Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 им. Д.Б. Мурачева
«Рассмотрено»
Руководитель МО ___________ Коцарева А.А. Протокол № ___ от
«____»___________20__ г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
МОУ СОШ № 29 им Д.Б. Мурачева г. Белгород
___________ Орлова Т.И. «____»____________20__ г.
| «Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ № 29 им Д.Б. Мурачева г. Белгород
__________ Галеева Е.В. «___»______________20___ г.
| Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 10 класса
на 2011 – 2012 учебный год Составитель:
учитель информатики и ИКТ
Озерова О.П.
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
• Компьютер
• Проектор
• Принтер
• Модем
• Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
• Интернет.
• ОС Windows или Linux. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (2 часа)
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
определение информационного процесса
единицы измерения информации, соотношения между ними
формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении
Уметь:
определять виды и свойства информации
определять объем в различных единицах измерения количества информации
решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Информационные технологии (17 часов)
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
типы компьютерных изображений
способы и формы хранения графических файлов
понятие компьютерной презентации, анимации
о возможностях текстовых редакторов, свойствах текстовых документов и способах их редактирования
основные форматы текстовых документов
о редактировании и форматировании текстового документа и его объектов
понятие гипертекста, гиперссылок
структуру электронных таблиц, основные функции, используемые в формулах электронных таблиц
понятие диаграммы
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
пользоваться инструментарием различных графических редакторов
создавать компьютерные презентации, делать переходы между слайдами и производить запуск демонстрации презентации
работать с текстовыми документами
работать с параметрами страницы, абзаца, списка, таблицы, символов
пользоваться компьютерными словарями и системами машинного перевода
упорядочивать данные в электронных таблицах
пользоваться фильтрами, дополнительными возможностями электронных таблиц - надстройками
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы
применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности, в том числе самообразовании
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики
Практические работы:
Работа с текстами в ТРOpenOfficeWriter
Перевод текстов в онлайновом словаре
Сканирование бумажного документа
Преобразования изображения в ГР GIMP
Создание трехмерной графики в векторном редакторе OpenOfficeDraw
Разработка мультимедийной интерактивной презентации
Перевод чисел из одной системы в другую с помощью калькулятора
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Коммуникационные технологии (13 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети, организации компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Поисковые информационные системы.
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать:
об обмене информацией между компьютерами с помощью каналов передачи
различные виды компьютерных сетей
о возможности поиска и опознавания компьютера в Интернете при помощи IP-адреса и доменного имени
понятие протоколы Интернет, обеспечивающие передачу и доставку информации
понятие модем, схему его работы
о передаче данных с помощью телефонных линий
понятие электронной почты
о возможности обсуждения пользователями в Интернете каких-либо проблем
о технологии WWW, гиперссылке, браузере
о файловых архивах и различных способах доступа к ним
Уметь:
в процессе сеанса работы в Интернет определять текущий IP-адрес
ориентироваться в информационном пространстве, работать с распространенными автоматизированными информационными системами
применять знания по данной теме для автоматизации коммуникационной деятельности
эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство
настраивать и управлять работой модема
создавать, отправлять и получать электронные сообщения
настраивать браузер
осуществлять поиск и загрузку интересующей web-страницы в браузер
Практические работы:
Определение параметров подключения к сети
Настройка браузера
Работа с электронной почтой
Работа с файловыми архивами
Поиск информации в Интернете
Разработка сайта с использованием Web-редактора
Разработка сайта на языке HTML
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
Система оценивания Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: 91-100% отлично
76-90%% хорошо
51-75%% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Название раздела, темы, урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Форма урока
| Информационное сопровождение и демонстрации
| Дата
| По плану
| Факт
| Информационные процессы
2 часа
| 1
| Информация и информационные процессы
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 1
| 1-4.09
|
| 2
| Кодирование текстовой информации. Решение задач
| 1
| Урок закрепления знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 2
| 6-11.09
|
| Информационные технологии
17 часов
| 3
| Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. ПР №1 «Работа с текстами в ТР OpenOfficeWriter»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 3
| 13-18.09
|
| 4
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.ПР №2 «Перевод текстов в онлайновом словаре»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 4
| 20-25.09
|
| 5
| Системы оптического распознавания документов. ПР №3 «Сканирование бумажного документа»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 5
| 27.09-2.10
|
| 6
| Кодирование графической информации. Решение задач
| 1
| Урок закрепления знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 6
| 4-9.10
|
| 7
| Растровая графика. ПР №4 «Преобразования изображения в ГР GIMP»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 7
| 11-16.10
|
| 8
| Векторная графика. ПР №5 «Создание трехмерной графики в векторном редакторе OpenOfficeDraw»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 8
| 18-23.10
|
| 9
| Кодирование звуковой информации. Решение задач
| 1
| Урок закрепления знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 9
| 25-30.10
|
| 10
| Компьютерные презентации
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 10
| 8-13.11
|
| 11
| ПР №6 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
|
| 15-20.11
|
| 12
| ПР №6 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
|
| 22-27.11
|
| 13
| ПР №6 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
|
| 29.11-4.12
|
| 14
| Представление числовой информации с помощью систем счисления
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 14
| 6-11.12
|
| 15
| ПР №7 «Перевод чисел из одной системы в другую с помощью калькулятора»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 15
| 13-18.12
|
| 16
| Электронные таблицы
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 16
| 20-25.12
|
| 17
| ПР №8 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 17
| 17-22.01
|
| 18
| ПР №9 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 18
| 24-29.01
|
| 19
| Контрольная работа №1 по теме «Информационные технологии»
| 1
| Урок контроля
| Урок-зачет
|
| 31.01-5.02
|
| Коммуникационные технологии
13 часов
| 20
| Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 20
| 7-12.02
|
| 21
| Способы подключения к Интернету. ПР №10 «Определение параметров подключения к сети»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 21
| 14-19.02
|
| 22
| Всемирная паутина WWW. ПР №11 «Настройка браузера»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 22
| 21-26.02
|
| 23
| Электронная почта. Безопасность работы в Интернете. ПР №12 «Работа с электронной почтой»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 23
| 28.02-5.03
|
| 24
| Файловые архивы. ПР № 13 «Работа с файловыми архивами»
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 24
| 7-12.03
|
| 25
| ПР № 14 «Поиск информации в Интернете»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 25
| 14-19.03
|
| 26
| Основы языка HTML гипертекстовой разметки документов
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 26
| 21-26.03
|
| 27
| ПР № 15 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 27
| 4-9.04
|
| 28
| ПР № 16 «Разработка сайта на языке HTML»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 28
| 11-16.04
|
| 29
| ПР № 16 «Разработка сайта на языке HTML»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
|
| 18-23.04
|
| 30
| ПР № 16 «Разработка сайта на языке HTML»
| 1
| Урок применения знаний
| Урок-практикум
|
| 25-30.04
|
| 31
| Повторение и систематизация знаний.
| 1
| Урок обобщения и систематизации
| Урок-семинар
|
| 2-7.05
|
| 32
| Контрольная работа №2 по теме «Коммуникационные технологии»
| 1
| Урок контроля
| Урок-зачет
|
| 9-14.05
|
| Повторение
2 часа
| 33
| Повторение
| 1
| Урок повторения
| Урок-семинар
|
| 16-21.05
|
| 34
| Повторение
| 1
| Урок повторения
| Урок-игра
|
| 23-25.05
|
|
ЛИТЕРАТУРА 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса. – М.: Бином, 2008.
2. Угринович Н.Д. Преподавание курса Информатика и ИКТ в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2007.
4. Угринович Н.Д.,Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003
5. Windows-CD, версия 6.0, 2006 г., содержащий программное обеспечение для поддержки курса.
6. Linux-CD, версия 1.0, 2006 г., содержащий программное обеспечение для поддержки курса.
7. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2000. |