Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью»





Скачать 50.28 Kb.
НазваниеУрок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью»
Дата публикации13.08.2014
Размер50.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок

Предмет: русский язык

тема «Предложения с прямой речью»

Учитель: Комракова Ольга Викторовна

Класс: 4Б
Цели:

1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение учащихся находить обстоятельства в текстах, определять их разряд.

2. Познакомить учащихся с новым видом предложений – предложения с прямой речью. Научить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других.

3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

4. Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.




ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного.

-Сегодня на уроке мы узнаем новые для вас правила русского языка, повторим раннее изученные, а помогут нам в этом сказки поэта А.С.Пушкина.

Сегодня на уроке:

  • вы побываете корректорами,

  • вы перенесётесь в старину

  • вы станете писателями.

Здесь вы откроете ещё один секрет русского языка. Будьте внимательны:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит…

-Это отрывок к поэме «Руслан и Людмила». Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства./ Работа в парах. Проверка устно./

-На какие три группы можно разделить данные обстоятельства? Запишите их в тетрадь по группам. Кто затрудняется это сделать, у вас есть карточки-помощь.

Карточка-помощь №1

Определи , что обозначают данные обстоятельства.

Карточка-помощь №2

Распредели обстоятельства в три группы:

  • обстоятельства места

  • обстоятельства времени

  • обстоятельства образа действия.

Карточка-помощь №3

Запиши обстоятельства в группы:

  • обстоятельства места /Где? Куда? Откуда?/

  • обстоятельства времени /Когда? Как долго?/

  • обстоятельства образа действия /Как? Каким образом?/

/Проверка устно./

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Посмотрите на доску, здесь загадка №2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, старика, слово «старче»). Прочитайте первое предложение . Из скольких частей состоит? (Из двух). Из каких? ( слова автора, слова рыбки)

Такие предложения называются предложения с прямой речью. Это и есть тема нашего урока. А наша задача, цель урока – учится правильно записывать такие предложения, научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.

-Чьи это слова «Чего тебе надобно, старче?» (слова рыбки)

-Как вы узнали? (Есть слова, которые на это указывают:«Приплыла к нему рыбка, спросила» -слова автора.)

-Где стоят слова автора? ( В начале предложения.)

- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? (Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие.)

- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик- устаревшее уважительное обращение к старому человеку)

Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один падеж, он назывался «звательный». Как вы думаете, почему такое название? Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.

Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовём кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).

Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (запятыми, если оно в середине предложения; Чего, старче, тебе надобно?)

Кто сможет разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)

Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

  1. Две части (слова, прямая речь)

  2. Прямая речь всегда пишется с большой буквы

  3. Заключается в кавычки

  4. После слов автора – двоеточие

-Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью? (Демонстрация на доске)

-Удивлены, как много схем? Да, сколько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

4. Первичная проверка понимания.

- А сейчас нас ждет новая встреча:

«Мы объехали весь свет;

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо».

-Согласны ли вы с тем, как записано предложение?

Правомерна ли здесь постановка кавычек? (Нет, так как отсутствуют слова автора.) Исправьте ошибку. Помните слова?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет…»

Записи в тетради, один ученик исправляет на доске.

- А теперь посмотрим, какие глаголы вводят в прямую речь.(спросила, отвечает, сказала) Такие глаголыпринято называть глаголами говорения.

Но бывает так, что некоторые люди используют в речи только один глагол: сказала, сказала...говорила, говорила… Это обедняет речь.

Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа учащихся. (Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала). Проверка и дописывание.

-Составим с одним-двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним произведения А.С.Пушкина(Проверка)

5. Первичное закрепление.

А теперь ещё две сказки, узнали, какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез?

Ясный месяц продолжал погоди, о ней быть может, ветер знает.

Дети называют сказки. Запись предложений в тетрадь, расстановка знаков препинания. Использование схем. Проверка.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению : выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Наш урок подошел к концу.

-Что вы хотите сказать об уроке?

-Что особенно понравилось?

-Что бы вы изменили?

-Кому понравилась, как он работал?

-Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» icon5 класс. Русский язык. Предложения с прямой речью в мифах Древней Греции
Сегодня у нас интегрированный урок. Это значит, что на этом занятии мы будем изучать сразу два предмета: русский язык и историю
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconТема: «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них»
Урок подготовлен по учебнику Н. Г. Гольцовой, М. А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс»
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок. Русский язык Тема: Простые и сложные предложения
Цель: Ознакомить учащихся с простыми и сложными предложениями, учить распознавать их
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Совершенствовать умение распознавать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в них
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconКонспект урока стр. 5-16 Приложение 1 (раздаточный материал для учащихся) стр. 17-18
Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью, разорванной словами автора» адресован учащимся 8класса и разработан в рамках...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс», В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconПредложение с прямой речью для передачи ее без изменений
...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе «Простое и сложное предложение....
А у вас также солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок
Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные»
Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок-путешествие русский язык и искусство 5 класс тема. Предложение и красота природы
Научить, учитывая адаптационный период учащихся, составлять предложения из слов, называя словосочетания, определяя смысл и их грамматическую...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconПрочитайте предложения. Запишите номера предложений, в которых используется страдательный залог
Запишите следующие предложения, подчеркните сказуемое и определите видовременную форму страдательного залога. Переведите предложения...
Урок Предмет: русский язык тема «Предложения с прямой речью» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”
Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск