Скачать 238.88 Kb.
|
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура модуля «информационные технологии», предполагающая его непрерывное изучение в 3—XI классах. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение вводится в V-VI классах. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информационно- коммуникационных технологий. Одним из основных требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), является приобретение школьниками навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Эффективность использования компьютера в различных областях деятельности можно увеличить, если сформировать у учащихся навыки “слепого” десятипальцевого метода набора текста на клавиатуре. Преимуществами этого метода являются: большая скорость печати (100-150 символов); низкая утомляемость, даже при продолжительной работе; возможность уменьшить нагрузку на глаза. Рабочая программа модуля «Информационные технологии» основной школы составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Общая характеристика учебного курса Основной формой обучения является личностно-ориентированный метод обучения. Поскольку наша школа является школой компетенции из школьного компонента, был выделен один час в неделю на информационные технологии для обучения учеников 5 и 6 класса основам компьютерной грамотности, свободной работе на компьютере как пользователя. Уроки ведутся 1 час в неделю, чередуясь с технологией (технология ведения дома(девочки) и индустриальные технологии (мальчики)) Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научит каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. Содержание курса информационных технологий для 6 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информационных технологий представлено следующим укрупненным модулем. Цель обучения информационным технологиям в 6 классах могут быть определены следующим образом:
В основу представляемого вводного курса технологии для 6 классов положены такие принципы как:
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования нечастных, а общеучебных умений. Задачи учебного курса Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в выполнении практических заданий и упражнений. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. Учебно-методический комплекс (УМК) по информационным технологиям для VI класса Преподавание нового курса «Информатика и ИКТ в 6 классах» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Сайт содержит заготовки к каждому практическому уроку в 6 классе по информатике и ИКТ Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы: Аппаратные средства:
Программные средства;
Место предмета в учебном плане Содержание курса информационных технологий для 6 класса общеобразовательных школ - час в неделю, из школьного компонента, в соответствии с существующей структурой школьного курса информационных технологий представлено укрупненными модулями, чередуясь с уроками технология (технология ведения дома(девочки), (Индустриальные технологии(мальчики)). Особенности организации учебного процесса. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ- компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса и продолжая в 6 классе, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Планируемые результаты изучения предмета Видами и формами контроля при обучении информационных технологий являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования с применением компьютера, выполнения практических работ; промежуточный и итоговый контроль в форме тестирования. Метапредметные результаты:
Содержание учебного курса Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что находит свое отражение в учебном плане.
Информационные технологии Ученик должен знать: ♦♦♦ знать:
♦♦♦ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия информация, информационный объект;
♦ знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Виды контроля Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Способы организации деятельности учащихся В основе лежат практические занятия, реже - лабораторные, написание творческих, проектных работ, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ. Дифференциация обучения В работе использую дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении с каждым учеником. Требования к подготовке школьников в области информационных технологий 6 класс учащиеся должны:
безопасности и гигиены в работе со Заключительное занятие с программой «Соло» Критерии оценивания различных форм работы, обучающихся на уроке. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Основная форма контроля - тестирование. Правила при оценивании:
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: 50-70% — «3»; 71 -85% — «4»; 86-100% — «5». СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ 6 КЛАССА Тема 1. Компьютер и информация (1 ч). Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Тема 2. Редактирование рисунков, работа с программой Paint - 5 часов Работа с программой Paint. Использование команды отменить, Использование инструмента Ластик Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Практическая работа «Освоение приемов выделения и перемещения созданного фрагмента рисунка». Тема 3. Точные построения графических объектов - (2 часа) Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Практическая работа «Построение геометрических фигур». Тема 4. Системная среда Windows - (3 часа) Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Практическая работа «Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов». «Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов». Тема 5. Технология обработки текстовой информации (12 часов) Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности. «Основы работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Создание Microsoft Word -документа, набор заданного текста, создаем таблицы. размещаем текст и графику в таблице. Диаграммы, виды диаграмм, вставка диаграмм в текст. Строим диаграммы. Рисунок в редакторе Microsoft Word. Работа с картинками, вставка картинок в текст, сжатие, расширение рисунка. Работа с Word Art, вставка надписи в текст Работа с математическими формулами. Вставка в текст математических формул Работа с фигурами, вставка в текст автофигур: основные фигуры, стрелки, фигуры для уравнений, блок-схемы, звезды, выноски. Оформление титульного листа реферата, вставка рамок, оформление заголовка, вставка рисунка, текста и т.д. Тема 6. Работа с Power Point - 12часов Практическая работа. Работа с Power Point. Линейная презентация. Выбор шаблона презентации. Разметка слайда. Вставка в слайд текста, картинки. Работа с анимацией, управление слайдами Вставка в слайд музыки, видео, настройка управления действиями Управление гиперссылками на текст, другую презентацию, другой слайд и т. д. Создание презентации "Времена года" вставка музыки, видео, гиперссылки. Управление презентацией. Создание циклической презентации "Скакалочка" Создаем слайд-шоу. Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, презентация, комбинированный документ, анимация). Выбор темы проекта и определение программного инструмента. Подбор информации для создания проекта и систематизация информации. Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
• общекультурная компетенция. Требования к подготовке школьников в области информационных технологий Рабочая программа курса «Информационных технологий» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Учащиеся должны знать/понимать:
программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
уметь:
Направленность курса — развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информационным технологиям. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. |
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:... | Методические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла | Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального... | Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) Математика Дисциплина «Математический анализ» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению... | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ «Математика и компьютерные науки» по профилю подготовки «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии... | Рабочая программа дисциплины «автоматизированные информационные технологии в экономике» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Автоматизированные информационные технологии в экономике» студентам... | ||
Рабочая программа по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» Рабочая программа составлена доцентом А. В. Жаровым на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа по дисциплине «Архитектура ЭВМ и систем» для специальности... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 230201 – «Информационные системы... | ||
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в юридической... «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) Алгебра и геометрия Дисциплина «Алгебра и геометрия» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Министерство образования и науки государственное образовательное учреждение Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению... |