Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов





Скачать 60.45 Kb.
НазваниеУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов
Дата публикации28.09.2013
Размер60.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока «Строение сердца»

Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека.

Задачи:

- помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»;

- создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией,

- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению;

- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…», задания для работы в группах), учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..

Ход урока:

  1. Определение темы урока, вызов:


c:\users\prototype\desktop\100msdcf\dsc02512.jpg

Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов.

А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда.

Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» (слайд 1).

О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?

Ученики: О сердце.

Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления.

Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?» Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.

Задания рубрики «Верите ли вы, что…»

1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?

2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии?

3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?

4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?

5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?

6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?

7. … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.

Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?

Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.

Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.

После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение сердца» (слайд 3).


  1. Осмысление:


c:\users\prototype\desktop\100msdcf\dsc02515.jpg
Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган?

Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками.

Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране (слайд 4). Дополните свои представление о расположении сердца.

Организуется беседа по вопросам:

1. В какой полости тела расположено сердце?

(Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины).

2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему?

(Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими).

3. Почему биение сердца принять прослушивать слева?

(Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева).

4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека?

(Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком. Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца).

Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками.

Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка, появившегося на экране (слайд 5); 2 – с помощью текста учебника: параграф 22, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации.

После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника.

Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком?

Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца (слайд 6).

Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима.

Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце?

Рассмотрите рисунок, появившийся на экране (слайд 7), найдите ответ на поставленный вопрос.

Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности.

Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца?

Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме.

Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека.

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца» (слайд 8,9).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам:

1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий?

2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца?

III. Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока

Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца». И спользовать параграф учебника


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУрока 05. 02. 14 Тема урока«Движение воздуха»
Базовый учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений....
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект урока Тип урока : комбинированный
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconТема урока «Природа и люди Древней Индии» Тип урока
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва,...
«Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУрока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура
...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект открытого урока по теме «Политические режимы»
...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconТема: экология: определение, предмет и задачи
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Итоговое повторение»
...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУрока русского языка. 6 класс. Программа М. М. Разумовской. Учебник...
Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской. М.: Дрофа,2004
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУчебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова Цель урока...
Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект урока завоевание Римом Италии (Тема урока) фио (полностью)...
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект открытого урока по истории Тема: Россия в начале XVI века
...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект урока математики в 5-м классе по теме: "Действия над десятичными дробями "
...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Цель и задачи урока
Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11...
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconУчебник по истории Саплина Е. В., Саплин А. И. Ход урока I. Организационный...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Ход урока: Определение темы урока, вызов iconКонспект урока «Глобальные проблемы человечества» (Тема урока) фио...
Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание: Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск