Пояснительная запискаИспользуемый учебник: Л.З. Шауцукова Информатика 10-11М. «Просвещение», 2003
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:•
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
•
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
•
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
•
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
№
уроков
| № уроков по теме
| Тема урока
| Вводимые понятия, умения, навыки
| Цель урока
| Тип урока
| Домашнее задание
|
| Тема 1 «Введение в информатику» (3 часов)
|
1
| 1
| Инструктаж по технике безопасности
Информации.
| Вводный инструктаж правил по технике безопасности, поведения в кабинете нформатики. Информации, носители информации, память.
| Познакомить учащихся с правилами ТБ. Ввести понятие информатики и информации
| Комбинированный урок.
| 1.1-1.4
|
2
| 2
| Информационные процессы (в природе, обществе и технике)
| Понятие информационного процесса. Классификация информационных процессов.
| Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике
| Комбинированный урок
| 1.6-1.9
|
3
| 3
| Информационное общество
История ВТ. Поколения ЭВМ
| Понятие личного информационного пространства и способы организации.
Поколения ЭВМ
| Знать понятия личного информационного пространства и способы организации.
Поколения ЭВМ
| Комбинированный урок
| 1.10
3.1-3.12
|
| Тема 2 «Технология обработки текстовой информации» (10 часов)
|
4-5
| 1-2
| Текстовые процессоры.
Создание и редактирование документа
| Навык работы со справкой
Группировка и разгруппировка объектов
| Восстановить навык работы редактирования документа, работы с графическими объектами
| Комбинированный урок
| 15.4 (Макаровой)
|
6-7
| 3-4
| Форматирование документа.
Списки. Таблицы.
| Форматирование в целом и объектов.
Правила работы при построении и оформлении таблиц
| Восстановить навыки и познакомить с дополнительными возможностями форматирования Закрепить навык работы с таблицами в текстовом редакторе.
| Комбинированный урок
| Конспект
|
8
| 5
| Гипертекст.
| Ссылки внутренние и внешние. Гипертекст
| Познакомить с дополнительными возможностями текстового редактора.
| Изучение
нового
| 15.5. (Макаровой)
|
9-10
| 6-7
| Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов
| Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сканеры.
| Уметь пользоваться с компьютерными словарями и сканерами.
| Комбинированный урок
| Конспект
|
11
| 8
| Практическая работа по теме «Сканирование, печать документов»
|
| Уметь пользоваться с сканерами и принтерами.
| Комбинированный урок
| Повторить тему
|
12
| 9
| Подготовка проектов «Моя газета», «Грамота», «Рекламный плакат»
| Проекты
Групповая работа
| Научиться работать в нруппе.
| Комбинированный урок
| Работать над проектом
|
13
| 10
| Контрольная работа №1
Творческие проекты «Моя газета», «Грамота», «Рекламный плакат»
|
| Проверить усвоение навыка работы в текстовом редакторе.
| Контролирующий урок.
|
|
| Тема3 «Алгоритмизация и программирование» (18 часов)
|
14
| 1
| Алгоритмы и исполнители
Основные алгоритмические структуры
| Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
| Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.
| Комбинированный урок.
| 7.1-7.8
|
15
| 2
| Языки программирования
Структура Паскаль программы
| Элементы среды программирования. Структура Паскаль программы
| Иметь представление о среде программирования, о языке программирования Pascal
| Изучение
нового
| Конспект
1.1
|
16
| 3
| Типы переменных.
Операторы ввода-вывода
| Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Операторы ввода-вывода
| Знать типы переменных и операторы ввода-вывода
| Изучение
нового
| Конспект
1.2
|
17
| 4
| Операции над переменными
Стандартные функции языка
| Стандартные функции
| Знать стандартные функции и правила записи арифметических выражений.
| Комбинированный урок.
| 7.17-7.20
|
18-19
| 5-6
| Алгоритмические конструкции: следование. Практическая работа «Линейное программирование»
| Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейной программы с использованием математических функций.
| Знать конструкцию линейной программы. Уметь разработать линейные программы с использованием математических функций.
| Комбинированный урок
| 7.9(1)
Стр.224
1.1-1.2, 1.4
|
20
| 7
| Контрольная работа № 2 по теме «Линейное программирование»
|
| Проверить степень усвоения пройденной темы.
| Контролирующий урок
|
|
21-22
| 8-9
| Операторы условного и безусловного переходов. Логические операторы
Решение задач
Практическая работа
| Алгоритмические конструкции:
если – то;
если – то – иначе;
| Знать алгоритмическую конструкцию: ветвление.
Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма (программы) с использованием логических функций при записи условного выражения.
| Комбинированный урок
| 7.9(2),с173 1.3. 1.5, 1.6
|
23-24
| 10-11
| Вложенные операторы ветвления
Множественный выбор
Решение задач
Практическая работа
| Алгоритмические конструкции:
выбор;
выбор – иначе;
| Знать алгоритмическую конструкцию: ветвление.
Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма
|
| 7.9(2) стр174
конспект
|
25
| 12
| Контрольная работа №3 по теме «ветвление»
|
| Проверить степень усвоения пройденной темы.
| Контролирующий урок
|
|
26-27
| 13-14
| Цикл с параметром
Решение задач
Практическая работа
| Оператор цикла с параметром для.
| Знать алгоритмическую конструкцию: цикла для.
Уметь осуществлять разработку алгоритма (программы) с использованием цикла с параметром
| Изучение нового
| Стр.177, 237 конспект
Задача1
|
28-29
| 15-16
| Циклы с условиями
Решение задач
Практическая работа
| Оператор цикла с условием пока.
| Знать алгоритмическую конструкцию: цикла пока.
Уметь осуществлять разработку алгоритма (программы) с использованием цикла с условием
| Изучение нового
| Стр.288 конспект,
задача
|
30
| 17
| Решение задач
| Операторы цикла для и пока.
| Уметь осуществлять разработку алгоритма (программы) с использованием цикла.
| Комбинированный урок
| Задачи по усмотрению учителя
|
31
| 18
| Контрольная работа №4 по теме «циклы»
|
| Проверить степень усвоения пройденной темы.
| Контролирующий урок
|
|
| Тема 4 «Компьютер и программное обеспечение» (9 часов)
|
32
| 1
| Магистрально – модульный принцип построения компьютера
| Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.
| Объяснять магистрально-модульный принцип построения компьютера.
| Изучение
нового
| 2.1,2.3
конспект
|
33-34
| 2-3
| Основные устройства ПК
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Процессор: частота, разрядность и адресное пространство. Оперативная память: тип, информационная емкость. Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации.
| Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Знать основные элементы компьютера и их характеристику.
| Комбинированный урок
| 2.6-2.10
|
35
| 4
| Программное обеспечение компьютера.
Операционная система (назначение, состав, загрузка).
| Прикладные, системные и инструментальные программы
Windows,Linux
| Познакомить с назначениями и возможностями программ
Знать, что себе представляют операционные системы
| Комбинированный урок
| конспект
|
36
| 5
| Графический интерфейс Windows
| Работа с графическим интерфейсом Windows
| Уметь выполнять основные операции при работе с графическим интерфейсом Windows
| Изучение
нового
| конспект
|
37
| 6
| Файл. Файловая система.
Практическая работа «Архивация и разархивация файлов с помощью архиватора».
| Файл. Типы и атрибуты файла. Защита информации от несанкционированного доступа.Архивация и разархивация
| Уметь использовать паролирование для обеспечения защиты информации. Архивировать и разархивировать файлы и папки с различными параметрами сжатия.
| Комбинированный урок
| конспект
|
38
| 7
| Логическая структура дисков.
Практическая работа
«Форматирование гибкого диска. Дефрагментация жестких дисков»
| Логическая структура дисков.
Форматирование гибкого диска Дефрагментация жестких дисков
| Уметь форматировать дискету из командной строки. Дефрагментировать жесткие диски.
| Комбинированный урок
| 2.18-2.20
конспект
|
39
| 8
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| Знать о компьютерных вирусах и антивирусных программах и уметь их использовать
| Комбинированный урок
| конспект
|
40
| 9
| Контрольная работа №5
|
| Контроль знаний принципов построения компьютера, умений форматировать дискет и дефрагментировать жестких дисков, архивировать и разархивировать файлы
| Контролирующий урок
|
|
| Тема 5 «Информация. Двоичное кодирование информации» (10 часов)
|
41-42
| 1-2
| Количество информации (мера уменьшения неопределенности знаний)
Количества информации (алфавитный подход)
| Содержательный подход
Формулы Шеннона и Хартли
(изучать позднее)
| Измерение информации при равновероятностных событиях
Измерение информации при разно вероятностных событиях
| Изучение
нового
| 1.5
конспект
|
43
| 3
| Представление и кодирование информации.
| Язык как знаковая система представления информации. Кодирование информации.
| Знать понятия кодирования декодирования информации.
| Изучение
нового
| конспект
|
44
| 4
| Представление числовой информации с помощью систем счисления.
| Позиционные и непозиционные системы счисления
| Знать о позиционных и непозиционных системах счисления
| Изучение
нового
| 4.1-4.3
|
45-47
| 5-7
| Перевод чисел в позиционных системах счисления.
| Перевод из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы.
Запись развернутой формы числа. Перевод чисел в десятичную систему счисления.
Перевод чисел из двоичной в 8-ую и 16-ую и обратно. Триады, тетрады
| Знать правила записи позиционного числа. Формировать навык перевода чисел.
| Комбинированный урок
| 4.6-4.7
4.8-4.9
4.4-4.5
|
48
| 8
| Арифметические операции в позиционных системах счисления.
| Навык вычисления в любой позиционной системе.
| Формировать навык вычисления в позиционной системе счисления.
| Формирование навыка.
| 4.10
|
49
| 9
| Представление чисел в компьютере.
Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации
| Прямой, обратный и дополнительный коды.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись
| Познакомить с формами представления чисел в компьютере.
Уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации.
Знать подходы к представлению графической информации; особенности растровой и векторной графики.
Знать способы представления звуковой информации в компьютер; знать форматы файлов
| Изучение
нового
| 4.11
Конспект
|
50
| 10
| Контрольная работа №6
|
| Знать записи чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Уметь выполнять арифметические операции.
| Контролирующий урок
|
|
| Тема 6 «Технология обработки числовой информации» (9 часов)
|
51-52
| 1-2
| Электронные калькуляторыи таблицы.
Создание редактирование и форматирование табличного документа
Практическая работа
| Электронные таблицы. Табличные процессоры. Данные в ЭT ТП «EXEL» . Режимы работы с таблицами. Рабочая книга и действия над ней. Выделение элементов таблицы. Заполнение ячеек
| Уметь выделять группы ячеек, строку, столбец, весь лист. Редактировать данные в ячейке.
| Комбинированный урок
| конспект
|
53-54
| 3-4
| Относительные и абсолютные ссылки.
Практическая работа
| Относительные и абсолютные ссылки
| Знать, чем отличаются относительные ссылки от абсолютных, как обращаться к группе ячеек,
|
| конспект
|
55-56
| 5-6
| Встроенные математические и логические функции.
Практическая работа
| Работа с формулами. Функции. Мастер функций. Сообщения об ошибках.
| Знать, с какого знака начинается формула, какие арифметические знаки используются в формулах, основные правила синтаксиса записи функций.
| Комбинированный урок
| конспект
|
57-58
| 7-8
| Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практическая работа
| Создание диаграмм. Составные части диаграммы. Форматирование объектов диаграммы. Изменение типа диаграммы. Добавление к диаграмме новых данных.
| Создавать диаграммы. Форматировать объекты диаграммы. Изменять тип диаграммы. Добавлять к диаграмме новые данные.
| Изучение нового
| конспект
|
59
| 9
| Контрольная работа №7
|
| Знать относительные и абсолютные ссылки. Уметь работать с формулами, создавать диаграммы.
|
|
|
| Тема 7 «Технология обработки графической информации» (8 часов)
|
60
| 1
| Растровая и векторная графика
| Растровая и векторная графика, их свойства.
| Знать различия между растровой и векторной графикой
| Изучение нового
| конспект
|
61-62
| 2-3
| Растровые и векторные редакторы.
Практическая работа
| Среда и режимы работы. Рабочее поле ГР. Графические примитивы и инструменты среды. Изменение размеров изображения. Изменение атрибутов рисунка. Работа с фрагментами изображений.
| Применять инструменты и графические примитивы, выбирать цвета из палитры. Изменять масштаб изображения, манипулировать с размерами рисунка. Выделять, перемещать, вырезать и копировать в буфер, вставлять из буфера, размножать и удалять фрагмент
| Комбинированный урок
| конспект
|
63
| 4
| Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации.
| Основные свойства и характеристики презентаций. Режимы и этапы создания презентации. Создание надписей и списков. Форматирование текста.
| Использовать шаблоны оформления при создании презентаций.
Создавать собственный стиль оформления презентаций. Создавать надписи и списки в слайдах; изменять форматирование текста в презентациях.
| Комбинированный урок
| конспект
|
64-65
| 5-6
| Рисунки и графические примитивы на слайдах.
Использование анимации в презентации. Переходы между слайдами. Практическая работа
| Добавление рисунков, графических объектов и таблиц в слайды. Анимации в презентации. Переходы между слайдами.
| Уметь вставлять в слайд рисунки из коллекции и из файла; а также графические объекты в слайды, используя панель инструментов Рисование
|
| конспект
|
66-67
| 7-8
| Контрольная работа №8
Создание проекта по выбранной теме.
|
| Проверить знаний технологии обработки графической информации в ходе создания презентации.
|
|
|
68-69
|
| Резерв
|
|
|
|
|