Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт»





НазваниеРабочая программа профильного курса «Информатика и икт»
страница1/5
Дата публикации28.06.2014
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 имени Р.А. Наумова

городского округа город Буй Костромской области


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла

«___»_______________2013 г.

Протокол № ______

Руководитель:

_____________И.В. Федорова

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

____________ Л.В. Смирнова

«___»______________2013 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________Н.А. Шмидт

Приказ № _______

«___»______________2013 г.



Рабочая программа

профильного курса «Информатика и ИКТ»

на базовом уровне в 10-11 классе

2013-2014 учебный год

Учитель Любимова Т.Л.

г. Буй, 2013 г.Пояснительная записка

Статус документа

Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне определено стандартом среднего общего образования по информатике и информационным технологиям.

Планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 68 часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). За счет школьного компонента недельные часы увеличены до 2-х часов и в 10, и в 11 классе.

Предлагаемое в учебно-тематическом планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе профильного курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации;

  2. Федеральная программа развития образования;

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  4. Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;

  5. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

  6. Обязательный минимум содержания среднего общего курса информатики;

  7. Примерная программа среднего общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень);

  8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы


Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню усвоения предмета, учебно-тематическое планирование, содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем, список литературы и средства обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне, относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.

Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Задачи:

  • освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных);

  • овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;

  • развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Каждый ученик старшей школы – это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения – это главная задача учителя на старшей ступени обучения.

Сочетание репродуктивных методов при освоении основ предмета и продуктивных с опорой на самостоятельность при дальнейшем продвижении учащегося – эта технология, используемая в обучении информатике в классе информационно-технологического профиля.

В качестве базового учебника взят учебник Н.Д.Угриновича "Информатика и информационные технологии", рекомендованный для классов информационно-технологического профиля. Анализируя учебник, мы пришли к выводу, что он охватывает не все разделы курса информатики, необходимые в данном профиле, поэтому используется дополнительная литература: задачник №1,2 под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, «Web-конструирование. HTML» А. А. Дуванова, "Программирование. Поурочные планы" П. Н. Карасева, «Turbo Pascal для студентов и школьников» Г. Г. Рапакова, С. Ю. Ржеуцкой.

Составленное учебно-тематическое планирование охватывает 11 основных разделов курса (рис.1).




А – Информация. Информационные процессы

Б – Аппаратные и программные средства ИКТ

В – Основы логики и логические основы ПК

Г – Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Д – Технология создания и обработки текстовой информации

Е – Технология обработки числовой информации

Ж – Технология хранения, поиска и сортировки информации

З – Телекоммуникационные технологии

И – Моделирование и формализация

К – Алгоритмизация и программирование

Л – Социальная информатика


При планировании уроков в профильной школе основной упор делается на практическую составляющую. Соотношение теории и практики составляет примерно 4: 5.

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практикумы могут быть комплексными, в частности, выполнение одного проекта может включать себя выполнение одним учащимся нескольких практикумов, а также участие нескольких учащихся. Практикумы, где это возможно, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

Одна из задач профильного обучения – ориентирование учащихся на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. В настоящее время ВУЗы, колледжи, училища не принимают экзамен по информатике как вступительный за редким исключением. Но информатика во всех учреждениях вводится или как общеобразовательный предмет, или как профилирующий. При дальнейшем поступлении на работу все специальности, связанные с информационными процессами, предполагают владение работником предметными компетенциями, сформированными на уроках информатики. Поэтому, для учащихся информационно-технологического профиля мы выбрали БУП, где информатика представлена 4 часами в неделю.

В преподавании информатики усиливаются следующие разделы: «Алгоритмизация и программирование», «Технологии создания и обработки текстовой, числовой и мультимедийной информации», «Телекоммуникационные технологии». Считаем, что именно эти разделы целесообразно более подробно рассматривать в школе.

Например, раздел «Алгоритмизация и программирование» развивает алгоритмическое, операциональное мышление человека. Умение разбить задачу на подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой задачи при решении сложной – это общеучебные умения и навыки, которые формируются у каждого выпускника на уроках информатики.

Разделы «Технологии создания и обработки текстовой, числовой и мультимедийной информации», «Телекоммуникационные технологии» способствуют развитию таких ключевых компетенций как информационная и коммуникативная.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Современные условия, требования концепции модернизации российского образования предполагают «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Компетентностный подход, предложенный А.Хуторским, стал основой формирования содержания образования.

Алгоритм формирования содержания можно представить следующим образом:

  1. выявление ключевых компетентностей для выпускников школы;

  2. выявление ведущих компетентностей для данного профиля;

  3. оценка вклада каждого предмета в формирование компетентности путем анализа единиц содержания предмета:

  • выявление предметных компетенций;

  • опора на личную значимость знаний для учащихся;

  • осознание учеником социальной значимости изучаемого материала;

  • опора на знания учащихся, объекты реальной действительности при введении новых понятий, формировании предметных компетенций;

  • организация межпредметных связей при формировании общепредметных компетенций.


В таблице 1 представлены предметные компетенции, формируемые на уроке информатики и ИТ.

Таблица 1

Название компетенции

Социальная значимость компетенции

Личностная значимость компетенции

Знание ПК

Востребованность на рынке труда

Умение устранять простейшие неисправности

Умение выделять информационный аспект в деятельности человека, оценивать числовые параметры информационных объектов

Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических, технических системах

Умение оценить объем информации на диске, дискете

Технология обработки графической информации

Востребованность на рынке профессий: фотограф, дизайнер, модельер, архитектор, конструктор и др.

Умение с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию

Технология обработки текстовой информации

Востребованность на рынке профессий: секретарь-референт, учитель, писатель, сценарист, юрист, журналист и др.

Умение с помощью ПК набрать реферат, выполнить отчет.

Умение выступать публично с использованием демонстраций

Умение вычислять логическое значение сложного высказывания, знать логическую символику

Умение выстроить логическую цепочку и определить ее значение (истина или ложь)

Умение решать логические задачи, например, с детективным содержанием

Умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования

Умение разбивать задачу на подзадачи, интерпретировать результат, полученный в ходе эксперимента.

Востребованность на рынке профессий: программист, системотехник и др.

Умение проводить виртуальный эксперимент и самостоятельно создавать простейшие модели

Умение строить информационные модели объектов и использовать их

Умение использовать в работе справочные системы, создавать базы данных

Создание информационной модели своей коллекции, телефонной базы своих друзей

Технология обработки числовой информации

Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог,…

Умение с помощью электронной таблицы выполнить расчеты по оплате за столовую, построить графики и диаграммы для отчета по физике

Умение создавать базы данных, цифровых архивы, медиатеки

Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог и др.

Умение делать выборку из своей базы данных по запросу. Например, выбрать из коллекции автомобилей только легковые автомобили

Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей

Умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок

Умение работать в сети Интернет

Знать требования информационной безопасности, информационной этики и права

Соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права

Знать что такое контрафактная продукция, знать правила защиты информации


На основе выбранных предметных компетенций выбираются общепредметные компетенции, формируемые разными предметами БУП данного профиля. Пример общепредметных компетенций приведен в таблице 2.
Таблица 2

Общепредметная компетенция

Предметные компетенции, формируемые в профильных предметах

Информатика

Математика

Физика

Умение анализировать

Умение составлять алгоритм, программу

Умение составлять математическую модель

Решение задач

Умение вести полилог

Коллективная работа над школьным сайтом

Создание математического проекта

Выполнение лабораторных работ

Умение классифицировать

Составление программы, определение типов данных

Определение вида задачи

Составление сравнительных таблиц


Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении темы "Моделирование и формализация" используется задача "Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту". При изучении раздела "Технология обработки числовой информации" используются задачи из курса математики на нахождение площадей и объемов фигур, построение графиков, диаграмм, решение уравнений графическим способом. Тема "Алгоритмизация и программирование" позволяет обрабатывать символьную, числовую информацию, развивает алгоритмическое мышление. Например, составить программу, моделирующую проверку у учащихся правил русского языка или вычислить количество денег, которые необходимы студенту для того, чтобы прожить учебный год, если известна ежемесячная стипендия и коэффициент инфляции.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа по информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса)
...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconПрограмма профильного курса «Информатика и икт» на базовом уровне...
Программа профильного курса «Информатика и икт» на базовом уровне составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. (Программа профильного курса «Информатика...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа профильного курса «Информатика и икт» составлена...
Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, примерной программы среднего (полного)...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы профильного курса «Информатика и икт» (автор Н. Д. Угринович, 2006...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова)
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт»
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» для 10-11 кл., базовый уровень/ А....
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Н. Д. Угринович «Базовый курс. Информатика и икт. 7-9 класс»
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт»
Представленная рабочая программа предназначена для изучения курса «Информатика и икт» на профильном уровне в 10-11 классах
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconСоставитель М. Н. Бородин
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. М.: Бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа профильного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт 8 класс
Икт составлена в соответствии с Программой курса «Информатика и икт» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск