Государственное учреждение культуры г. Москвы ЦБС «Гагаринская»
Методики работы с детьми: по привлечению к чтению,
развитию информационной культуры
и смыслового чтения
Москва, 2008 Разработала методист по детской работе Гиоева Е.К.
Методика работы с учащимися 2-3 классов по привлечению к чтению,
развитию смыслового чтения
| Занятие
| Тема
| Краткий конспект занятия, задания
| Формируемые умения
|
| 1.
| Что такое библиотека, для чего она нужна?
| Библиотека – собрание книг (в переводе с греч.);
- учреждение, где собираются, хранятся и выдаются книги по определенным правилам;
- супермаркет информации;
- место, где можно проводить свой досуг, обсуждать прочитанное с друзьями.
(Обсудить многозначность термина «библиотека»).
В библиотеке можно:
- найти ответы на возникающие вопросы, новые интересные сведения;
- подобрать книгу для чтения на досуге;
- изучить какое-то новое дело;
- подготовить домашние задания (что еще?).
Разъяснение: правила пользования библиотекой; абонемент, читальный зал.
| * умение ориентироваться
в библиотеке
|
|
| Какие бывают библиотеки?
| Разъяснение понятий:
- публичные библиотеки;
- библиотеки школ и колледжей;
- специальные библиотеки (Библиотека иностранной литературы и др.)
- национальные (Российские национальные библиотеки – РГБ, РНБ, Б-ка Конгресса США, Британская библиотека, Французская библиотека
|
|
|
Как себя вести в библиотеке? Как устроена библиотека?
|
Правила библиотеки. Библиотекарь – ваш помощник и советчик.
Книжный фонд: как расставить книги, чтобы их можно было бы быстро найти? (о системе расстановки книг в библиотеке).
Каталог – зеркало библиотеки.
Карточный, компьютерный каталог.
Алфавитный, систематический каталог.
Библиотечные услуги: ксерокопия и др.
На какие вопросы может дать ответы алфавитный каталог?
Есть ли в библиотеке книги данного автора?
На какой полке она стоит? (шифр книги: условное обозначение в виде букв и цифр – место книги на полке в библиотеке).
Какие еще книги этого автора имеются в библиотеке?
Задание 1. Расстановка книг (или карточек – библиографическое описание на них) в алфавитном порядке.
Задание 2 (по алфавитному каталогу):
какие книги данного автора есть в библиотеке? Перечислите 3-4 названия.
есть ли книга (автор, название) в библиотеке? В каком отделе ее можно найти?
какие книги из серии «Детский детектив» имеются в библиотеке?
|
*умение сотрудничать в библиотечной обстановке *освоение основных понятий и библиотечных терминов
|
| 2.
| Книга.
Знакомство со структурой.
| Из истории книги: форма книги менялась с течением времени, материальная конструкция книги и сейчас видоизменяется с использованием новых материалов.
В каком виде существовали книги?
| *тренировка внимания, освоение новой информации
|
|
3,4.
5, 6, 7.
|
Знакомство со справочной литературой в библиотеке.
Понятие и содержание информационной карточки как примера информационного текста.
Коммуникативная игра «Что нового?»
Критерии выбора книги. Работа с текстом (сказки, рассказы)
| глиняные таблички, свиток, кодекс и др.
Кодекс – скрепленные в корешке листы прямоугольной формы; благодаря простоте и удобству, книга в этом виде существует и поныне.
Вопросы: Какие материалы люди использовали для письма?
(камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага).
Что такое папирус? (писчий материал из стеблей тростника).
Рукописная книга, печатная книга. Разъяснение: обложка, переплет, книжный блок, форзац, титульный лист, название, автор, выходные данные, оглавление, аннотация, введение или предисловие, указатели в книге (именной и др.) Задание 1. Поиск соответствия названия, иллюстрации и отрывка произведения.
Задание 2. Вставить пропущенные элементы описания книг – раздаются книги и библиографические описания (с пропуском названия или автора, года издания и др.)
Энциклопедии (предметный указатель в энциклопедии);
словари;
справочники.
Как ими пользоваться?
Вопрос: какую вы знаете самую большую универсальную энциклопедию? (Большая Советская Энциклопедия).
Вопросы по детской энциклопедии:
- Как называется том энциклопедии, в котором есть ответ на данный вопрос? и др.
Вопросы к составлению информационной карточки:
Имя, фамилия?
Сколько тебе лет?
В каком классе ты учишься?
Где ты живешь? Назови свой адрес.
Есть ли у тебя своя комната?
Перечисли членов своей семьи.
Назови 3 любимых школьных предмета.
Подчеркни самый любимый из них.
Твое любимое занятие?
Какие книги ты любишь читать?
Твоя любимая книга или последняя книга, которую ты прочитал?
Постарайся вспомнить ее автора.
Задания по информационной карточке:
Рассказать о себе.
Рассказать о товарище.
Сравнить 2 информационные карточки (и, но, а).
Ролевая игра: интервью.
Диалоги между участниками, применение различных стратегий говорения: поддержать разговор, выразить понимание и согласие, дать и попросить разъяснения, задать дополнительные вопросы, сменить тему.
Название, автор, оформление книги, тема, объем.
Предположение: «Я думаю, что эта книга о…»
Составление прогноза содержания по иллюстрациям в книге
(5-7 предложений).
Поочередное чтение с использованием Толковых словарей (искать значение незнакомых слов в тексте).
Задавать вопросы по тексту друг другу.
Соотнесение прогноза и содержания (Угадали или не угадали?)
Обсуждение через характеристику действующих лиц (подтвердить свою точку зрения словами из текста).
Социологический опрос: положительный или отрицательный данный герой?
Домашнее задание: Изменить сюжет рассказа (сказки) т.о., чтобы отрицательный герой стал положительным. Записать свой вариант с измененным сюжетом.
|
*умение использовать справочную литературу для эффективного поиска нужной информации *овладение навыками просмотрового, поискового чтения
*умение говорить и слушать собеседника *прогнозирование содержания литературного произведения *умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения *тренировка внимания и умение выбирать нужную информацию *обсуждение прочитанного *умение рассматривать разные точки зрения на проблему
|
| 8, 9
| Описательный текст. Типы текстов.
| Что такое текст?
Составление описательного текста (описание предмета, действия, таблицы или графика).
Игра-задание: назвать предмет, используя его описание.
Поочередное чтение разных типов текстов. Какие бывают тексты? (повествовательные, информационные (описание), рассуждение).
Домашнее задание: составить описание героя книги, не называя его. 5-7 предложений
| *умение различать тип текста
*составление описательного текста
|
| 1 1. Действующие лица. 2. Место и время действия. 3. Сюжетная линия (содержание) 4. Основная мысль автора 5. Мое мнение 0,
11, 12.
| Работа с художественным текстом
| Характеристика повествовательного текста.
Сообщение по книге с использованием таблицы:
Восстановление текста по смыслу:
- пропуски слов;
- пропуски букв;
- грамматических форм (суффикса, приставки и др.)
| *нахождение элементов рассказа
*умение через анализ сюжета выявлять авторский замысел *высказывание
аргументированного мнения
о прочитанном
|
| 13, 14.
| Трансформа- ции текста
| Грамматическая трансформация (время, число, род).
Лексическая (замена слова в тексте: название города, ключевого слова, которое может поменять содержание).
Коммуникативная (диалог преобразовать в косвенную речь, монолог – драматизировать).
Литературная трансформация
- место и время действия;
- сюжетная линия;
- «знак» действующих лиц. Задание на дом: литературная трансформация басни.
| *умение видоизменять текст различными способами
|
| 15, 16.
| Учись пересказывать прочитанное
| О чем говориться в сказке (рассказе)? (тема сказки)
Составление аннотации.
Подробный пересказ.
Творческий пересказ (дополнение и продолжение сказки, рассказа)
| *освоение способов смыслового свертывания текста
*развитие способности выходить за рамки литературного произведения
|
| 17, 18.
| Сочини сказку!
| Сказочные действия – план волшебной сказки
(возможны различные варианты)
Неожиданная находка. Что делать?
Герой не принял умный совет, сделал по-своему.
Плохие события.
Герою предлагается трудная задача.
Герой справляется с трудностями.
Счастливый конец.
| *развитие фантазии, творческого воображения
|
| 1 Знаю Хочу знать Читаю, что-то узнаю Узнал По ходу чтения возникают вопросы прочитал дальше - узнал 9, 20, 21
| Стратегии чтения
| Чтение с вопросами.
Заполнение таблицы.
Пересказ по таблице.
Чтение, пересказ с использованием ключевых слов.
- просмотреть задание к тексту;
- чтение;
- поставить вопрос к 1 абзацу;
- прочитать – ответить на вопрос, найти ключевые слова, записать;
- 2, 3, 4 и др. абзацы – аналогично;
- обзорное чтение всего материала. 3. Пересказ по записям, сделанным по время чтения
| *умение анализировать прочитанное
*умение выбирать и использовать ключевые слова при работе с текстом
|
| 22, 23, 24.
| Театр чтения
| Драматизация сказки: написать сценарий, распределить роли, подготовить мини-спектакль.
| *умение пользоваться средствами интонационной выразительности для передачи характера персонажей
|
| |