Скачать 60.45 Kb.
|
Тема урока «Строение сердца» Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека. Задачи: - помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»; - создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией, - способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению; - создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками. Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…», задания для работы в группах), учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.. Ход урока:
Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов. А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда. Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» (слайд 1). О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь? Ученики: О сердце. Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления. Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?» Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-». Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь. Задания рубрики «Верите ли вы, что…» 1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево? 2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии? 3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца? 4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов? 5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой? 6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны? 7. … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия? Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия. Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия. Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели? Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока. Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока. После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение сердца» (слайд 3).
Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган? Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками. Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране (слайд 4). Дополните свои представление о расположении сердца. Организуется беседа по вопросам: 1. В какой полости тела расположено сердце? (Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины). 2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему? (Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими). 3. Почему биение сердца принять прослушивать слева? (Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева). 4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека? (Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком. Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца). Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы. Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками. Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка, появившегося на экране (слайд 5); 2 – с помощью текста учебника: параграф 22, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации. После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника. Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком? Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца (слайд 6). Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима. Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце? Рассмотрите рисунок, появившийся на экране (слайд 7), найдите ответ на поставленный вопрос. Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности. Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца? Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме. Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека. Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания. Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца» (слайд 8,9). Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам: 1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий? 2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца? III. Рефлексия Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?») Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца». И спользовать параграф учебника |
Урока 05. 02. 14 Тема урока«Движение воздуха» Базовый учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.... | Конспект урока Тип урока : комбинированный Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | ||
Тема урока «Природа и люди Древней Индии» Тип урока Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва,... «Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г | ||
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура ... | Конспект открытого урока по теме «Политические режимы» ... | ||
Тема: экология: определение, предмет и задачи Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Итоговое повторение» ... | ||
Урока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник... Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской. М.: Дрофа,2004 | Учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова Цель урока... Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова | ||
Конспект урока завоевание Римом Италии (Тема урока) фио (полностью)... Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | Конспект открытого урока по истории Тема: Россия в начале XVI века ... | ||
Конспект урока математики в 5-м классе по теме: "Действия над десятичными дробями " ... | Учебник для общеобразовательных учреждений. Цель и задачи урока Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11... | ||
Учебник по истории Саплина Е. В., Саплин А. И. Ход урока I. Организационный... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Конспект урока «Глобальные проблемы человечества» (Тема урока) фио... Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание: Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных... |