Конспект занятия "Берегите елочку-красавицу" (подготовительная группа)
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.). Закреплять отличительные признаки. Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка. Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни хвойного леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; Развивать фантазию, логическое мышление, умение решать противоречия, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; Воспитывать желание защищать природу. Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», дидактические игра «Какая ель», мультфильм «Простоквашино», продуктивная деятельность. Предварительная работа: разучивание слов с детьми. Оборудование:семена ели; деревянные палочки; горшочки с землей; материалы на фланелеграф; шишки ели; сосны; кедра; веточки; картинки с изображением деревьев; экологическое полотно; лисенок "Тёпа";плоскостные изображение деревьев;маски лесных обитателей;видеозапись мультфильма «Зима в простаквашино». Ход занятия:
Худ. Слово
Знаю лес и лес люблю, В гости вас к себе зову. Я люблю гулять по лесу, В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Лисенок «Тепа». Он мне рассказал, что у них каждый раз под новый год уменьшается количество елок. И лесные обитатели от этого очень страдают. Воспитатель: Ребята, а что за обитатели леса? Кто это такие? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Все правильно, молодцы ребята. А давайте мы с вами попробуем попасть в зимний лес, но для этого мы превратимся в лесных обитателей. Одеваем маски. Вот как здорово, сколько вас стало много, но чтобы не нарушить их покой, мы тихонько с вами совершим прогулку по зимнему лесу. Выберите себе домик под любым деревом. - Зайчик! Ты под каким деревом выбрал себе домик? - а ты волк? Ответы детей. Воспитатель: А что же это за полянка? это волшебная полянка и на ней за каждый ваш правильный ответ будет вырастать елочка. Воспитатель: Ребята, скажите, как называется лес, в котором растут елки, сосны, туи. Дети: (ответы детей) хвойный лес. Воспитатель: Дети, лисенок Тепа приготовил для нас загадку, послушайте пожалуйста: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет А в иголках круглый год. ( Елочка) Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем лисенку, все что мы знаем о ели. Дид. игра « Какая ель» Вопросы детям: чем ель отличается от сосны? Чем настоящая елка отличается от искусственной? Дети: (ответы детей) иголочками, кроной. Воспитатель: (Сообщение нового материала детям о ели) Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево. Физминутка «Есть в лесу» Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши) Ели – елки – елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз) Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки) На елках – птичьи голоса. (Руки в стороны, махи руками) Внизу на елочках – роса. (Руки вниз, присели) Воспитатель: Тюпа, а что ты делаешь ? Воспитатель: Ребята Тёпа, мне сказал что он считает сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет? Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разныe стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым. Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц. Воспитатель: Ребята, а давайте с лисенком поиграем в игру « Хорошо, плохо» (ТРИЗ) Воспитатель: В лесу и так очень много деревьев, может елочки лишнее, поэтому их и вырубают. Воспитатель: А давайте мы теперь посмотрим, что думают по этому поводу герои мультфильма «Простоквашино» Воспитатель: А что вы думаете лесные гости, нужны лесу елки? ( подготовленные дети высказывают свои ответы)Ребенок «Лиса»: Мне нужна елочка для того, что моя нора находится под корнями старой ели.Ребенок «Заяц»: Я люблю в зимнюю пору грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезна для меня.Ребенок «Белка»: А я всю зиму прыгаю с елки на елку и лакомлюсь еловыми шишками. Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!» Мне елку купили! Мне елку купили В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети. Скорей приходите, Скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, Блестящей и пышной, Задень - И она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, Макушкой кивая. Кому? Никому! Просто — ветру, метели, Такой же красивой Не спиленной ели! Воспитатель (Вывод): в лесу очень важны и полезны елки, и поэтому люди специально для новогоднего праздника выращивают елки в специальных питомниках. Воспитатель: Ой, что ты там шепчешь Тепа? Ребята, а мне Тепа предложил, что бы мы с вами сделали мини-питомники.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Посадка семян ели.
(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше занятие, что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Рефлексия ( Елочка зеленая – мне очень понравилось»
Елочка желтая – мне не понравилось» )
Список используемой литературы |