Скачать 69.64 Kb.
|
Методы и приёмы работы с текстом учебника Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Из опыта работы учителя географии МОУСОШ № 37 г. Буя Смирновой Ларисы Владимировны Одной из развивающих технологий, которую я активно использую в работе, является технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработанная учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В России технология РКМЧП начала апробироваться с 1997 года в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, т.к. позволяет решать следующие задачи:
Ценность уроков, проведённых в технологии РКМЧП, я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться». Уроки географии, разработанные мною по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показывают достоинства данной технологии. Приведу подробный пример фрагмента урока географии в 8 классе по теме «Кавказ» (учебник Бариновой И.И.) Цели урока: а) образовательные: формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о географическом положении, особенностях природы Северного Кавказа; б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе; в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником. На первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждения познавательной активности в связи с изучаемой темой, - использую приём «Кластер». Кластер (анг. duster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Приём можно применить на стадии вызова. Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит в свою очередь учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Кавказ Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что Кавказ – это высокие, молодые горы с живописной и необычайной природой и др. Следующий этап урока - стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. На представленном уроке этот этап посвящён организации вдумчивого чтения текстов «Географическое положение Северного Кавказа», «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые», работе с номенклатурой. При чтении текста учебника «Географическое положение Северного Кавказа» я попросила учеников делать на полях пометки "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки стали заголовками граф таблицы.
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. В результате такой работы ученики «свернули» текст в конспект, совместно выяснили, что такое Тмутаракань. Изучая текст (стр. 169) «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» ученики составляли вопросы, пользуясь таблицей «Тонких и толстых вопросов».
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Сначала ребята сами учатся записывать вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые", которые после чтения задают своим товарищам. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На данном уроке ученики составляли синквейн по теме занятия. Приведу пример синквейна, составленного учениками, - Горы Высокие, молодые Возвышаются, белеют, лечат Кавказ - молодое горное сооружение Эльбрус. Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк. 1. Одно слово – имя существительное тема синквейна 2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами 3. Три слова – глаголы 4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна 5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна Приём «Сводная таблица» раскрою на примере урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны». Приём «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица так: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.. Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике на странице 60 параграфа 9. Заполните таблицу «Основные признаки циклонов и антициклонов».
Использование приёма «таблица-синтез» раскрою на примере изучения климатических особенностей Западной Сибири (параграф 35, учебник Бариновой И.И.). Учащимся было предложено подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно заполняли верхнюю часть первой графы таблицы, далее им был предложен сам текст в учебнике с описанием климатических особенностей. После прочтения текста таблица была заполнена полностью. Фрагмент таблицы:
Таким образом, применение приёмов технологии РКМЧП на уроках географии позволяет формировать у учащихся навыки самообразования. Литература: www.bryanskedu.net/metodik/geo/pedtehnolod www.nach.doruo.kostanay.kz |
Методическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие... «Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы» | Диплом 2 степени в номинации «Урок» Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного... | ||
Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология ркмчп) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы | «Использование технологии развития критического мышления через чтение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Методические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25» Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы" | ||
Опыта Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе | ||
Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке? Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии | «Словосочетание» Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главная дидактическая цель: Используя приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, стимулирующие мыслительную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок был проведен в 2011 году в целях освоения положительного опыта по Технологии «Развитие критического мышления через чтение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического... |