ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне, разработанной Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.) и Примерной программе среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на профильном уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312).
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 272 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю), в том числе в X классе – 136 учебных часов и в XI классе – 136 учебных часов.
Срок освоения программы – 2 года. Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование
В связи с тем, что согласно учебному плану школы продолжительность учебного года 34 недели, а не 35, в рабочей программе уменьшено количество часов (с 280 до 272) за счет часов, отводимых на повторение.
Тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» заменена на тему «Алгоритмизация и программирование» потому, что для успешной сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ, для участия в олимпиадах по программированию учащиеся должны владеть навыками программирования на алгоритмических языках, а изучение основ языка Pascal в 9 классе для этого явно недостаточно. Для реализации этой цели в 10 классе углубляются знания учащихся об основных алгоритмических конструкциях и совершенствуются навыки их реализации на языке Pascal. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Вместо того, чтобы, по замыслу автора программы, выполнять проекты на четырех языках объектно-ориентированного программирования (Visual Basic .Net, Delphi, Visual C# и Visual J#) учащиеся делают это только на языке Turbo Delphi, что не противоречит требованиям стандарта. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и в различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
математическое и компьютерное моделирование;
основы информационного управления.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Общая характеристика учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. Система планируемых уроков условна, но все же выделяются следующие типы уроков:
Урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают новым учебным материалом, который в курсе информатики достаточно обширен. Им приходится изучать новый материал, осмысливать его, усваивать ряд новых понятий. Это может быть урок-лекция, урок самостоятельного изучения нового материала с использованием материала учебника, ЭОР.
Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач: повторение и закрепление изученного материала, применение знаний на практике, формирование умений и навыков, контроль и коррекция умений и навыков. Типичными видами таких уроков являются: практическая работа, лабораторная работа, практикум.
Урок обобщения и систематизации знаний. На таком уроке обычно осуществляется повторение и систематизация теоретического материала, относящегося к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году.
Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются дидактические задачи: закрепление ранее усвоенных знаний, применение полученных знаний на практике, в том числе формирование творческого применения знаний, навыков, умений в условиях, постоянно изменяющихся. Такими уроками являются: урок – самостоятельная работа, урок – практическая работа, урок – лабораторная работа, урок – практикум.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Контрольный урок. Урок-зачет.
Используются индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации учебного процесса.
Программой предусмотрено выполнение учащимися практических заданий на компьютере, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Обучающие практические работы включены, главным образом, в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, в том числе относящегося к другим школьным предметам. Практические работы компьютерного практикума ориентированы на использование метода проектов. В ходе выполнения практикума учащиеся получают индивидуальные задания, обычно рассчитанные для выполнения на нескольких уроках. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Формы промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса, проверочных работ, компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетных практических работ.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме тестирования.
Распределение промежуточного контроля по четвертям: класс
| I четверть
| II четверть
| III четверть
| IV четверть
| Всего за год
| 10
| зачетных практических работ – 5,
тест -1
| зачетных практических работ – 2, тест - 1
| тест - 1
| зачетных практических работ – 3, тест - 1
| Зачетных практических работ – 10, тестов - 4
| 11
|
| зачетных практических работ – 2, тест - 1
| зачетных практических работ – 3, тест - 3
| тесты - 6
| Зачетных практических работ – 5, тестов - 10
|
Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде единого государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п
| Наименование
разделов и тем
| Максимальная нагрузка учащегося, ч.
| Из них
| Теория
ч.
| Практика
ч.
| Контроль, ч.
| 1
| Архитектура компьютера и защита информации
| 20
| 10,5
| 6
| 3,5
| 2
| Информация. Системы счисления
| 30
| 15,75
| 11,25
| 3
| 3
| Основы логики и логические основы компьютера
| 18
| 6,5
| 9,5
| 2
| 4
| Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
| 66
| 30,5
| 31,5
| 4
| 5
| Повторение
| 2
| 1
|
| 1
| Итого
| 136
| 64,5
| 58
| 13,5
|
11 класс
№ п/п
| Наименование
разделов и тем
| Максимальная нагрузка учащегося, ч.
| Из них
| Теория
ч.
| Практика
ч.
| Контроль, ч.
| 1
| Моделирование и формализация
| 50
| 21
| 26
| 3
| 2
| Технология создания и обработки текстовой информации
| 14
| 7,75
| 4,25
| 2
| 3
| Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)
| 16
| 5
| 8
| 3
| 4
| Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
| 12
| 7
| 2
| 3
| 5
| Коммуникационные технологии
| 12
| 5,5
| 3,5
| 3
| 6
| Информационная деятельность человека
| 10
| 10
| -
| -
| 7
| Повторение, подготовка к ЕГЭ
| 22
| 14
| -
| 8
| Итого
| 136
| 70,25
| 43,75
| 22
|
|