Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок





Скачать 99.92 Kb.
НазваниеЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок
Дата публикации19.09.2013
Размер99.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Конспект урока

Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна

Предмет русский язык Класс 8

Тема урока. Обращение

Технология развития критического мышления с использованием метода «Инсерт».





п./п.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении.

Задачи:

- способствовать развитию речи учащихся;

- развить умения и навыки работы с поэтическим текстом ;

- развивать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, а также умение употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания;

-знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение.

-способствовать развитию критического мышления.

Планируемые результаты:

  • Личностные

сформированность познавательных интересов, направленных на изучение языковых явлений, интеллектуальных умений .

  • Познавательные а) владение умениями работать с учебной информацией (Метод маркировки текста); б) способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах.

  • Регулятивные а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; б) умение выполнять учебное действие в соответствии с планом



  • Коммуникативные а) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.

Предметные

Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять их роль.

Межпредметные связи

Интеграция с уроками литературы

Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор.

Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая, фронтальная

Тип урока: комбинированный





1.Приветствие.

Введение в тему.

Чтение эпиграфа.

Актуализация знаний.

Повторение изученного об обращении.

Словарная работа

Составление схемы.

Текущий контроль знаний и умений


ХОД УРОКА:

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то - то, то - то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
А.С. Пушкин. - Кн. П.П. Вяземскому

Вопрос учителя: какими бы вы назвали эти строки: назидательными ,поучительными или душевными, шуточными? Какую роль играют в этом обращения?

Задание 1 (работа в группах).

Учитель: сейчас каждая группа получит листочек с предложением(-ями),содержащими обращение. В течение 1-й минуты вы должны ответить на поставленный перед вашей группой вопрос. А из ответов мы составим схему, содержащую признаки обращения.

Задание группе 1:

Что мы называем обращением?

Задание 2 группе:

Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли говорить о синтаксической функции обращения? Связано ли оно грамматически с другими членами предложения и можно ли к нему поставить вопрос?

Злая песнь! Как больно возмутила

Ты дыханьем душу мне до дна…(А.Фет)

Задание 3 группе.

Сравните обращения в данных предложениях. Что можно о них сказать? Дополнительный вопрос: объясните значение слова кибитка. При затруднении обращайтесь к словарю.

…но ,Боже ,как люблю я,

Как тройкою ямщик кибитку удалую

Промчит- и скроется… (А. Фет)

И сладко дремать мне- и грустно,

Что сном я надежду гублю.

Мой ангел, мой ангел далекий,

Зачем я так сильно люблю?(А. Фет)

Задание 4 группе.

Форму какого падежа имеет обращение?

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

Задание 5 группе.

Какими знаками выделяется обращение на письме?

Что ты, голубчик, задумчив сидишь,

Слышишь- не слышишь ,глядишь – не глядишь.

(А. Фет)

О друг! Я чувствую, я заплачу ей дань

Любви мечтательной, тоскливой, безотрадной. (А. Фет)

Группы отвечают на поставленные вопросы, называя признаки обращения и записывая их в виде схемы в тетрадь. Слайд №

Ребята, оставьте свободное место в тетради, чтобы при необходимости можно было дополнить схему.

Проверка домашнего задания.




Изучение нового материала

Сопоставительный анализ предложений

Изучение нового материала

Работа с информационным текстом. Использование метода «инсерт»

Заполнение таблицы.

Беседа по

вопросам

Дополнение схемы новыми элементами.

Запись в тетрадь с примерами.

Чего не хватает в данных предложениях?(знаков препинания)

Расставьте знаки препинания. Обоснуйте свой выбор.

ДАЙ ПУШКИН МНЕ СВОЮ ПЕВУЧЕСТЬ.
АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИН.

(В первом предложении существительное Пушкин произносится со звательной интонацией, не связано грамматически с другими членами предложения, к нему нельзя поставить вопрос. Вывод: это обращение, стоящее в середине предложения. Выделяем его с двух сторон запятыми.

Во втором предложении существительное Пушкин отвечает на вопрос: кто автор этого стихотворения? Стоит в им.пад. и является сказуемым. В случае, когда подлежащее и сказуемое выражено сущ. в им.пад.,между ними ставится тире).

А теперь предлагаю вам войти в роль ученых-лингвистов.

Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”, должны подготовиться к выступлению по теоретическому материалу и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 5 минут

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке.

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

«-» поставьте (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

“+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас новым, интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если что-то не понял, есть вопросы.

Теперь заполните таблицу. Значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Что нового вы узнали об обращении? Подтвердите ответ примерами.

Междометие О от обращения не отделяется запятой. Однородные обращения, связанные союзом И, запятой не разделяются. Частицы а,да , стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

О небо, над нами синей! Здравствуй, солнце да утро весёлое! Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

См. приложение




Физкультминутка для глаз.







Закрепление.

Практическая работа

Работа в парах.

Выделите обращение, определите, какой частью речи они являются.

  1. Цветите юные И здоровейте телом! (С.Есенин)
    2) – Здорово шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А. Куприн)
    3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие садись. (В.Кетлинская)
    4) Разве ты не хочешь, персиянка увидать далекий синий край? (С. Есенин)
    5) Дорогие что со мною сталось? (А. Прокофьев)
    6) О други игрищ и забав

Уж вас я больше не увижу!(С. Есенин)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В. Жуковский)

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.





Устная работа.

Текст задания проецируется на доску.

Тест. Выполняется в тетради

Рефлексия

Домашнее задание

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Укажите неверное утверждение.

1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью

2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

4. Обращение имеет форму именительного падежа

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

7. Обращение может находиться в любой части предложения

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

Закончите предложения:

Обращение называет того,________________;

Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________.

Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________ , не является ________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого).

2.Тест №1. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4. Жизнь моя по-прежнему теки!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10. Тополи скорей идите в поле!

11. Ясени родную степь украсили.

12. Дорога нас в дальние дали зовет.

13. Куда меня знакомая дороженька ведет?

14. Пожелай мне доброго пути.

Тест №2. Определите пародийные ситуации общения по телефону , переход из одной возрастной группы в другую. Какие средства языка (речи) помогают вам ответить на вопросы?

  1. - Алле, алле? Квартира Хромовых? Мне Петю. Алле, Пьер? Привет, дед. Да все о’кей… Ну да? Ну, ты даешь! Молоток!

  2. (Через несколько лет) – Алле? Квартира Хромовых? Петра Константиновича, будьте любезны. Петр? Здравствуй, дорогой. Да, да, все отлично.

- Что нового вы узнали об обращении?

- Какие слова могут выступать в качестве адресата речи?

- Являются ли местоимения «ты», «вы» обращениями? Почему? (этого не позволяют правила этикета).

Параграф 57, упр.348. Подберите 3-4 примера пословиц с обращением.

*Дополнительное задание для сильных учеников:придумайте 5 заданий для теста по теме «Обращение».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок
Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconСоловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок
Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУчебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс....
Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс
Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,...
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУчебного материала на 2014-2015 учебный год Предмет: русский язык...
Учебный комплекс для учащихся: Г. Ф. Хлебинская. Русский язык. 10 класс. Учебник для образовательных школ. – М., Мнемозина, 2013
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconНазвание умк «Русский язык 5 9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой...
Название умк «Русский язык 5 – 9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой Предмет Русский язык Класс 5
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconКонспект урока тема: «Имя существительное» фио макеева Елена Александровна Место работы
Русский язык – 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconКонспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна...
...
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУрок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью»
Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение учащихся находить обстоятельства в текстах, определять их разряд
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconИ. О. Попова Галина Николаевна Предмет: русский язык Класс 5 Тип урок
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок iconУрока ф. И. О. учителя: Носова Надежда Николаевна
Класс: 2а Дата: 22. 11. 2013г. Предмет: русский язык Тип урока: урок «открытия» нового знания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск