Урок информатики на тему: "Циклические алгоритмы"





Скачать 66.73 Kb.
НазваниеУрок информатики на тему: "Циклические алгоритмы"
Дата публикации17.09.2013
Размер66.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Васильева Лариса Дмитриевна, зам. директора по УВР, учитель информатики МОУ СОШ д. Кебячево Аургазинского района Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук.

Урок информатики на тему: "Циклические алгоритмы"


Раздел программы: "Алгоритмизация".

Тема урока: "Циклические алгоритмы".

Тип урока: урок с применением опорных конспектов.

Вид: комбинированный урок.

Технология: личностно – ориентированная.

Класс: 5

Цели урока:

1.Обучающая цель: закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле с параметром в алгоритме и команды "повторить";

2.Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.

3.Воспитательная цель: развивать любознательность и познавательный интерес.

4.Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.

План урока:

Содержание этапов урока

Вр.

Виды и формы работы

1.Организационный момент

1 мин

Приветствие

2.Мотивационное начало урока

1 мин

Постановка цели урока

3.Обобщение предыдущей

темы

10 мин

Использование опорного конспекта №1 и №2, работа на компьютере

4.Объяснение новой темы

20 мин

Использование опорного конспекта №3 и №4, работа в тетради, работа на компьютере

5. Этап обобщения и закрепления изученного

6 мин

Работа с опорным конспектом №5 и №6

6.Подведение итогов, домашнее задание

2 мин

Работа в тетради

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин)


Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Дмитриевна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке вы узнаете очень много нового, интересного. Девизом нашего урока будут слова из песни «Если с другом вышел в путь», давайте споем 1 куплет этой песни

Слайд №1

2. Мотивационное начало урока. (1 мин)


Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Циклические алгоритмы», научимся составлять алгоритмы блок-схемой, в будущем вы научитесь составлять программы на языке программирования, а блок-схемы упрощают процесс составления программ. Может быть, кто-то из вас будет программистом. Закрепим умения выполнять алгоритм с ветвлением. Для достижения цели урока мы воспользуемся опорными конспектами, которые лежат на ваших столах. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите.

3. Обобщение предыдущей темы. (10 минут)


А теперь повторим материал прошлого урока.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что в алгоритме могут встречаться действия, которые выполняются не всегда, а только при каком – то условии. Внимание.

Вопрос: Как называется команда алгоритма, в котором проверяется условие?

(Ответ: команда ветвления).

Учитель: Она называется так потому, что в этом месте алгоритма возникает перепутье и нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это очень похоже на выбор, который делают богатыри в сказках. А сейчас прочитаем отрывок из русской народной сказки "Марья Моревна". (слайд №2)

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по – своей доброй воле аль по нужде?

Пришел заслужить у тебя коня – бегунца.

Изволь, царевич. У меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся...

А теперь ответим на вопросы.

Вопросы:

1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге? (Ответ: заслужить коня – бегунца).

2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти кобылиц три дня).

3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ: если убережет всех кобылиц).

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что команда ветвления полной формы записывается с помощью служебных слов "если…то…иначе..все". Работать будем по двое, воспользуемся опорным конспектом №1 (приложение 1) и впишем пропущенные команды алгоритма.

Решение обсуждается вслух и демонстрируется на слайде №3



Учитель: Теперь внимательно рассмотрим опорный конспект №2 (приложение 1) и ответим на вопросы.

Вопросы:

  1. Каким способом записан алгоритм? (Ответ: с помощью блок – схемы).

  2. В каком блоке запишете условие? (Ответ: в блоке проверки условия, ромбике).

А теперь впишите недостающие команды в блок – схеме, работаем по двое.

Проверяем (слайд №4)



Вспомним башкирскую народную сказку «Карасай батыр» слайд №5

если унга барhaн

то унырhын

иначе улерhен

все

Молодцы, вы хорошо запомнили предыдущий материал, теперь перейдем к изучению новой темы.

4.Объяснение новой темы.


Ребята, а теперь в тетрадях запишите число и тему урока «Циклические алгоритмы» Слайд №6

Ребята, для вас слово «цикл» незнакомое, поэтому давайте посмотрим его значение в словаре.

Слайд №7 От греческого kyklos – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени (Новая иллюстрированная энциклопедия)

Учитель: Ребята, я буду называть сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты, которые повторяются несколько раз. Если вы вспомните сказку, я спрашиваю, что в сказке повторяется и сколько раз.

1. Русская народная сказка "По щучьему велению".

2. "Репка".

3. "Колобок".

По сказке «Колобок» слайд №8

Учитель: Ребята, обратите внимание на опорный конспект №3 (приложение 2). Так выглядит алгоритм событий в сказке.

Вопросы: слайд №9

1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22)

2. Какие действия повторяются в одной и той же последовательности несколько раз? (Ответ: встречает, хотят съесть, поёт, убегает)

3.Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4 раза. В первый раз Колобок убегает от старика и старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя).

А теперь, взгляните на опорный конспект №4 (приложение 2) и ответьте на вопросы.

Вопросы: слайд №10

1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11)

2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким? (Ответ: Потому, что в нём появилось команда "повторить")

Только команда "повторить" записана не полностью.

Вопрос: А как можно назвать зайца, волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого из них можно назвать одним словом "зверь")

Учитель: Давайте впишем это слово в команды 5 и 6:

5. Колобок встречает зверя

6. Зверь хочет съесть Колобка

Учитель: Итак, назовите номера строк, которые повторяются (4,5,6,7). Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки 4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы). Список зверей в скобках означает, что при каждом очередном повторе слово "зверь" должно заменяться на очередное название из списка в скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким образом, команда "повторить" будет выполняться столько раз, сколько зверей перечислено в скобках. Слайд №11 Такие команды, которые создают повторение действий, называются циклом. Слово "зверь" является параметром цикла, а название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это значения параметра цикла. А сейчас, запишем в тетрадях определение цикла:

(слайд №12) Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

Затем учитель демонстрирует (слайд №13) (конспект №4) Решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением.

Работа за компьютером

Затем учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке.

Приложение 3 (за компьютером) (слайд №14)

Физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук).

Разминка Ребята, угадайте слова с компьютерной «начинкой» Слайд №15

Ребята, а теперь закрепим полученные знания

5. Этап обобщения и закрепления изученного ( 6 минут)


Работаем по сказке «Репка» (слайд №16)

Учитель: Используя опорный конспект №5 (приложение 4) самостоятельно заполните опорный конспект №6 (приложение 4).

Слайды №17,18, выполняют самостоятельно

А теперь проверим слайд №19

Ребята, в окружающем нас информационном мире можно заметить очень много циклических алгоритмов. Например, вы все любите спорт, и смело можете повторять

Пока я крепок и здоров

Не вызываю докторов

Слайд №20

Или

Пословицы, в которых действия нужно выполнять много раз слайд №21

6. Подведение итогов, домашнее задание.


Учитель: Итак, сегодня мы узнали, зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается команда "повторить" и в каком порядке выполняются команды цикла. Научились вставлять условия и команды в блок-схемы.

Ещё раз повторим определение цикла.

Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

Записывается домашнее задание: нарисовать блок – схему к сказке "Репка".

Объявляются оценки ( с комментариями).

Спасибо за урок!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconТема: Циклические алгоритмы
Выполнить дополнительное задание и задания без звездочки на листочке и принести на урок 14 ноября
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconМетодическая разработка открытого урока по теме «Циклические алгоритмы»
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: комбинированный урок: закрепление изученных знаний и изучением новых понятий: линейные и циклические алгоритмы
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconТема урока: Циклические алгоритмы
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconРеферат по информатике и икт по теме: «Алгоритмы»
Я выбрал тему учебно-методического комплекса «Алгоритмы», так как она является одной из главной тем в информатике
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconРеферат по информатике и икт по теме: “ Разветвляющиеся алгоритмы”
Я выбрал тему: «Разветвляющиеся алгоритмы», потому что они очень часто применяются в алгоритмизации и программировании. Без знания...
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconМетодические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы»
Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,...
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconУрок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.»
Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения...
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconРеферат на тему: Нечетко-логические модели и алгоритмы

Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconУрок информатики в 9 классе (первый год обучения)
Урок сопровождается слайдами презентации и мультимедийными фрагментами с cd-диска «Мир информатики»
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconРеспублики башкортостан
Повторение и обобщение материала по пройденным темам курса информатики (алгоритмы, кодирование, текстовый редактор, графический редактор,...
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconКонспект урока информатики на тему
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconУрок по информатике в 10 классе Филимоненкова Л. В
Поэтому при составлении программ по обработке массивов данных мы будем использовать знакомые уже вам циклические и ветвящиеся алгоритмические...
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconРеферат по дисциплине “Оценка недвижимости” на тему “Алгоритмы экономической...
Алгоритмы экономической (кадастровой) оценки городских земель и территориально-экономического зонирования”
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урок информатики на тему: \"Циклические алгоритмы\" iconУрок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об однородных членах предложения”
Ясной Поляне, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений, книги о доме-музее писателя,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск