Конспект урока
Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна
Предмет русский язык Класс 8
Тема урока. Обращение
Технология развития критического мышления с использованием метода «Инсерт».
№
п./п.
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организационный момент
| Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении.
Задачи:
- способствовать развитию речи учащихся;
- развить умения и навыки работы с поэтическим текстом ;
- развивать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, а также умение употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания;
-знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение.
-способствовать развитию критического мышления.
Планируемые результаты: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение языковых явлений, интеллектуальных умений .
Познавательные а) владение умениями работать с учебной информацией (Метод маркировки текста); б) способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Регулятивные а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; б) умение выполнять учебное действие в соответствии с планом
Коммуникативные а) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.
• Предметные
Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять их роль.
Межпредметные связи
Интеграция с уроками литературы
Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор.
Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая, фронтальная
Тип урока: комбинированный
|
| 1.Приветствие.
Введение в тему.
Чтение эпиграфа.
Актуализация знаний.
Повторение изученного об обращении.
Словарная работа
Составление схемы.
Текущий контроль знаний и умений
| ХОД УРОКА:
Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то - то, то - то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. А.С. Пушкин. - Кн. П.П. Вяземскому
Вопрос учителя: какими бы вы назвали эти строки: назидательными ,поучительными или душевными, шуточными? Какую роль играют в этом обращения?
Задание 1 (работа в группах).
Учитель: сейчас каждая группа получит листочек с предложением(-ями),содержащими обращение. В течение 1-й минуты вы должны ответить на поставленный перед вашей группой вопрос. А из ответов мы составим схему, содержащую признаки обращения.
Задание группе 1:
Что мы называем обращением?
Задание 2 группе:
Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли говорить о синтаксической функции обращения? Связано ли оно грамматически с другими членами предложения и можно ли к нему поставить вопрос?
Злая песнь! Как больно возмутила
Ты дыханьем душу мне до дна…(А.Фет)
Задание 3 группе.
Сравните обращения в данных предложениях. Что можно о них сказать? Дополнительный вопрос: объясните значение слова кибитка. При затруднении обращайтесь к словарю.
…но ,Боже ,как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит- и скроется… (А. Фет)
И сладко дремать мне- и грустно,
Что сном я надежду гублю.
Мой ангел, мой ангел далекий,
Зачем я так сильно люблю?(А. Фет)
Задание 4 группе.
Форму какого падежа имеет обращение?
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Задание 5 группе.
Какими знаками выделяется обращение на письме?
Что ты, голубчик, задумчив сидишь,
Слышишь- не слышишь ,глядишь – не глядишь.
(А. Фет)
О друг! Я чувствую, я заплачу ей дань
Любви мечтательной, тоскливой, безотрадной. (А. Фет)
Группы отвечают на поставленные вопросы, называя признаки обращения и записывая их в виде схемы в тетрадь. Слайд №
Ребята, оставьте свободное место в тетради, чтобы при необходимости можно было дополнить схему.
Проверка домашнего задания.
|
| Изучение нового материала
Сопоставительный анализ предложений
Изучение нового материала
Работа с информационным текстом. Использование метода «инсерт»
Заполнение таблицы.
Беседа по
вопросам
Дополнение схемы новыми элементами.
Запись в тетрадь с примерами.
| Чего не хватает в данных предложениях?(знаков препинания)
Расставьте знаки препинания. Обоснуйте свой выбор.
ДАЙ ПУШКИН МНЕ СВОЮ ПЕВУЧЕСТЬ. АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИН.
(В первом предложении существительное Пушкин произносится со звательной интонацией, не связано грамматически с другими членами предложения, к нему нельзя поставить вопрос. Вывод: это обращение, стоящее в середине предложения. Выделяем его с двух сторон запятыми.
Во втором предложении существительное Пушкин отвечает на вопрос: кто автор этого стихотворения? Стоит в им.пад. и является сказуемым. В случае, когда подлежащее и сказуемое выражено сущ. в им.пад.,между ними ставится тире).
А теперь предлагаю вам войти в роль ученых-лингвистов.
Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”, должны подготовиться к выступлению по теоретическому материалу и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 5 минут
- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке.
“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;
«-» поставьте (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
“+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас новым, интересным и неожиданным;
“?” - вопросительный знак ставится, если что-то не понял, есть вопросы.
Теперь заполните таблицу. Значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Что нового вы узнали об обращении? Подтвердите ответ примерами.
Междометие О от обращения не отделяется запятой. Однородные обращения, связанные союзом И, запятой не разделяются. Частицы а,да , стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.
О небо, над нами синей! Здравствуй, солнце да утро весёлое! Петька, да Петька же, куда ты запропастился?
См. приложение
|
| Физкультминутка для глаз.
|
|
| Закрепление.
Практическая работа
Работа в парах.
| Выделите обращение, определите, какой частью речи они являются.
Цветите юные И здоровейте телом! (С.Есенин) 2) – Здорово шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А. Куприн) 3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие садись. (В.Кетлинская) 4) Разве ты не хочешь, персиянка увидать далекий синий край? (С. Есенин) 5) Дорогие что со мною сталось? (А. Прокофьев) 6) О други игрищ и забав
Уж вас я больше не увижу!(С. Есенин) 7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В. Жуковский)
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
|
| Устная работа.
Текст задания проецируется на доску.
Тест. Выполняется в тетради
Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
| Укажите неверное утверждение.
1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения
4. Обращение имеет форму именительного падежа
5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
7. Обращение может находиться в любой части предложения
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком
Закончите предложения:
Обращение называет того,________________;
Обращение обычно бывает выражено ____________________________;
Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;
Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________.
Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________ , не является ________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого).
2.Тест №1. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4. Жизнь моя по-прежнему теки!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10. Тополи скорей идите в поле!
11. Ясени родную степь украсили.
12. Дорога нас в дальние дали зовет.
13. Куда меня знакомая дороженька ведет?
14. Пожелай мне доброго пути.
Тест №2. Определите пародийные ситуации общения по телефону , переход из одной возрастной группы в другую. Какие средства языка (речи) помогают вам ответить на вопросы?
- Алле, алле? Квартира Хромовых? Мне Петю. Алле, Пьер? Привет, дед. Да все о’кей… Ну да? Ну, ты даешь! Молоток!
(Через несколько лет) – Алле? Квартира Хромовых? Петра Константиновича, будьте любезны. Петр? Здравствуй, дорогой. Да, да, все отлично.
- Что нового вы узнали об обращении?
- Какие слова могут выступать в качестве адресата речи?
- Являются ли местоимения «ты», «вы» обращениями? Почему? (этого не позволяют правила этикета).
Параграф 57, упр.348. Подберите 3-4 примера пословиц с обращением.
*Дополнительное задание для сильных учеников:придумайте 5 заданий для теста по теме «Обращение».
| |