МОУ «Завьяловская общеобразовательная средняя школа №1
Завьяловского района» Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»
На школьном МО Директор школы
_____/_____________/
Протокол №______ от
«___»_________20___г. «___»________20___г. Рабочая учебная программа
курса информатики 11 класса
к учебнику Н.Д.Угреновича
за 2011-2012 учебный год
количество часов 68
составитель учитель
1 категории Киян И.В.
2011г-2012г. Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
В региональном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10-11-х классах предусмотрено 1 час в 10-ом классе и 1 часа в 11 классе. За счет школьного компонента добавлен 1 час в 10-ом и 11 классах, таким образом, на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 140 часов (2 + 2 часа в неделю).
Так как в высших и средне- специальных учебных заведениях отдается предпочтение изучению языка программирования Pascal, то считаю целесообразно отредактировать учебную программу и вести изучение тем программирования на языке PascalABC.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе и дает возможность сдать экзамены по информатики в форме ЕГЭ. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Количество часов
| 1.
| Компьютер и программное обеспечение
| 10
| 2.
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 36
| 3.
| Моделирование и формализация
| 8
| 4.
| Хранение, поиск и сортировка информации
| 6
| 5.
| Основы языка гипертекстовой разметки документа
| 6
| 6.
| Резерв
| 2
|
| Итого:
| 68
|
Календарно-тематический план
№
урока
| Тема (общая и подтема)
| Кол. часов
| Цели
| Дом. задание
| дата
| Всего
| Теор
| Прак.
| Компьютер и программное обеспечение (10)
| 1
| ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники
| 1
| 1
| -
| Обесп. безопасности. Основ. понятия
| конспект
|
| 2
| Архитектура персонального компьютера.
| 1
| 1
| -
| Форм. основ науч. мировозрения
| П. 1.1
П.1.2
|
| 3
| Операционные системы. Windows
Linux
| 1
| -
| -
| Формир. практич. навыков
| П. 1.3 П.1.4
|
| 4
| Графический интерфейс Windows
Linux
| 1
| -
| 1
| Формир. основных понятий
| П.1.5
|
| 5
| Программная обработка данных
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П. 1.6
|
| 6
| Файлы и файловая система. Логическая структура диска
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.1.7 П.1.8
|
| 7,8
| Прикладное программное обеспечение
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.1.9
|
| 9
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П. 1.10
|
| 10
| Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер и программное обеспечение» (тестирование)
| 1
| -
| 1
| Проверка ЗУН
| нет
|
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного
программирования (36)
| 11
| Алгоритмы и исполнители
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П. 2.1
|
| 12
| Формы представления алгоритма. Типы алгоритмов .
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| конспект
|
| 13
| Алгоритмические структуры
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| конспект
|
| 14
| Решение задач по теме «Алгоритмы»
| 1
|
| 1
| Формир. практич. навыков
| нет
|
| 15
| Языки программирования, их назначения и особенности
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| конспект
|
| 16
| Описание интегрированной среды Pascal ABC
| 1
| -
| 1
| Закрепление основных понятий
| конспект
|
| 17
| Алфавит языка программирования. Структура программы
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| конспект
|
| 18
| Типы данных. Действия с данными.
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| конспект
|
| 19
| Процедуры ввода и вывода данных
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 20,21
| Стандартные математические функции
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 22,23
| Условный оператор
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 24
| Оператор выбора
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 25
| Оператор безусловного перехода goto
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 26,27
| Оператор цикла с параметром for
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 28,29
| Оператор цикла с предусловием while
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспек
|
| 30,31
| Оператор цикла с постусловием repeat
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 32,33
| Вложенные циклы
| 2
| 1
| 1
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 34,35
36
| Одномерный массив
| 3
| 1
| 2
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 37,38
39
| Двумерный массив
| 3
| 1
| 2
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 40,41
42
| Работа с графикой
| 3
| 1
| 2
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 43,44
45
| Сортировка массива
| 3
| 1
| 2
| Формир. практич. навыков
| конспект
|
| 46
| Контрольная работа№2
| 1
| -
| 1
| контроль знаний
| нет
|
| Моделирование и формализация (8)
| 47
| Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П.5.1 П.5.3
|
| 48
| Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П.5.2 П.5.4
|
| 49
| Исследование физических моделей.
| 1
| 1
| -
| Формир. практич. навыков
| П.5.6
|
| 50
| Исследование математических моделей
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.5.7
|
| 51
| Исследование химических и биологических моделей.
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.5.8- П.5.11
|
| 52
| Модели логических устройств
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П.5.12
|
| 53
| Информационные модели
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П.5.13
|
| 54
| Обобщающий урок по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)
| 1
| -
| 1
| Закрепление ЗУН
| нет
|
|
| Хранение, поиск и сортировка информации (6)
| 55
| Базы даннах, системы управления базами данных
| 1
| 1
| -
| Формир. основных понятий
| П.11.1 П.11.2
|
| 56,57
| Создание и редактирование базы данных
| 2
| 1
| 1
| Формир. основных понятий
| П.11.3
|
| 58,59
| Обработка данных в БД
| 2
| -
| 2
| Формир. основных понятий
| П.11.4
|
| 60
| Обобщающий урок по теме «База данных» (тестирование)
| 1
| -
| 1
| Закреп основных понятий
| нет
|
| Основы языка гипертекстовой разметки документа(6)
| 61
| Разработка Web-сайтов Структура Web-страницы
| 1
| 1
|
| Формир. практич. навыков
| П.13.1
|
| 62
| Форматирование текста Вставка изображений.
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.13.2
|
| 63
| Гиперссылки на Web-страницах. Списка на Web-страницах
| 1
| -
| -
| Формир. практич. навыков
| П.13.3 П.13.4
|
| 64
| Формы на Web-страницах
| 1
| -
| 1
| Формир. практич. навыков
| П.13.5
|
| 65
| Средства создания Web-страниц. Публикации Web-сайта
| 1
| 1
| -
| Формир. практич. навыков
| П.13.6 П.13.7
|
| 66
| Защита Web-сайта
| 1
| -
| 1
| контроль знаний
| нет
|
| 67,68
| Резерв
| 2
|
|
|
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. Перечень учебно-методических средств обучения Литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 и 2010 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
|