АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование дисциплины:
«Социология общественного мнения»
Рекомендуется для направлений подготовки
020300 – социология, 022000 - связи с общественностью, 080005 – экономика (управление)
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
1. Цели и задачи дисциплины:
Основная цель дисциплины состоит в изучении социологии общественного мнения как одной из отраслевых и специальных социологических теорий в структуре научного знания, освоении основных теоретических подходов, методов и методик, применяемых для изучения общественного мнения. Для этого в рамках курса общественное мнение анализируется как важный духовно-практический феномен, раскрывается генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения, а также формирование методических основ прикладного исследования общественного мнения в современном обществе. Дисциплина способствует политической социализации студентов, формированию способностей анализировать общественное мнение.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы овладеть методиками и понятийным аппаратом социологических исследований общественного мнения; проследить генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения; ознакомиться с важнейшими теоретическими и эмпирическими исследованиями общественного мнения российских и зарубежных специалистов; раскрыть социальную природу, социологические характеристики и свойства общественного мнения как важного духовно-практического феномена; определить основные сферы формирования общественного мнения; приобрести практические навыки эмпирических исследований общественного мнения; изучить актуальные проблемы общественного мнения в современной России.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология общественного мнения» является одним из курсов для студентов социологического факультета и факультета управления. Дисциплина необходима для профессиональной подготовки социологов, управленцев и специалистов по «связям с общественностью». Программа «Социологии общественного мнения» органично связана с содержанием таких дисциплин, как «История социологии», «Основы социологии», «Политическая социология», «Связи с общественностью», «Социология коммуникаций», «Этносоциология», «Социология международных отношений» и др. В основу курса положен системный, структурно-функциональный и другие современные научные подходы. Студент ориентируется на проблемное понимание общественного мнения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно и аргументировано выражать свои мысли в устной и письменной формах (ОК-2);
- владение теоретическими основами, методами и методиками изучения общественного мнения, способностью применять полученные знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
- способность понимать, изучать и анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и на должном уровне представлять результаты исследования, владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
- готовность к использованию современного знания об общественном мнении и методах его изучения в организационно-управленческой работе (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен: - содержание изложенных в курсе теоретических и методологических основ «Социологии общественного мнения»; - анализировать основные проблемы, входящие в предмет «Социологии общественного мнения»;
- оценивать практические возможности методов и методик с точки зрения их применения для изучения общественного мнения;
- оценивать последствия принятия решений для общественного мнения; - понятийным аппаратом дисциплины;
- методами и методиками, применяемыми в «Социологии общественного мнения».
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
108 / 3
|
Семестры
|
6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 24
| 24
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 30
| 30
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54 / 1,5
| 54
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 30
| 30
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 22
| 22
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 12
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид аттестации
| Экзамен
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
| 108 / 3
|
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет «Социологии общественного мнения», ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками.
Тема 2. Зарождение представлений об общественном мнении.
Тема 3. Становление современных подходов к изучению общественного мнения.
Тема 4. Социальная природа, структура и динамика общественного мнения.
Тема 5. Субъекты и объекты общественного мнения, их определение и типологизация.
Тема 6. Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе.
Тема 7. Функционирование общественного мнения.
Тема 8. Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе.
Тема 9. Общественное мнение и средства массовой информации, проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе.
Тема 10. Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии.
Тема 11. Особенности применения различных методик изучения общественного мнения.
Тема 12. Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации. Семинар 1. Предмет «Социологии общественного мнения», ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками.
Семинар 2. Зарождение представлений об общественном мнении.
Семинар 3. Становление современных подходов к изучению общественного мнения в XX веке.
Семинар 4. Социальная природа, структура и динамика общественного мнения.
Семинар 5. Объекты общественного мнения, их определение, общая характеристика и типологизация.
Семинар 6. Субъекты общественного мнения. Дифференциация подходов к их определению: монистическая и плюралистическая традиции. Типологизация субъектов общественного мнения.
Семинар 7. Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе.
Семинар 8. Функционирование общественного мнения.
Семинар 9. Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе.
Семинар 10. Общественное мнение и средства массовой информации.
Семинар 11. Проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе.
Семинар 12. Теоретическое и методологическое обеспечение социологии общественного мнения.
Семинар 13. Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии.
Семинар 14. Особенности применения различных методик изучения общественного мнения.
Семинар 15. Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
| 1.
| Социология права
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| 2.
| Социология коммуникаций
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
|
| 3.
| Новые явления в социологии
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| 4.
| Социология молодежи
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Этносоциология
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лек.
| Прак.
зан.
| Лаб.
зан.
| Сем.
| Всего
| 1.
| Предмет «Социологии общественного мнения», ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 2.
| Зарождение представлений об общественном мнении.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 3.
| Становление современных подходов к изучению общественного мнения.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 4.
| Социальная природа, структура и динамика общественного мнения.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 5.
| Субъекты и объекты общественного мнения, их определение и типологизация.
| 2
|
|
| 4
| 6
| 6.
| Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 7.
| Функционирование общественного мнения.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 8.
| Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 9.
| Общественное мнение и средства массовой информации, проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе.
| 2
|
|
| 4
| 6
| 10.
| Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии.
| 2
|
|
| 4
| 6
| 11.
| Особенности применения различных методик изучения общественного мнения.
| 2
|
|
| 2
| 4
| 12.
| Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации.
| 2
|
|
| 2
| 4
|
6. Лабораторный практикум
Нет
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов
Зарождение и развитие подходов к изучению общественного мнения.
Место социологии общественного мнения в структуре социологического знания.
Сравнительный анализ различных научных школ социологического исследования общественного мнения.
Общественное мнение как социальный институт современного общества.
Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологических исследованиях.
Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в социологии.
Основные движущие силы процесса формирования и развития общественного мнения в современном обществе.
Основные методы изучения общественного мнения (анализ наиболее распространенных стилей и научных традиций изучения общественного мнения).
Основные свойства и показатели общественного мнения, принципы их оценки и измерения.
Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии.
Зарубежный опыт исследований общественного мнения.
Взаимосвязь общественного мнения и средств массовой информации и коммуникации.
Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.
Анализ исследований общественного мнения по различным социально-экономическим проблемам (безработицы и трудоустройства, образования, здравоохранения и т.п.).
Анализ исследований общественного мнения по вопросам экологии и защиты окружающей среды.
Исследование динамики общественного мнения в сфере политики в современном обществе (отношение к государственным структурам, политическим деятелям и т.д.).
Исследование общественного мнения в отношении различных партий в современной России.
Исследование общественного мнения по проблемам культуры, сохранения духовного наследства (языка, архитектурных памятников, искусства и т.п.).
Анализ общественного мнения по проблемам модернизации в России.
Проблемы и новые возможности, открывающиеся в сфере изучения общественного мнения в информационном обществе.
Опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием;
б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников часть указанных в списке изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся;
в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютер, проектор, программное обеспечение.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Форма текущего контроля – посещение лекций и работа студентов на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Формы промежуточной аттестации – письменный (домашний) реферат в конце семестра. Итоговая форма контроля - экзамен.
Разработчики:
РГГУ, Кафедра политической социологии, д.с.н., проф. Л.Н. Вдовиченко
Эксперты:
РГСУ, д.с.н., профессор Т.Ф. Осадчая
ФГОУ «Южный Федеральный Университет», д.с.н., профессор Ю.Г. Волков
|