Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи





Скачать 117.3 Kb.
НазваниеЛитература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи
Дата публикации24.09.2013
Размер117.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 

Предмет: интегрированный – литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи

Тема: Окказионализмы и их использование в речи

Продолжительность: 1 урок - 45 минут

Класс: 6

Технологии: использование ресурсов сети Интернет, электронного конспекта урока с гиперссылками, анимацией, мультимедийными эффектами, использование мультимедийных ресурсов (интерактивной доски, проектора, компьютера), сканера.

Аннотация: Данный урок является одним из заключительных по теме «Лирика».Учитель ставит задачу промежуточного контроля  знаний, умений и навыков по данной теме. Кроме того, вводится новое понятие – окказионализмы. На уроке используются фронтальная, групповая, парная формы работы. Чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся. Применение  мультимедийных средств было целесообразным на следующих этапах урока:

  • Домашняя работа. Используя различные компьютерные технологии, учащиеся создавали видеообразы (видеомы) стихотворения, а также продолжили работу над созданием электронного справочника литературоведческих терминов «Шкатулка знаний»

  • Повторение пройденного материала. Создание ситуации успеха. В группах ребята выполняли имманентный анализ стихотворения, сканировали лист с выполненной работой, проецировали на доску и комментировали свою часть анализа. Здесь же используется интерактивный плакат «Имманентный анализ текста».

  • Постановка учебной задачи. Выполняя имманентный анализ текста, ребята сталкиваются с новыми для них понятиями. На данном этапе урока используется интерактивный плакат «Имманентный анализ текста».

  • Решение учебной задачи. Использование интерактивной презентации «Окказионализмы и их употребление в речи».

  • Практическая работа учеников по использованию полученных знаний. Поиск в Интернете рекламы с окказиональными словами, составление диаграммы частотности употребления окказионализмов в рекламных текстах.

  • Рефлексия. Используется прием незаконченного предложения. Учащиеся, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, дописывали ее и отправляли по электронной почте на адрес учителя.

Кроме ИКТ, на уроке были использованы и другие инновационные технологии:

  Здоровьесберегающие технологии (соблюдение техники безопасности, соблюдение требований СанПина, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности)

 Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова (ученики проходят через несколько этапов научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, систематизация новых знаний, рефлексия)

 Личностно-ориентированное обучение (предоставление ученикам возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности; организация обмена мыслями, мнениями;

стремление к созданию ситуации успеха ученика; чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся; распределение детей по группам с учётом их личностных склонностей и в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления; предоставление ученикам выбора домашнего задания «на свой вкус»; предоставление возможности психологически комфортно отрефлексировать свою деятельность.

Практическая реализация.

Отзыв учителя информатики СОШ №61 Мудрой И.М.:

«Урок очень динамично построен, смена видов деятельности происходит незаметно не только для детей, но и для постороннего наблюдателя, весь урок находишься на эмоциональном подъеме. Кроме того, урок получился глубоким, заставил и ребят, и учителя посмотреть на многие проблемы, связанные с языком, по-другому. Яркая презентация, интересная подача материала, иной подход к некоторым моментам урока, все это радует, а главное гармонично и лаконично подводит детей к выводу по теме и проблемам урока. На уроке созданы прекрасные возможности отрефлексировать детьми свою деятельность, причем сделано это в неординарной форме, созданы условия, чтобы на протяжении всего урока поддерживать положительную мотивацию всех ребят, независимо от уровня обученности по данному предмету».

Тема: Окказионализмы и их употребление в речи

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Лексика» и «Средства художественной выразительности»; дать понятие окказионализмов, осмыслить значение и функциональную роль этих слов в речи.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности, вовлечь в активную деятельность; создавать объективную основу для воспитания любви к родному языку

  • развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес; развивать творческий потенциал учащихся.

  • общеучебные умения и нвыки: закрепить умения вычленять проблемы; находить общий способ действия для решения ряда задач; совершенствовать навыки общения; развивать умение анализировать; развивать навыки при работе на компьютере


1.Приветствие. Проверка домашнего задания

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта Андрея Андреевича Вознесенского. Многие знают, что его стихи отличаются музыкальностью, особенным ритмом, образностью, что он автор популярных эстрадных песен, например, песни"Миллион алых роз", рок-оперы "Юнона и Авось". И вы уже знаете, что именно Вознесенский является создателем необычного жанра. Какого?

( Он изобрел жанр видеом (жанр визуальной поэзии) – соединение рисунка и поэзии.)

- На прошлом уроке вы получили задание создать собственные видеомы на стихотворение Вознесенского «Раскладное зеркальце». Давайте еще раз прочитаем это стихотворение, а потом посмотрим созданные вами видеомы.

Лирическое зеркальце,

в тебе надежда зебрится,

уроду ты – коверкальце,

ребёнку – солнцезайцельце,

красавице ты сердцельце,

что манит, как магнит.

В тебя плевали, сверкальце,

топтали, били, сверкальце,,

гоголевское зеркальце,

тебя не размозжить.

Небьющееся зеркальце,

о чём твой телекс, зеркальце?

А разобьётся зеркальце,

то разобьётся жизнь.

2. Просмотр видеом.

-Обратите внимание, какие разные получились рисунки. Если бы я вас попросила нарисовать иллюстрацию к известному стихотворению А.С.Пушкина «Мороз и солнце! День чудесный!», что бы вы изобразили?

- Рисунки были бы очень похожи: это белый снег, лес, солнце. А здесь все рисунки разные, сколько образов возникло в воображении наших художников! И это не случайно. Дело в том, что в стихотворении Вознесенского есть секрет. Хотите узнать, какой?

- А что нам помогает разгадывать секреты стихов?

(Имманентный анализ)

Работа с интерактивным плакатом.

- Проведем анализ по пяти уровням: фонетическому, морфологическому, лексическому, синтаксическому, ритмическому и посмотрим, на каком уровне у вас возникнет вопрос.

3.Работа в группах - Имманентный анализ стихотворения

( У каждой группы листок с отпечатанным стихотворением. Ребята отмечают маркером анализируемые объекты.)

4.Отчет групп о проделанной работе. (Представители групп выходят к доске, сканируют и выводят изображение на экран.)

Фонетический: аллитерация

(В данном стихотворении наблюдаем аллитерацию, т. е. обыгрывание звонких звуков [р], [б], [з], [ц], которое усиливает выразительность художественной речи, так как придает ей характер энергичности, решительности, даже дерзости).

- А я обратила ещё внимание на слова: манит, магнит. В чем их необычность?

(В нем – повтор одинаковых букв)

- Этот прием называется «тавтограммы». Записываем определение в «тетради открытий». (Для записи определения обращаемся к интерактивному плакату.)

– Какого эффекта достигает автор, используя тавтограммы?

(Эффект магнетизма)
Морфологический: глаголы, существительные

(Глаголы придают динамичность. Существительные, схожие по морфемному составу, создают эффект разбившегося зеркала, разбившегося на тысячи мелких осколков, в каждом из которых чья-то жизнь, чьи-то мечты, чья-то судьба.)

Синтаксический: риторический вопрос, обращение придают тексту непринужденный оттенок, вызывает впечатление непосредственности художественного сообщения.

- Обратите внимание на ряд слов: плевали, топтали, били. В какой последовательности расположены слова с точки зрения их семантики? (Происходит нарастание эмоциональной содержательности)

-Этот прием называется градацией. С греческого языка переводится как «лестница».Как вы думаете, почему?

(Запись определения градации в «тетрадь открытий», используем для этого интерактивный плакат)

- Какого эффекта достигает автор, используя градацию?

(Градация придает эффект нагнетания, возмущения)

Ритмический: ямб, дактилическая рифма

(Четырехстопный ямб, переходящий в конце стихотворения в трехстопный.)

- Такой размер К.Бальмонт в своей статье «О русском языке» назвал ударным, сабельным. Чувствуется ли это в стихотворении?

(Действительно, каждая стопа как удар, жесткий, хлесткий. В то же время в стихотворении есть пиррихии. Еще можно отметить в этом стихотворении дактилическую рифму)

- Дактилическая рифма достаточно редко используется в стихосложении. Н. А. Некрасов называл дактилическую рифму «плачущей». Можно ли это как-то связать с нашим стихотворением?

(Дактилическая рифма в конце строфы заменяется на резкую мужскую – «плач» сменяется твердой уверенностью в справедливости высказывания).

Лексический: эпитеты «лирическое», «гоголевское», лексический повтор, олицетворения, метафора. Почему автор называет зеркальце лирическим, гоголевским? (В лирических произведениях автор делится своими чувствами, переживаниями, открывает перед нами свою душу.

- Лирику можно назвать зеркалом души. У Н.В. Гоголя есть замечательная комедия «Ревизор». Эпиграфом к ней служат слова: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Как вы понимаете это выражение?

- Почему зеркальце били, топтали?

(Потому что правда не всегда бывает приятна).

-Зеркало автором используется метафорически, зеркало – это правда, истина.

(Незнакомые слова: «сердцельце», «коверкальце»? Поэтому мы поставили знак вопроса)

- Итак, вопрос возник на лексическом уровне. Запишем слова, которые не подходят ни под одно известное нам определение средств художественной выразительности.

На доске: сверкальце, зебрится, коверкальце, солнцезайцельце, сердцельце.

-Что необычного в этих словах?

( Какие-то непонятные, незнакомые, несуществующие в языке слова)

- Как они образованы? (суффиксальный, постфиксальный способы, сложение с одновременным добавлением суффикса).

- Итак, несуществующие в языке слова, созданные известными способами словообразования, называются окказиональными или окказионализмами (от лат. occasio - случайность).

Запись в тетради.

4.- У этого явления, ребята, есть и другие названия. Это потенциальные слова, слова-однодневки, слова – метеоры, авторские неологизмы. Исходя из названия, попробуем выявить особенности окказиональных слов.

- Для обозначения этих признаков есть специальные термины, запишем и поясним их:

- потенциальные слова - сознательное отклонение от нормы, не подчиняются нормам языка - ненормативность

- слова-однодневки - употребляется в речи один раз - функциональная одноразовость

- слова – метеоры - выразительность- экспрессивность

- авторские неологизмы - принадлежность определенному лицу - индивидуальная принадлежность

- Для того чтобы выявить еще одну удивительную особенность окказионализмов, проведем небольшой эксперимент. Какие ассоциации вызывают у вас слова коверкальце, солнцезайцельце, зебрится?

Посмотрите, целый веер ассоциаций, возможных значений!

Отсюда еще одна уникальная особенность окказиональных слов – какая?

(Вызывает множество ассоциаций)

- Есть специальный термин - многоассоциативность.

- Какой же вывод мы можем сделать? В чем секрет стихотворения Вознесенского?

(В качестве средства выразительности он использует окказиональные слова)

Запись на доске – (стираем с доски «вопросительный знак») «окказионализмы»

-Дайте определение окказионализмам.

(Окказионализмы – это индивидуально-авторские слова, которые не подчиняются нормам языка.)

- Какую роль в художественных произведениях играют окказиональные слова?

(Создают яркие художественные образы)

- Придумывая окказионализмы, автор как бы экспериментирует со словом, пытаясь подобрать такое, которое бы более точно выразило его мысль. Окказиональное слово «мерцает», создает фон, который сплетен из тончайших ассоциаций. Язык писателя становится образным, выразительным, многоассоциативным.

- Где еще можно встретить окказионализмы?

(В СМИ, в рекламе, в детской речи)

- Поэты используют окказионализмы для создания более яркого художественного образа, а создатели рекламы?

( Для создания запоминающихся слоганов.)

- Слоган - это рекламный лозунг или девиз, содержащий эффектную и легко запоминающуюся формулировку рекламной идеи

5. Работа в Интернете.

- Давайте понаблюдаем за окказионализмами в рекламных текстах. Садитесь за компьютеры, выходите в Интернет, попытайтесь найти такие слоганы, в которых присутствуют окказионализмы. Найденные окказионализмы запишите.

6. Чтение найденных окказионализмов и их «защита».

7. Составление диаграммы. А теперь проведем небольшое исследование – подсчитаем частоту употребления окказиональных слов в текстах, рекламирующих разные виды продукции: средства личной гигиены, продукты питания, безалкогольные напитки, предметы домашнего хозяйства и косметика. На главном компьютере я делаю заготовку для диаграммы. Каждая группа, подсчитав процент использования окказионализмов, вводит свои данные.

8. - Итак, диаграмма составлена, какой вывод следует сделать?

(Окказиональные слова достаточно активно используются в языке рекламы.)

- Почему найденные вами окказионализмы так часто используются в рекламных текстах?

(Новизна, необычность, которые подчеркивает суть, основные качества товара должным образом воздействует на потребителя.)

- Всегда ли оправдано такое «словотворчество»?

Слова типа сникерсни легко запоминаются, входят в нашу повседневную жизнь, и может такое статься, что от «великого и могучего» русского языка останутся непонятого происхождения слоганы. Все-таки с экрана телевизора мы должны слышать грамотную, нормированную речь. И в качестве одного из заданий на выбор я вам предлагаю дома подумать над этим, возможно, обсудить с родителями и написать эссе на тему: «Окказионализмы – это хорошо или плохо?». Второй вариант домашнего задания - сочинить небольшую историю в прозе или в стихах с собственными индивидуально-авторскими словами. Всем – оформить статьи новых слов для «Шкатулки знаний»

8.Рефлексия.

–О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?

(Об окказиональных словах, о том, с какой целью используют их поэты и создатели рекламы.)

- Сформулируйте тему урока.

(Окказионализмы и их роль в речи)

Подведем итоги нашей работы. Я прошу лидеров групп оценить работу каждого из вас и сделать необходимые отметки в оценочных листах.

А теперь сами оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Получившееся предложение отправьте на мой электронный адрес:irina190168@yandex.ru

Они дадут мне «пищу» для размышлений, когда я буду анализировать сегодняшний урок. Всем спасибо. Молодцы!

далее идет непосредственно конспект урока в той форме, которою учитель счел целесообразным.

 

Рекомендации по оформлению конспекта.

Работы необходимо оформить в соответствии с правилами представления документов на компьютере:

  1. Для форматирования текста использовать функции выравнивания, абзацного отступа (а не ставить дополнительные пробелы).

  2. Между абзацами обязательно оставлять пустую строку.

  3. Использовать «стандартный» шрифт Times New Roman Cyr 12-го размера черного цвета.

  4. Для выделения использовать полужирное и курсивное начертание.

  5. Не злоупотреблять иллюстрациями.

Имманентный – не выходящий за пределы данного стихотворения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУчебной дисциплины некорректные задачи геофизики Рекомендуется для направления подготовки
Задачи дисциплины изучение основных проблем интерпретации геофизических данных b выработка навыков решения обратных задач об определении...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Отечественная филология (русский язык и литература), Отечественная филология (татарский язык и литература), очная форма обучения
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconПланирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской...
Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconТематический план учебной дисциплины «Иностранный язык»
Дисциплина «Иностранный язык» тесным образом связана с целым рядом гуманитарных и естественных дисциплин (русский язык, литература,...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Иностранный язык...
Профиль подготовки Преподавание филологических дисциплин (английский язык и русский язык как иностранный)
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconПрограмма учебной дисциплины «Иностранный язык»
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: иностранный язык, русский язык,...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУрок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconТюменский государственный университет
Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconТюменский государственный университет
Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУрок ознакомления с новым материалом
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
Литература и русский язык, урок постановки и решения учебной задачи iconУчебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению...
«Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск