Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 357.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации09.11.2013
Размер357.23 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4



"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Программа дисциплины «Социология общественного мнения»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра






  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Социология общественного мнения».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» подготовки бакалавров по направлению 040100.62 «Социология», утвержденным 02.07.2010 .;

    http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» для 3 студентов курса.

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»



  1. Цели освоения дисциплины

Познакомить студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения, методами исследования общественного мнения и практикой использования этих исследований в процессах социального управления. Студенты готовят и представляют аналитическую работу, в которой должны показать, каким образом методы и результаты исследований общественного мнения могут быть использованы в их курсовой или выпускной бакалаврской работе.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины учащиеся должны владеть рядом базовых компетенций, определенных образовательным стандартом по подготовке бакалавров по направлению 040100.62 "Социология", утвержденным Ученым советом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» протокол от 02.07.2010 г. № 15, у них развивается умение расширять свои профессиональные знания по тематике общественного мнения, работая самостоятельно.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной

деятельности,


ОНК-1

Воспроизводит базовые знания закономерностей функционирования общественного мнения, готов использовать методы исследования общественного мнения в профессиональной деятельности

Лекционные, семинарские и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

способен к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации,


ИК-2

Умеет представлять теоретические концепции и результаты исследований, аргументировать отстаивать свою позицию, учитывать реакцию аудитории.

Лекционные, семинарские и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

умеет использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Владеет различными методами исследования общественного мнения, умеет анализировать различия мнений различных социальных групп.

Работа с литературой и подготовка аналитического проекта.

владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


СЛК–1

Сопоставляет различные теории и модели общественного мнения, обосновывает их преимущества и ограничения.

Лекционные, семинарские и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6


Анализирует, отбирает, структурирует и воспроизводит научную информацию из прочитанных и проанализированных публикаций.

Семинарские и практические занятия, включающие активную устную речь.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс рассчитан на студентов-социологов, прослушавших курсы по методам социальных исследований и математико-статистическим методам обработки данных. «Методология и методы социологии» и «Анализ социологических данных». Важная задача курса – научить студентов основным приемам вторичного анализа данных (desk research). Дисциплина «Социология общественного мнения» является дисциплиной по выбору.
5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары




1

Статическая и динамическая концепции общественного мнения: общественное мнение как «срез» и как «процесс».

2

4

-

8

2

Дискуссия о статусе общественного мнения в современной социологии

2

2

2

8

3

Методика исследований общественного мнения

2

2

2

10

4

Модели формирования ответов в массовых опросах: информация, предрасположенность, мнение

2

2

2

10

5

Профили основных отечественных полстерских организаций

2

2

2

8

6

Общественное мнение: взаимодействие социологов, политиков, бизнеса, СМИ.

2

2

2

8

7

Представление данных общественного мнения: публикации, пресс-релизы, презентации

2

2

2

8

8

Представление домашних заданий (аналитических работ)

2




4

16

Всего

108

16

16

76



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 модуль

Критерии

Текущий

Аналитическая работа – домашнее задание

*

4-6 страниц текста, не менее двух английских и не менее двух русских источников по согласованным темам (как правило, связанным с курсовой работой студента)

Итоговый

Зачет

*

Представление аналитических работ – презентация и ответы на вопросы




    1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценивание аналитической работы производится согласно методическим рекомендациям по написанию эссе, разработанным УМО СПб филиала НИУ ВШЭ.

Аналитическая работа оценивается по двум критериям:

  1. Логичность анализа и то, в какой степени студент демонстрирует собственное видение выбранной проблемы и проведенных по ней исследований.

  2. Подбор (качество и количество) публикаций, использованных для анализа.


9-10 баллов: логично и убедительно анализируются основные концепции и эмпирические результаты исследований общественного мнения по данной теме.

8 баллов: логичный и убедительный анализ, но пропущена одна из важных публикаций.

7-6 баллов: недостаточно глубокий анализ при хорошем подборе источников.

5-4 балла: работа представляет собой реферат, а не анализ

3-1 балл: неудовлетворительный анализ с использованием недостаточного количества источников.

Активность на семинарах оценивается на основе качества работы студента с основной и дополнительной литературой, а также данными исследований общественного мнения.

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Оцениваются следующие виды работы студента:
Самостоятельная работа студента. Оценивается качество работы студентов как степень их подготовленности к занятиям: чтение и анализ заданных публикаций, логичность и обоснованность участия в обсуждениях: посещение и определяется как Осам_работа.
Текущая успеваемость. В текущую успеваемость входит оценка за аналитическую (домашнюю) работу. Она составляет О анализ., которая входит в накопленную оценку
Онакопленный = 0,7· О анализ. + 0,3· Осам_работа.
Итоговый контроль (зачет). Результирующая оценка за зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за представление аналитической работы на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6· Онакопленный
Способ округления оценки – арифметический



  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Статическая и динамическая концепции общественного мнения: общественное мнение как «срез» и как «процесс».
Основная литература

Липпман Уолтер. Общественное мнение. М., 2004.

Лисовский А.В. и Шаров А.Н. Критерии и функции общественного мнения. В кн. Социология молодежи (учебное пособие). Книга II. М., Изд-во института молодежи, 1995.

Заллер (Цаллер) Джон. Происхождение и природа общественного мнения, М., 2004.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт СПб, 1995.

Ноэль - Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

Шампань П., Делать мнение: новая политическая игра. 1997.

Бурдье П. Общественное мнение не существует. В: Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 159-177.)

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий


  1. Какие определения общественного мнения вам известны?

  2. Сколько «общественных мнений» может одновременно существовать в обществе?

  3. Достаточно ли знать мнение элиты, чтобы иметь достаточно полное представление об общественном мнении?

  4. В чем основные отличия подходов к общественному мнению как к процессу и как к срезу?

  5. Почему социологи французской школы заявляют, что «общественное мнение не существует»?


План лекции


  • Возможные определения общественного мнения:

    • то, что люди думают на какую-то тему или на какие-то темы в любой момент времени

    • совокупность предпочтений и суждений граждан, влияющих на решения и политику правительственных чиновников (Магштадт)

    • мнения частных лиц, к которым правительство считает разумным прислушиваться (Рэмни)

  • Различные аспекты и подходы к общественному мнению:

    • совокупность индивидуальных мнений

    • конкурирующие мнения различных социально-демографических групп и групп интересов

    • соотношение общественного мнения и понятия «социальной нормы»

    • конформность и групповое давление при формировании общественного мнения

    • «спираль молчания» Ноэлль-Нойманн как один из вариантов группового давления – проблема приватного и публичного мнения

    • декларируемое и истинное мнение

  • Общественное мнение как дискурс и процесс – французская школа исследований (и/или) отрицания общественного мнения

    • Проблема фиктивности» общественного мнения: соответствует ли «измеренное» ОМ реальным социальным процессам.

    • Филипп Конверс: аттитюды и неаттитюды

  • Неустойчивость и кристаллизация общественного мнения

  • Степень стабильности/изменчивости общественного мнения

  • Мнение элиты и массовое общественное мнение

  • Параметры общественного мнения:

    • Направленность (за, против, нейтральное)

    • Содержание

    • Интенсивность

    • Стабильность


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск