Открытый урок
Предмет: русский язык
тема «Предложения с прямой речью»
Учитель: Комракова Ольга Викторовна
Класс: 4Б Цели:
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение учащихся находить обстоятельства в текстах, определять их разряд.
2. Познакомить учащихся с новым видом предложений – предложения с прямой речью. Научить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других.
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
4. Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Повторение пройденного.
-Сегодня на уроке мы узнаем новые для вас правила русского языка, повторим раннее изученные, а помогут нам в этом сказки поэта А.С.Пушкина.
Сегодня на уроке:
вы побываете корректорами,
вы перенесётесь в старину
вы станете писателями.
Здесь вы откроете ещё один секрет русского языка. Будьте внимательны:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит…
-Это отрывок к поэме «Руслан и Людмила». Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства./ Работа в парах. Проверка устно./
-На какие три группы можно разделить данные обстоятельства? Запишите их в тетрадь по группам. Кто затрудняется это сделать, у вас есть карточки-помощь.
Карточка-помощь №1
Определи , что обозначают данные обстоятельства.
Карточка-помощь №2
Распредели обстоятельства в три группы:
обстоятельства места
обстоятельства времени
обстоятельства образа действия.
Карточка-помощь №3
Запиши обстоятельства в группы:
обстоятельства места /Где? Куда? Откуда?/
обстоятельства времени /Когда? Как долго?/
обстоятельства образа действия /Как? Каким образом?/
/Проверка устно./
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Посмотрите на доску, здесь загадка №2:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка».
Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, старика, слово «старче»). Прочитайте первое предложение . Из скольких частей состоит? (Из двух). Из каких? ( слова автора, слова рыбки)
Такие предложения называются предложения с прямой речью. Это и есть тема нашего урока. А наша задача, цель урока – учится правильно записывать такие предложения, научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
-Чьи это слова «Чего тебе надобно, старче?» (слова рыбки)
-Как вы узнали? (Есть слова, которые на это указывают:«Приплыла к нему рыбка, спросила» -слова автора.)
-Где стоят слова автора? ( В начале предложения.)
- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? (Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие.)
- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик- устаревшее уважительное обращение к старому человеку)
Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один падеж, он назывался «звательный». Как вы думаете, почему такое название? Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.
Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовём кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).
Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (запятыми, если оно в середине предложения; Чего, старче, тебе надобно?)
Кто сможет разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)
Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью.
Две части (слова, прямая речь)
Прямая речь всегда пишется с большой буквы
Заключается в кавычки
После слов автора – двоеточие
-Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью? (Демонстрация на доске)
-Удивлены, как много схем? Да, сколько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?
4. Первичная проверка понимания.
- А сейчас нас ждет новая встреча:
«Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо».
-Согласны ли вы с тем, как записано предложение?
Правомерна ли здесь постановка кавычек? (Нет, так как отсутствуют слова автора.) Исправьте ошибку. Помните слова?
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет…»
Записи в тетради, один ученик исправляет на доске.
- А теперь посмотрим, какие глаголы вводят в прямую речь.(спросила, отвечает, сказала) Такие глаголыпринято называть глаголами говорения.
Но бывает так, что некоторые люди используют в речи только один глагол: сказала, сказала...говорила, говорила… Это обедняет речь.
Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа учащихся. (Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала). Проверка и дописывание.
-Составим с одним-двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним произведения А.С.Пушкина(Проверка)
5. Первичное закрепление.
А теперь ещё две сказки, узнали, какие?
И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез?
Ясный месяц продолжал погоди, о ней быть может, ветер знает.
Дети называют сказки. Запись предложений в тетрадь, расстановка знаков препинания. Использование схем. Проверка.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению : выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Наш урок подошел к концу.
-Что вы хотите сказать об уроке?
-Что особенно понравилось?
-Что бы вы изменили?
-Кому понравилась, как он работал?
-Кто считает, что работал не в меру своих сил? |