Скачать 149.59 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БРЯНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» «Утверждаю» Зам. проректора по УМР _____________ Т.И. Науменкова Подпись «_____»_________________2013г. Методическая разработка открытого урока по теме«Циклические алгоритмы» для всех специальностей среднего профессионального образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» Разработал преподаватель специальных дисциплин по специальности «Программирование в компьютерных системах» Политехнического колледжа Брянского государственного технического университета Е.С. Трошина Одобрено на заседании цикловой комиссии «Информатики и программирования» Протокол №____________ от «____»_______________2013г Председатель комиссии ________________Т. Е. Балашова Брянск 2013 Пояснительная записка Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования. Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уверенное владение компьютерной техникой. Базовые знания и умения в области информатики необходимы не только для успешной профессиональной деятельности, но и для изучения ряда предметов как общеобразовательного, так и специального циклов. Данный материал можно использовать после изучения следующих тем: «Операторы языка Turbo Pascal», «Разработка линейных программ», «Разработка разветвляющихся алгоритмов (условный оператор If, оператор выбора Case)» Основными задачами урока являются:
Первая часть урока обобщает знания, полученные по ранее изученным темам. Вторая часть урока отведена изучению нового материала. Для закрепления полученных знаний студентам предлагается самостоятельно выполнить задание в тетради и за компьютером. Задание составлено таким образом, что для его выполнения необходимо использовать не только вновь полученную информацию, но применить знания по ранее изученным темам дисциплины «Информатика» и элементарные знания по математике. Пройденный материал по теме «Циклические алгоритмы» дает возможность не только изучить материал по указанной теме, но и закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, а также заложить основу для изучения тем «Массивы. Обработка одномерных массивов», «Работа со строками», которые будет изучаться в дальнейшем. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА /план/ УРОКА № 19 Дисциплина: Информатика Тема урока: Циклические алгоритмы Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний (комбинированный) 1. Цель урока 1.1 Учебная:
1.2 Воспитательная:
1.3 Развивающая:
1.4 Методическая:
2. Межпредметные связи 2.1. Обеспечивающие: английский язык, математика. 2.2. Обеспечиваемые: основы алгоритмизации и программирования, пакеты прикладных программ, технология разработки программных продуктов, численные методы. 3. Обеспечение урока 3.1. Наглядные пособия: электронные материалы, опорный конспект по теме, раздаточный материал по теме. 3.2. Технические средства: IBM PC, проектор, экран. 3.3. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Power Point, Turbo Pascal. 4. Литература 4.1. Основная: 1. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. СПб.: БХВ - Петербург, 2004. 2. Епанешников А.М., Епанешников В.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0/ Москва. «Диалог-МИФИ», 1998. 4.2. Дополнительная: 1. Культин Н. Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. Второе издание, переработанное и дополненное / Н. Б. Культин. – Спб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999. – 416 с. 2. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задах и примерах. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000. – 256 с. 3. Немнюгин С. А. Turbo Pascal: практикум. – Спб: Питер, 2001. – 256 с. 5. Структурно - логическая схема к данному уроку 6. Ход занятия (структура занятия по времени и содержание занятия) 6.1. Организационная часть (1 мин):
6.2. Актуализация опорных знаний (3-4 мин). «Перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые понятия из предыдущих тем.» Фронтальный опрос студентов Вопросы:
6.3. Начальная мотивация учебной деятельности (3-5 мин) Перед студентами ставится задача: вывести на экран 3 снежинки, расположенные в столбец. Студенты предлагают способы решения данной задачи. - Как изменится данная программа, если необходимо будет вывести 10 снежинок? 50? 100? - Удобно ли использовать данный алгоритм? (Ответ: нет) - А как сделать так, чтобы в зависимости от того, какое мы число введем с клавиатуры, столько снежинок и выводилось бы на экран? (студенты предлагают свои способы решения) - Получается, что для решения подобных задач нам недостаточно тех знаний, которые у нас уже имеются. Поэтому нам необходимо пополнить наши знания, изучив операторы цикла, которые как раз и применяются для решения такого вида задач. 6.4. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин) Итак, тема сегодняшнего занятия: «Циклические алгоритмы». Давайте запишем ее в тетради. Цель занятия – рассмотреть операторы цикла, используемые в Turbo Pascal для реализации циклического алгоритма, а также научиться составлять программы с использованием циклических алгоритмов. План занятия: – понятие цикла, тела цикла; – виды циклов; – цикл с предусловием. 6.5. Объяснение новой темы (30-35 мин) Используемые методы изложения нового материала: объяснение, беседа, демонстрация электронных материалов на проекторе, а также демонстрация результатов работы цикла с предусловием на конкретных примерах. - В теме «Алгоритмы» мы с вами знакомились с циклическими алгоритмами. Поэтому давайте вспомним, что называется циклом? (Ответ: Цикл – последовательность действий, выполняемых многократно, каждый раз при новых значениях параметров) - А что же такое тело цикла? (Ответ: Тело цикла – последовательность повторяющихся действий) - Какие виды циклических алгоритмов мы рассматривали? (Ответ: цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром) - Посмотрите на экран и сопоставьте вид цикла и его блок-схему. После ответа студентов появляются стрелки, показывающие соответствие блок-схемы и вида цикла. - Сейчас мы с вами рассмотрим, как такие циклические алгоритмы записываются на языке Turbo Pascal. Начнем мы с изучения цикла с предусловием, так как из всех трех видов цикла он является универсальным. Почему? На этот вопрос ответим после рассмотрения всех трех видов цикла. - Итак, вот перед нами блок схема цикла с предусловием. На языке Turbo Pascal этот вид цикла будет записываться следующим образом: While условие do тело цикла; - Попробуйте сформулировать принцип работы цикла с предусловием. (Студенты предлагают свои варианты). Принцип работы цикла с предусловием: сначала проверяется условие, если оно истинно, то выполняется тело цикла, затем снова проверяется условие, если оно истинно, то снова выполняется тело цикла и так до тех пор, пока условие не станет ложным. Далее студенты в опорном конспекте заполняют пропуски и еще раз озвучивают принцип работы цикла с предусловием. - Рассмотрев запись цикла с предусловием на языке Turbo Pascal, давайте вернемся к ранее поставленной задаче со снежинками и решим ее. Но прежде чем приступить к решению данной задачи, познакомимся с правилами составления программ с использованием цикла while. При составления программ с использованием цикла While необходимо:
Далее вместе со студентами составляем блок-схему и программу для решения задачи со снежинками.
- Т.е. нам необходимо ввести еще одну переменную, которая будет отвечать за № снежинки, которая выводится. Например, переменную k. Именно это переменная и поможет нам задать начальное условие для цикла (k=1)
- Т.е. в теле цикла будет находиться процедура вывода. - Чего не хватает? (как будет изменяться переменная k (k:=k+1)) - Составим блок-схему и программу. program sneginka; var k, n : integer; Begin writeln(‘Введите количество снежинок’); realn(n); k:=1; while k<=n do begin writeln(‘*’); k:=k+1; end; End. После решения данной задачи вместе со студентами определяем особенности цикла с предусловием. Особенности цикла с предусловием:
6.6 Обобщение и систематизация знаний (40 мин) Задачи на усвоение: 1) Определить значение переменной s после выполнения программы: 1) var i,s: integer; Begin s:=0; i:=4; while i>2 do i:=i-1; s:=s+i*i; writeln('s=',s); {s = 4} End. 2) var i,s: integer; Begin s:=0; i:=4; while i>2 do begin i:=i-1; s:=s+i*i; end; writeln('s=',s); {s = 13} End. Опрос по данным заданиям:
(Студенты отвечают на поставленные вопросы по каждой задачи.) 2) Задания на модификацию программы. - Вернемся к задаче со снежинками и попробуем ее немного модифицировать?
Задания на закрепление - Теперь давайте закрепим полученные знания, решив следующую задачу: Задача: Начинающий программист за первый год своей работы продал 3 программы, а каждый следующий на 2 программы больше. Сколько было продано программ, если в последний год своей работы программист продал 25 программ. - Давайте вспомним, с чем необходимо определиться при составлении программ с циклом while:
Далее вместе со студентами составляем блок-схему. Программу студенты составляют самостоятельно за компьютером. program prodaga; var k,p:integer; Begin k:=3; p:=0; while (k<=25) do begin p:=p+k; k:=k+2; end; writeln(За время работы было продано: ', p, ' программ'); End. Дополнительное задание (решается в сильных группах): Возвести число a в степень n (Блок-схему составляем вместе, программу студенты составляют самостоятельно за компьютером) var a, n, step: integer; Begin write ('введите число и степень'); readln(a,n); step := 1; i := 1; while i<=n do begin step := step*a; i := i +1; end; writeln(step); End. 6.7 Подведение итогов (2-3 мин) - Сегодня мы с вами хорошо поработали, узнали в каких случаях используются циклические алгоритмы, какие виды циклов встречаются, научились использовать конструкцию while, т.е. цикл с предусловием, при написании программ, рассмотрели, на что необходимо обратить внимание при работе с циклом While. Оценивание студентов, выставление отметок 6.8 Постановка домашнего задания (2-3 мин)
Циклические алгоритмы: цикл с постусловием, цикл с параметром. Цикл с постусловием Структура оператора цикла Repeat имеет вид: Repeat <оператор1>; ………. <операторN>; Until <условие>; Принцип работы: сначала выполняется тело цикла, затем проверяется условие, если оно ложно, то снова выполняется тело цикла. После чего опять проверяем условие, если оно ложно, то снова выполняется тело цикла и т.д., до тех пор, пока условие не станет истинным. При составлении программ с использованием цикла Repeat необходимо:
Особенности:
Цикл с параметром Инструкция цикла с параметром имеет два возможных формата: 1) For <Параметр>:= <Выражение1> to <Выражение2> do <оператор>; 2) For <Параметр>:= <Выражение1> downto <Выражение2> do <оператор>; Параметр цикла представляет собой переменную порядкового типа (integer, реже char), которая на каждом шаге цикла изменяет свое значение на единицу (для первого формата параметр цикла увеличивается на 1, для второго – уменьшается на 1). Выражение1 и Выражение2 являются, соответственно, начальным и конечным значениями параметра цикла и должны иметь тип, совместимый с типом параметра цикла. Инструкция цикла с параметром обеспечивает выполнение тела цикла до полного перебора с соответствующим шагом всех значений параметра цикла от начального значения до конечного. Принцип работы: параметру цикла присваивается начальное значение, затем параметр сравнивается с конечным значением, если он меньше либо равен (для второго формата: больше либо равен) конечного значения, то выполняется тело цикла. Затем параметр увеличивается на 1 (для второго формата: уменьшается на 1), после чего снова сравнивается с конечным значением и т.д., пока параметр не станет больше (для второго формата: меньше) конечного значения. При составлении программ с использованием цикла For необходимо:
Особенности:
Опорный конспект по теме «Циклические алгоритмы» Цикл – последовательность действий, выполняемых многократно, каждый раз при новых значениях параметров. Тело цикла – последовательность повторяющихся действий. Виды циклов: цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром Цикл с предусловием Принцип работы цикла с предусловием: сначала проверяется _________, если оно ____________, то выполняется _________________, затем снова проверяется условие, если оно истинно, то снова выполняется тело цикла и так до тех пор, пока условие не станет ___________. При составления программ с использованием цикла While необходимо:
Особенности цикла с предусловием:
Задача: Начинающий программист в первый год своей работы продал 3 программы, а каждый следующий на 2 программы больше. Сколько было продано программ, если в последний год своей работы программист продал 25 программ. Домашнее задание
|
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Тема урока: Циклические алгоритмы Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | ||
Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | Методическая разработка урока по теме: Применение распределительного свойства умножения Целью этого этапа является подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к исправлению собственных ошибок; Необходимо:... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | Методическая разработка открытого урока Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муралинская основная общеобразовательная школа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: комбинированный урок: закрепление изученных знаний и изучением новых понятий: линейные и циклические алгоритмы | Методическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе.... Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала | ||
Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" |