Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 131.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер131.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок



Данный урок был проведен в 2011 году в целях освоения положительного опыта по Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Урок литературы. 5 класс. Тема: «Слово о Пушкине». (Фролова Е.Е., ЦО №1927, Москва)

Цели урока:

  1. формирование интереса учащихся к изучению творчества А.С.Пушкина;

  2. формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного и услышанного, критическая оценка информации);

  3. развитие общеучебных умений (бегло и выразительно читать; слушать и слышать; выделять в информации главное; формулировать выводы);

  4. развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлексивность, креативность, толерантность, самостоятельность).

Задачи урока:

  1. расширить знания пятиклассников о Пушкине, опираясь на изученное в курсе начальной школы и личный опыт учащихся;

  2. познакомить школьников с фактами биографии поэта (детство – в соответствии с программой) и художественными произведениями, отражающими субъективные оценки биографии и творчества А.С.Пушкина;

  3. углубить представления пятиклассников о понятии «биография писателя»;

  4. ввести понятия «этап жизни писателя», «круг семьи писателя»;

  5. обогатить активный и пассивный словарь учащихся;

  6. вызвать интерес пятиклассников к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами; а также к формулированию и объяснению своего мнения;

  7. пробудить интерес учащихся к творческой внеурочной деятельности.

Оборудование урока:

1) Карточки с текстом.

Павел Антокольский

ИМЯ

(отрывок)

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Это имя на то и дано нам.

И оно никогда не лгало,

Не застыло казенным каноном

И не в школьную пропись легло.

Это имя – подростка смешного,

Что свечу до полуночи жёг,

И строчил и вычеркивал снова,

И выискивал нужное слово –

Свой веселый сигнальный рожок.

Это имя – весёлое рвенье,

Лихорадка ночного труда.

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающее никогда.

Это имя – бессонница вёсен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Это имя – сквозь белые ночи

Всех бессонных касается век,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

(Цит.по: Светлое имя Пушкин. – М.,1988, С.248 – 249)

2) Учебник «Литература. 5 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- М., 2006, Ч.1

3) Презентация «Детство А.С. Пушкина. Семейный круг»

4) Ю. Тынянов «Пушкин»,- М., 1987

Конспект урока.



Этап


Прием

(вид работы)



Деятельность учащихся


Функция учителя


Примечание

Вызов




Ассоциации

(фронтально)

Словарная работа и частичный анализ стихотвор.

текста

(индивид.,

в парах, фронтально)

Подбор эпиграфа к уроку

(фронтально)

Записывают тему в тетради
Желающие говорят о своих ассоциациях.

(1) Осенний пейзаж и слова: «Унылая пора! Очей очарованье!» Пушкин любил осень, написал о ней много стихотворений. Я тоже люблю это время года

2) Я представляю сказочный шатер, шапку-невидимку, волшебное зеркало. Я прочитала все сказки Пушкина, они мне очень нравятся.

3) Я представляю дату -1799- год рождения Пушкина. Каждый человек должен знать, когда родился великий поэт.

4) Я вижу картину: на сером фоне черные фигуры с пистолетами. Дантес стреляет в Пушкина.)


Читают стихотворение, отмечают и объясняют непонятные слова, фразы (впаяно в речь, в имя вглядеться, не застыло казенным каноном, веселый сигнальный рожок, веселое рвенье, лихорадка ночного труда, бессонница весен, жадные очи)

Все читают произведения Пушкина, забывают о сне, потому что интересно.

Определяют главную мысль стихотворения.

(С именем Пушкина связано много разных ассоциаций, но есть одинаковые почти для всех, а есть личные для каждого)
Выразительно читают фрагмент стихотворения.


Обосновывают свою точку зрения.

(Выбрали 1-ю строфу, т.к. хотя мы и знаем произведения Пушкина «с детства», но еще мало, нам надо еще много узнать, «вглядеться» в его произведения.)

Записывают эпиграф в тетрадь.

Объявление и запись темы на доске.

  • Что возникает перед мысленным взором, если вы слышите: « А.С.Пушкин»? Поделитесь своими ассоциациями, постарайтесь их прокомментировать.

  • У кого возникли схожие ассоциации?

При необходимости – уточняющие вопросы.

*Многие люди, знакомые с детства с пушкинскими произведениями, читали, перечитывали, размышляли над ними всю жизнь и делились своими ассоциациями. М.Цветаева посвятила этой теме сочинение «Мой Пушкин», А.Ахматова, А.Твардовский написали каждый свое «Слово о Пушкине». У П.Антокольского есть стихотворение «Имя».


Помощь, уточняющие вопросы.
*В чем смысл двух последних строк?

*Какое четверостишие можно взять эпиграфом к уроку? Почему?

Запись эпиграфа на доске.




Просим ребят не повторяться!

Введение к работе с текстом
карточки





Осмысление

Чтение с пометами на полях

(индивидуально, фронтально)

«Свой круг» - знакомство

с членами семьи Пушкина

(фронтально)

Знакомство с художественным текстом

(фронтально)



Один ученик читает вслух статью учебника (С.81-82), все слушают, следят, делают пометки.

«Распаковывают» задание: формулируют ответ на вопрос, приводят доказательства из текста.

(Атмосфера дома располагала к поэтическом занятиям: замечательная библиотека, традиция сочинительства (все члены семьи писали стихи); в доме родителей часто бывали литераторы, обсуждали разные произведения; бабушка и няня познакомили Александра с народной поэзией. В такой обстановке скорее всего в ребенке мог проснуться интерес к творчеству.)

Слушают учителя, рассматривают портреты, отвечают на попутные вопросы, объясняют слова (арап, креолка, имение, крепостные, вольная, няня, «дядька», гувернёр), определяют, что в новой информации показалось новым, особенным.

(1) Арап не араб, негр, чернокожий.

2) Мама Пушкина была очень красивой.

3) У Арины Родионовны фамилия Яковлева, она имела троих детей.

4) Пушкин в детстве был голубоглазым и светловолосым!)


Слушают фрагмент главы романа, высказывают свое мнение о поведении участников сцены.

(1)Руссло повел себя некрасиво: нельзя было читать чужие, спрятанные стихи и смеяться над ними.

2)Александр правильно сделал, что отнял стихи и сжёг их. Он вёл себя немного грубо, но я его понимаю.

3) Пушкин решил после этого « не писать французских стихов»? Вот и хорошо! Стал сочинять по-русски.

4) Мне не понравилось, что мама и папа в этом эпизоде не понимают, что их сыну не нравится, когда все смеются над ним, над его стихами.)


Постановка задачи перед чтением:

* найдите в тексте и отметьте («+») материал, который поможет ответить на вопрос: «Можно ли на основании этого рассказа о детстве «предсказать», что сын майора С.Л.Пушкина может стать поэтом?»

Комментарии к портретам членов семьи Пушкина:

1)А.П.Ганнибал, самый известный предок Пушкина, знаменитый арап Петра Великого, патриот России, храбрый военный.

2)Отец А.Пушкина, Василий Львович, майор, литератор.

3)Мать будущего поэта, Надежда Осиповна (Ганнибал), прозванная в свете «прекрасною креолкою».

4) Брат и сестра поэта – Ольга Сергеевна (Павлищева по мужу) и Лев Сергеевич.

5) Бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал, у которой в имении Захарово под Москвой Пушкин в детские годы проводил каждое лето.

6) Няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна Яковлева, вырастившая троих своих детей, Надежду Осиповну, Ольгу, Александра, самого любимого, и Льва. Была так привязана к семье Пушкиных, что отказалась от вольной.

7) Никита Козлов, крепостной, «дядька», первый гувернёр А.С.Пушкина.

8) Голубоглазый мальчик со светлыми кудряшками – А.С.Пушкин в возрасте 4-5-ти лет.
* Из статьи учебника мы узнали, что Пушкин рано начал сочинять стихи на французском языке. Это известный факт. Вот как рассказал об этом в своем романе «Пушкин», т.е. художественном произведении, не чуждом вымысла, Ю.Тынянов. (Ч.1, гл..9/2,С.157 -159)


Рекомендация желающим прочитать роман Тынянова полностью или его первую часть «Детство». Книга предлагает один из возможных взглядов на жизнь поэта.

Записать вопрос на доске!

портреты



Рефлексия

Написание фразы-резюме

(индивид., фронтально)

Примечание: 5-классники ещё на были знакомы с приёмами написания синквейна, эссе, хокку, поэтому им было предложено такое задание.

Домашнее задание


Размышляют вслух.

(Он много написал, мы много знаем об этом поэте, трудно все это уместить в одном предложении.)

Выполняют задание, желающие читают свои предложения.

(1) Пушкин – это великий русский поэт.

2) Пушкин – мой самый любимый писатель.

3) Пушкин – автор любимых сказок.

4) Пушкин – поэт, чьи произведения знают все.

5) Пушкин – Имя Россия.)

1) Для всех: С.82-83, «Няне», прочитать, вопросы №№1-4 (у);

2)Для желающих: подготовить сообщение на тему «Детство А.С.Пушкина».

3)Для желающих: написать сочинение «Мой Пушкин»


* Однажды, составляя родословную Пушкина, я должна была, в соответствии с требованиями компьютерной программы, одной фразой определить, кто такой Пушкин.

- Легко ли это, по-вашему? Почему?

* И все же попробуйте закончить предложение: «Пушкин – это…»

Учитель даёт оценку получившимся предложениям. Важно донести мысль: одной фразой нельзя объективно оценить роль Пушкина в истории, литературе, русской культуре, но можно выразить личное отношение, восприятие, ассоциации.


Старайтесь выразить что-то свое, особенное.


Вып.11ч.
Не вып.



Аспектный самоанализ урока, спроектированного по технологии РКМЧП.

Предмет: литература

Класс: 5 «В»

Дата:21.10.2008

Тема: «Слово о Пушкине»

Учитель: Фролова Е.Е.,ЦО №1927 г. Москва

В составе учащихся 5 «В» класса большинство детей имеют высокую мотивацию к обучению. Многие общеучебные умения сформированы у них на должном для этого возраста уровне: бегло читают, могут сосредоточиться на выполняемой работе, выделяют в информации главное, пытаются формулировать выводы. Дети активны, любят рассуждать, проявлять себя, что говорит о хороших перспективах в развитии критического мышления. При этом в этом классе на уроках необходимо уделять особое внимание развитию умения слушать и слышать собеседника.

Урок по теме «Слово о Пушкине» - вступление к знакомству с пушкинским творчеством. Он относится к особому разряду биографических уроков, основное назначение которых – создать определённый настрой, заинтересовать школьников творчеством писателя, подготовить к изучению его произведений.

Как любой урок литературы, урок по данной теме обладает большими возможностями для РКМЧП, что отражено в его основных целях и конкретных задачах (см. выше).

Урок состоит из трех частей: вызов – осмысление – рефлексия. 1-й и 2-й этапы примерно одинаковы по времени, потому что актуализация имеющихся знаний, формирование интереса к изучаемому и побуждение школьников к активной деятельности являются главным на вступительном уроке по творчеству писателя; а получение и осмысление информации – основные виды деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Рефлексия – формирование личного отношения к изучаемому – не завершается на данном уроке, но продолжится в домашней работе и на последующих занятиях.

Прием «Ассоциации» направлен на активизацию знаний учащихся. Обращение к стихотворному тексту позволяет, во-первых, соотнести мнения школьников с другими, во-вторых, дает возможность организовать работу по обогащению словаря учащихся; в-третьих. Формирует навыки осмысления художественного произведения. Чтение с пометами статьи учебника, поиск ответа на вопрос способствуют, прежде всего, развитию умения выделять в тексте главное. Работа с портретами «Свой круг», знакомство с фрагментом романа Ю.Тынянова и его обсуждение направлены в особенности на развитие умения слушать и слышать. С необходимостью научить детей данного класса эффективно работать вместе связан выбор фронтальной формы работы в качестве основной. Написание фразы-резюме и возможность выбрать домашнее задание способствует развитию рефлексии.

Учащиеся активны в течение всего урока, готовы к продолжению работы на любом этапе. Их деятельность можно охарактеризовать как осознанную и креативную. Ответы пятиклассников разнообразны, неожиданны, самостоятельны, достаточно глубоки.

В целом урок успешен, достигнуты его основные цели, выполнены задачи. При проектировании вызывала сомнение целесообразность использования приема «Ассоциации» в связи с небольшим жизненным опытом пятиклассников и непредсказуемостью результата «сбора» ассоциаций. Использование этого приема на данном уроке следует признать удачным. Прогнозировались трудности при осмыслении стихотворного текста из-за сложности материала для детей данного возраста. Действительно, работа на этом этапе шла довольно тяжело, но обучение на трудном (но посильном) материале может дать, по нашему мнению, высокие результаты. Кроме того, все трудности на уроке были успешно преодолены.

В дальнейшем важно, прежде всего, разнообразить формы и освоить новые приемы работы с текстом, т.к. процесс развития критического мышления у учащихся 5-го класса, фактически, в самом начале.

структурно-временной (как распределено время по этапам урока. ка, в частности,

др.я при целевом наблюдении за учебным процесом




Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо в работе учителя-словесника

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск