Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры





Скачать 313.73 Kb.
НазваниеЦбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры
страница1/4
Дата публикации26.09.2013
Размер313.73 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4


Государственное учреждение культуры г. Москвы
ЦБС «Гагаринская»

Методики работы с детьми:
по привлечению к чтению,

развитию информационной культуры

и смыслового чтения



Москва, 2008
Разработала методист по детской работе Гиоева Е.К.

Методика работы с учащимися 2-3 классов по привлечению к чтению,

развитию смыслового чтения






Занятие

Тема



Краткий конспект занятия, задания

Формируемые умения




1.

Что такое библиотека, для чего она нужна?

Библиотека – собрание книг (в переводе с греч.);

- учреждение, где собираются, хранятся и выдаются книги по определенным правилам;

- супермаркет информации;

- место, где можно проводить свой досуг, обсуждать прочитанное с друзьями.

(Обсудить многозначность термина «библиотека»).

В библиотеке можно:

- найти ответы на возникающие вопросы, новые интересные сведения;

- подобрать книгу для чтения на досуге;

- изучить какое-то новое дело;

- подготовить домашние задания (что еще?).

Разъяснение: правила пользования библиотекой; абонемент, читальный зал.

* умение ориентироваться

в библиотеке







Какие бывают библиотеки?

Разъяснение понятий:

- публичные библиотеки;

- библиотеки школ и колледжей;

- специальные библиотеки (Библиотека иностранной литературы и др.)

- национальные (Российские национальные библиотеки – РГБ, РНБ, Б-ка Конгресса США, Британская библиотека, Французская библиотека







Как себя вести в библиотеке?
Как устроена библиотека?



Правила библиотеки. Библиотекарь – ваш помощник и советчик.

Книжный фонд: как расставить книги, чтобы их можно было бы быстро найти? (о системе расстановки книг в библиотеке).

Каталог – зеркало библиотеки.

Карточный, компьютерный каталог.

Алфавитный, систематический каталог.

Библиотечные услуги: ксерокопия и др.

На какие вопросы может дать ответы алфавитный каталог?

  • Есть ли в библиотеке книги данного автора?

  • На какой полке она стоит? (шифр книги: условное обозначение в виде букв и цифр – место книги на полке в библиотеке).

  • Какие еще книги этого автора имеются в библиотеке?


Задание 1. Расстановка книг (или карточек – библиографическое описание на них) в алфавитном порядке.

Задание 2 (по алфавитному каталогу):

  • какие книги данного автора есть в библиотеке? Перечислите 3-4 названия.

  • есть ли книга (автор, название) в библиотеке? В каком отделе ее можно найти?

  • какие книги из серии «Детский детектив» имеются в библиотеке?


*умение сотрудничать в библиотечной обстановке
*освоение основных понятий и библиотечных терминов




2.

Книга.

Знакомство со структурой.

Из истории книги: форма книги менялась с течением времени, материальная конструкция книги и сейчас видоизменяется с использованием новых материалов.

В каком виде существовали книги?

*тренировка внимания, освоение новой информации





3,4.

5, 6, 7.


Знакомство со справочной литературой в библиотеке.

Понятие и содержание информационной карточки как примера информационного текста.

Коммуникативная игра «Что нового?»

Критерии выбора книги. Работа с текстом (сказки, рассказы)


  • глиняные таблички, свиток, кодекс и др.

Кодекс – скрепленные в корешке листы прямоугольной формы; благодаря простоте и удобству, книга в этом виде существует и поныне.

Вопросы: Какие материалы люди использовали для письма?

(камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага).

Что такое папирус? (писчий материал из стеблей тростника).

Рукописная книга, печатная книга.
Разъяснение: обложка, переплет, книжный блок, форзац, титульный лист, название, автор, выходные данные, оглавление, аннотация, введение или предисловие, указатели в книге (именной и др.)
Задание 1. Поиск соответствия названия, иллюстрации и отрывка произведения.

Задание 2. Вставить пропущенные элементы описания книг – раздаются книги и библиографические описания (с пропуском названия или автора, года издания и др.)


  • Энциклопедии (предметный указатель в энциклопедии);

  • словари;

  • справочники.

Как ими пользоваться?

Вопрос: какую вы знаете самую большую универсальную энциклопедию? (Большая Советская Энциклопедия).

Вопросы по детской энциклопедии:

- Как называется том энциклопедии, в котором есть ответ на данный вопрос? и др.

Вопросы к составлению информационной карточки:

  • Имя, фамилия?

  • Сколько тебе лет?

  • В каком классе ты учишься?

  • Где ты живешь? Назови свой адрес.

  • Есть ли у тебя своя комната?

  • Перечисли членов своей семьи.

  • Назови 3 любимых школьных предмета.

  • Подчеркни самый любимый из них.

  • Твое любимое занятие?

  • Какие книги ты любишь читать?

  • Твоя любимая книга или последняя книга, которую ты прочитал?

  • Постарайся вспомнить ее автора.


Задания по информационной карточке:

  1. Рассказать о себе.

  2. Рассказать о товарище.

  3. Сравнить 2 информационные карточки (и, но, а).

  4. Ролевая игра: интервью.


Диалоги между участниками, применение различных стратегий говорения: поддержать разговор, выразить понимание и согласие, дать и попросить разъяснения, задать дополнительные вопросы, сменить тему.


  1. Название, автор, оформление книги, тема, объем.

Предположение: «Я думаю, что эта книга о…»

  1. Составление прогноза содержания по иллюстрациям в книге

(5-7 предложений).

  1. Поочередное чтение с использованием Толковых словарей (искать значение незнакомых слов в тексте).

  2. Задавать вопросы по тексту друг другу.

  3. Соотнесение прогноза и содержания (Угадали или не угадали?)

  4. Обсуждение через характеристику действующих лиц (подтвердить свою точку зрения словами из текста).

  5. Социологический опрос: положительный или отрицательный данный герой?

Домашнее задание: Изменить сюжет рассказа (сказки) т.о., чтобы отрицательный герой стал положительным. Записать свой вариант с измененным сюжетом.


*умение использовать справочную литературу для эффективного поиска нужной информации
*овладение навыками просмотрового, поискового чтения

*умение говорить и слушать собеседника
*прогнозирование содержания литературного произведения
*умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения
*тренировка внимания и умение выбирать нужную информацию
*обсуждение прочитанного
*умение рассматривать разные точки зрения на проблему




8, 9

Описательный текст. Типы текстов.



Что такое текст?

Составление описательного текста (описание предмета, действия, таблицы или графика).

Игра-задание: назвать предмет, используя его описание.

Поочередное чтение разных типов текстов. Какие бывают тексты? (повествовательные, информационные (описание), рассуждение).

Домашнее задание: составить описание героя книги, не называя его. 5-7 предложений

*умение различать тип текста

*составление описательного текста





1
1. Действующие лица.

2. Место и время действия.

3. Сюжетная линия (содержание)

4. Основная мысль автора

5. Мое мнение
0,

11, 12.

Работа с художественным текстом

Характеристика повествовательного текста.

Сообщение по книге с использованием таблицы:

Восстановление текста по смыслу:

- пропуски слов;

- пропуски букв;

- грамматических форм (суффикса, приставки и др.)


*нахождение элементов рассказа

*умение через анализ сюжета выявлять авторский замысел
*высказывание

аргументированного мнения

о прочитанном





13, 14.

Трансформа- ции текста

  1. Грамматическая трансформация (время, число, род).

  2. Лексическая (замена слова в тексте: название города, ключевого слова, которое может поменять содержание).

  3. Коммуникативная (диалог преобразовать в косвенную речь, монолог – драматизировать).

  4. Литературная трансформация

- место и время действия;

- сюжетная линия;

- «знак» действующих лиц.
Задание на дом: литературная трансформация басни.

*умение видоизменять текст различными способами




15, 16.

Учись пересказывать прочитанное

О чем говориться в сказке (рассказе)? (тема сказки)

Составление аннотации.

Подробный пересказ.

Творческий пересказ (дополнение и продолжение сказки, рассказа)

*освоение способов смыслового свертывания текста

*развитие способности выходить за рамки литературного произведения




17, 18.

Сочини сказку!

Сказочные действия – план волшебной сказки

(возможны различные варианты)

  1. Неожиданная находка. Что делать?

  2. Герой не принял умный совет, сделал по-своему.

  3. Плохие события.

  4. Герою предлагается трудная задача.

  5. Герой справляется с трудностями.

  6. Счастливый конец.



*развитие фантазии, творческого воображения




1

Знаю

Хочу знать


Читаю, что-то узнаю

Узнал


По ходу чтения возникают вопросы

прочитал дальше - узнал
9, 20, 21

Стратегии чтения


  1. Чтение с вопросами.

Заполнение таблицы.

Пересказ по таблице.



  1. Чтение, пересказ с использованием ключевых слов.

- просмотреть задание к тексту;

- чтение;

- поставить вопрос к 1 абзацу;

- прочитать – ответить на вопрос, найти ключевые слова, записать;

- 2, 3, 4 и др. абзацы – аналогично;

- обзорное чтение всего материала.
3. Пересказ по записям, сделанным по время чтения

*умение анализировать прочитанное

*умение выбирать и использовать ключевые слова при работе с текстом




22, 23, 24.

Театр чтения

Драматизация сказки: написать сценарий, распределить роли, подготовить мини-спектакль.

*умение пользоваться средствами интонационной выразительности для передачи характера персонажей



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconМетодические рекомендации по развитию речи. Для занятий с детьми 2-7 лет В. В. Гербова 7
Комплексные и парциальные программы, педагогические технологии методики, методические пособия
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconМетодические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения
...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconПриказ от 25. 02. 2013 г. № Од о проведении месячника по охране и привлечению птиц
Владимира, на основании положения «О проведении месячника по охране и привлечению птиц в школах города» Владимирской городской станции...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconПлан работы по воспитанию культуры поведения (старшая группа) Не...
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconРабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс 2012 2013 учебный год Разработчик программы
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
В. В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В. В. Воронковой: сборник...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconПлан работы на 2012 год г. Беломорск 2011г
РК. Работа мбук «Беломорская цбс» строится на основании Устава, «Положений о библиотеках структурных подразделениях», «Правил пользования...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconПлан работы на 2013 год г. Беломорск 2012 г
РК. Работа мбук «Беломорская цбс» строится на основании Устава, «Положений о библиотеках структурных подразделениях», «Правил пользования...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconПлан работы кафедры естественнонаучного направления
Икт, географии, биологии, химии, технологии, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности через формирование информационной...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconКонспект занятия Тема: «Зимняя экскурсия в парк»
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconКонспект занятия "Берегите елочку-красавицу" (подготовительная группа)
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconКонспект лекций тема характеристика построения технологических швейных цехов
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Цбс «Гагаринская» Методики работы с детьми: по привлечению к чтению, развитию информационной культуры iconКонспект игрового занятия для детей средней группы на тему
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск