Б.1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры
Форма обучения: Очная
Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.
Дисциплина «Иностранный язык» является одной из базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, формирующего специальную языковую подготовку бакалавра. Она представляет собой комплекс знаний умений и навыков, позволяющих овладеть орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами иностранного языка и уметь правильно использовать языковую норму во всех видах речевой деятельности применительно к различным функциональным стилям.
Отдельные параметры курса могут варьироваться по степени сложности в зависимости от начальной подготовки студентов. Курс должен быть построен на принципах компетентностного, деятельностного подхода к языку как средству общения, что предполагает распределение содержания обучения по видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Важнейшими лингво-дидактическими принципами, отраженными в программе, являются: взаимосвязь и взаимозависимость видов РД; опора на наглядность (иллюстративную, языковую, графическую); стимулирование самостоятельной работы студентов; преобладающая роль коммуникативных заданий; тенденция к беспереводному использованию языка; функционально-тематический отбор учебных материалов; социокультурный, лингвокультуроведческий рост студентов в процессе обучения.
АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры
Форма обучения: Очная
Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.
Цели дисциплины
Предметные:
овладение основами философских знаний
освоение основных понятий философии, знаний об основных этапах её развития, основных направлениях
формирование мировоззрения
Личностные:
развитие способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению
формирование готовности к саморазвитию формирование личной ответственности в принятии решений
развитие общих способностей: общения и сотрудничества, точности и продуктивности в решении задач
Задачи дисциплины
раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития, основные направления;
сформировать представление о различных теориях бытия, материи и формах её существования, о движении, развитии, диалектике и её основных законах,
- ознакомить с основными направлениями и проблемами гносеологии, сущности общества, его отличии от природы, его структуре;
раскрыть основные подходы к проблеме законов общественного развития, основные теории, посвященные смыслу и структуре истории, основы философской антропологии, ее основные проблемы: сущности человека, соотношения биологического и социального в человеке, смысла жизни смерти и бессмертия; основные теории культуры, проблему соотношения культуры и цивилизации;
научить оперировать основными философскими понятиями; анализировать основные проблемы философии; рецензировать работы по философии; различать материалистический и идеалистический подходы к решению философских проблем; излагать своими словами основные положения философских работ; принимать участие в дискуссиях, семинарах, обсуждениях рефератов и научных сообщений;
показать различие онтологической и гносеологической проблематики.
Дидактические единицы (разделы)
Что есть философия
История философии
Философия бытия
Философия познания
Философия человека
Социальная философия
АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры
Форма обучения: Очная
Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.
Цели дисциплины:
Предметные:
овладение теоретическими основами исторических знаний, представлениями о движущих силах и закономерностях исторического процесса, о месте человека в историческом процессе
овладение современными способами анализа исторической информации
формирование целостного взгляда на всемирно-исторический процесс и толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
Личностные:
развитие способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению
формирование готовности к саморазвитию
формирование личной ответственности в принятии решений развитие общих способностей: общения и сотрудничества, точности и продуктивности в решении социальных и профессиональных задач
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История» в системе подготовки студентов находится в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (базовая часть). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета «История» на предыдущем уровне образования (школа, колледж).
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: отечественная история, культурология, экономика, правоведение, политология, социология.
Дидактические единицы:
Раздел I. Древний мир
Понятие и типология цивилизаций. Место и роль России в системе цивилизаций
Цивилизации Древнего Востока
Античные цивилизации
Раздел II. Средневековье
Христианская Европа и исламский мир в Средние века
Происхождение славян и образование Древнерусского государства
От Киевской Руси к Московскому государству
Индия и Дальний Восток в Средние века
Средневековая культура России и зарубежных стран
Раздел III. Новое время
Новое время: понятие и периодизация
Европейские революции XVI-XVIII вв.
Россия в XVI-XVIII вв.
Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв.
Культура России и зарубежных стран в XVI-XVIII вв.
Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
Россия в XIX в.
Страны Востока в XIX в.
Развитие мировой культуры в XIX в.
Раздел IV. Новейшее время
Россия и мир в начале ХХ в.
Первая мировая война. Участие в войне России
Страны Запада и США в 1918-1939 гг.
СССР в межвоенный период
Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Страны Азии в 1918-1939 гг.
СССР и мир в послевоенный период (1945-1990-е гг.)
Мир в начале ХХI в.
АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры
Форма обучения: Очная
Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.
Цели и задачи дисциплины: Изучение экономики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
формирование основ экономического мышления у будущих специалистов, способных на теоретическом уровне осмысливать экономические закономерности и явления, происходящие как в экономике России, так и в мировой экономике.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области «Менеджмента физической культуры и спорта».
Рабочая программа дисциплины «Экономика» имеет общую трудоемкость равную 3 зачетным единицам.
Краткое содержание разделов дисциплины:
Экономика: предмет, метод, история становления и развития. Эволюция взглядов и современное понимание предмета экономики. Методы экономической теории.
Потребности и ресурсы. Координация выбора в различных экономических системах. Блага, потребности, ресурсы. Ограниченность ресурсов и проблема общественного выбора. Кривая производственных возможностей. Эффективность. Решение проблемы эффективности в различных типах экономических систем.
Рыночная экономика. Условия становления, основные черты и эволюция рыночного хозяйства. Глобализация современного рынка. Преимущества рынка и его ограниченность. Основные черты современной рыночной экономики. Многоукладный характер экономики. Формы собственности. Рынок и государство. Модели современной рыночной экономики.
Основы анализа спроса и предложения. Рыночное равновесие. Спрос и его изменение. Функция предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие рынка. Сдвиг равновесия. Рыночное равновесие при вмешательстве государства. Государственное воздействие на рынок с помощью налогов, дотаций, фиксированных цен. Излишек покупателя и продавца.
Полезность и предпочтения потребителя. Поведение потребителя. Полезность: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замены. Равновесие потребителя при данных ценах и доходе. Реакция потребителя на изменение дохода. Реакция потребителя на изменение цен. Эффект замены, эффект дохода.
Фирма как организационная форма предпринимательства. Теория производства. Содержание предпринимательской деятельности и формы ее осуществления. Фирма как субъект экономических отношений. Отличительные черты фирмы и ее цели. Классификация фирм. Современные формы крупного и мелкого предпринимательства. Критерии оптимальности размеров фирмы в условиях рыночной экономики. Активы фирмы и их использование. Процесс производства на фирме и его результат. Производственная функция. Производственная функция в коротком периоде (ТР, АР, МР). Предельная производительность факторов производства. Закон убывающей производительности. Производственная функция в длительном периоде. Эффект от масштаба.
Затраты фирмы. Понятие затрат в конкурентной экономике. Общие, средние, предельные затраты. Затраты в коротком и длительном периодах.
Фирма на рынке совершенной конкуренции. Виды рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции. Общая, средняя, предельная выручка. Равновесие фирмы в коротком и длительном периодах.
Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Сущность и виды монополии. Взаимосвязь монополии и конкуренции. Условие максимизации прибыли для монополии и величина наносимого ущерба обществу. Антимонопольное регулирование. Олигополия. Модели олигополии.
Рынок факторов производства. Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства. Выбор фирмой оптимального объема приобретаемых ресурсов. Фиксированное предложение ресурса и экономическая рента. Оценка земли. Рынок капитала.
Результаты функционирования национальной экономики. Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Исключение двойного счета. Основное макроэкономическое тождество. Номинальный и реальный ВНП. Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД).
Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые компоненты совокупного спроса. Совокупное предложение. Неценовые компоненты совокупного предложения. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS в коротком и длительном периодах.
Циклическое развитие экономики. Экономический рост. Экономический цикл как форма движения и развития рыночной экономики, его фазы. Пофазная динамика экономики. Макроэкономическая нестабильность. Современные особенности циклов и кризисов. Понятие экономического роста, его типы и факторы. Кейнсианская концепция экономического роста: модели Е. Домара и Р. Харрода. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.
Рынок труда и социальная политика. Особенности спроса, предложения и равновесия на рынке труда. Безработица и ее основные виды. Закон Оукена. Российский рынок труда: формы и динамика безработицы. Регулирование рынка труда. Доходы населения и источники их формирования. Кривая Лоренца. Государственное регулирование распределения доходов. Системы социальной защиты.
Налогово-бюджетная система и фискальная политика. Государственный бюджет и его структура. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит: причины и источники покрытия. Система налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера. Инструменты фискальной политики и ее долговременные и краткосрочные цели.
Финансовый рынок. Кредитно-денежная политика. Финансовый рынок: понятие, структура. Классификация финансовых институтов и их функции. Сущность и функции денег. Виды денег. Денежные агрегаты: М1, М2, М3. Денежно-финансовые активы как заменители денег в обращении, их классификация. Ценные бумаги. Фондовая биржа. Банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Основные банковские операции. Кредитная система. Кредит, его формы и функции. Кредитно-денежная политика: цели, инструменты. Обязательные резервы, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке.
Международная экономика. Международные экономические отношения: понятие, основные формы проявления, воздействие на общественное благосостояние. Международная торговля. Понятие мирового рынка. Международное разделение труда. Теория сравнительных преимуществ и ее современные модификации. Последствия вовлечения национальной экономики в международную торговлю. Международные организации, регулирующие международную торговлю. Миграция капитала и рабочей силы. Мировой рынок труда. Международная валютная система и основные этапы ее становления и развития. Валютный курс и его виды. Мировой валютный рынок. Международный валютный фонд, его функции. Особенности функционирования европейской валютной системы.
Проблемы реформирования экономики России. Условия и причины реформирования экономики России. Формирование рыночных отношений путем либерализации внутриэкономических и внешнеэкономических связей. Образование рыночной инфраструктуры. Трансформация социально-экономических функций государства и его институтов. Изменение структуры собственности. Разгосударствление и приватизация. Образование новых субъектов хозяйствования, адекватных новой экономической системе.
В рабочей программе дисциплины «Экономика» обозначено материально-техническое обеспечение, представлено учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, куда входят: основная литература, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
Важными составляющими дисциплины «Экономика» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ АННОТАЦИЯ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры
Форма обучения: Очная
Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.
Цели и задачи дисциплины
Цель – способствовать овладению студентами теоретико-методологической базой исследования теоретико-методологических основ социального государства и гражданского общества в историческом аспекте и в современном мире.
Основными задачами курса являются: приобретение студентами базовых теоретических знаний о концепциях гражданского общества и социального государства; изучение опыта создания социального государства в отечественной и зарубежной практике; овладение студентами понятийно-категориальным аппаратом и методологией изучения социального государства и гражданского общества; формирование у студентов научных представлений о сущности концепций гражданского общества и общественных движений, о формах появления и деятельности неправительственных организаций и других структур гражданского общества в России и за рубежом; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, в частности, умения работать в коллективе; формирование представлений о специфике развития общественной активности граждан в современном обществе;
расширение у студентов политологического и профессионального кругозора, формирование представлений об основных отраслях общественных движений в современном мире и России; получение практических навыков анализа общественных движений и организаций гражданского общества; воспитание у студентов чувства уважения к деятельности структур гражданского общества как важной компоненты демократической политической системы.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: сущность понятия социального государства, гражданского общества и основные этапы их развития; современные представления о социальном государстве и гражданском обществе; строение гражданского общества, его компоненты; характеристики и свойства гражданина-основы гражданского общества; понятие социального капитала; основы гражданской этики; формы и способы формирования гражданских представлений; основные представления об общественных движениях и моделях их изучения; историю возникновения гражданских организаций и движений; опыт развития общественных движений и гражданского общества в современной России.
Уметь: оперировать основными терминами и понятиями; воспроизводить содержание тем дисциплины, апеллируя к необходимым источникам; использовать полученные знания и навыки в практике профессиональной деятельности.
Владеть: навыками научной организации своего труда; концептуальными основами и теоретическим аппаратом в области социального благополучия; навыками современного поиска и обработки информации; методами критической оценки информации.
Содержание дисциплины. Основные разделы
Возникновение понятия социального государства. История развития социально ориентированной экономики. Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики. Дискуссии венской (Й. Шумпетер) и фрайбургской (фон Хайек, В. Ойкен) школ. Основные элементы социально-ориентированной рыночной экономики. Социально-ориентированная рыночная экономика и государство.
|