в случае «творческого кризиса» на помощь всегда приходят его ученики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconКурсовая работа Исследование проектно-исследовательского метода работы...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconУмения, развивающиеся и формирующиеся в процессе работы с различными...
Выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconНа уроках географии через использование
Ечина Любовь Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconНовые линии учебников географии, использование икт на уроках географии
Переход преподавания географии в 6, 10 и 11 классах на 35 часов, наличие соответствующих учебников
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconРабочая программа по географии для 6 11 классов составила: учитель географии
Данные рабочие программы по географии (базовый уровень) реализуются на основе следующих нормативных документов
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconНа уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на...
Реформа общеобразовательной школы призвана повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом icon«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель
Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 60 заданий (А1-А60). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом icon«Использование межпредметных связей на уроках географии»
Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Статья: Работа с тестом на уроках географии. Учитель географии: Жирадкова Л. И. Три аспекта работы с текстом iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск