Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18





Скачать 85.02 Kb.
НазваниеКонспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18
Дата публикации28.09.2013
Размер85.02 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Брежнева В.В. Конспект научной биографии, написанный учениками / В.В. Брежнева, Т.В. Захарчук, О.М.Зусьман // Петербургская библиотечная школа. – 1999. – № 1. – С. 15–18.


КОНСПЕКТ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ...

написанный учениками
Валентина Владимировна Брежнева — доцент кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургского университета куль-туры, канд. пед. наук

Татьяна Викторовна Захарчук — и.о. зав. научно-исследовательс­ким отделом библиотековедения Российской национальной библио­теки, канд. пед. наук

Олег Мепделевич Зусьмаи доцент кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургского государственного университе­та культуры
Почти невозможно писать объективно о чело­веке, которого хорошо знаешь и очень любишь. Пусть объективность будет уделом оппонентов, а ученикам пусть никто не откажет в привиле­гии говорить о своем учителе с любовью. Мы будем говорить о нашем учителе, Валентине Альфредовне Минкиной — библиографе, библиотековеде, профессоре кафедры научно-тех­нической информации Санкт-Петербургского университета культуры, воспитавшей несколь­ко поколений библиотечно-информационных ра­ботников Санкт-Петербурга.

Вряд ли в нашем городе найдется хоть одна более или менее крупная научная библиотека, в которой не работают ученики Валентины Альфредовны.

Каждый из нас может сказать, что встреча с Валентиной Альфредовной во многом определила его профессиональную и личную судьбу. Нет сомнения, что такие же или похожие сло­ва произнесут многие ее ученики: педагоги библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, библиотекари и библиографы, работники информационных и т.п. служб.

Мы лишь попытались составить краткий конспект той большой монографии, которую мы бы хотели написать для серии книг «Выдающи­еся ученые и педагоги библиотечного Санкт-Пе­тербурга». Серии, которую, надеемся, будет из­давать Санкт-Петербургское библиотечное об­щество.
Глава 1. Ее учителя

Когда пишешь об ученом, нельзя не сказать об его учителях, о тех людях, которые сформиро­вали его будущее в науке. Валентина Альфре­довна закончила Ленинградский институт куль­туры по кафедре технической литературы, на которой несколько позже написала и успешно защитила диссертацию под руководством Л.В. Зильберминц. На этой кафедре (сейчас кафедре научно-технической информации) Валентина Альфредовна и преподает уже около 30 лет. Свое уважение и любовь к учителям она передала и своим ученикам.

С самого начала мы, ученики, знали имена И.А. Мохова, Д.Ю. Теплова, В.В. Гнучевой. Все­гда с особой теплотой звучало имя Людмилы Вениаминовны Зильберминц, чей авторитет стал непререкаемым для всех, кто когда-либо учился и работал на кафедре. Все ученики Валентины Альфредовны с гордостью говорят о том, что принадлежат к научной школе Л.В. Зильбер­минц, а теперь добавляют — и к школе Зильберминц-Минкиной.

Благодаря Валентине Альфредовне на кафедре сложилось бережное отношение к ис­тории кафедры, сохраняемое во всем: в фото­графиях основателей кафедры; во встречах со старыми сотрудниками; в подготовке би­обиблиографий сотрудников; в подготовке вос­поминаний и статей о людях, работавших на кафедре.
Глава 2. Ее коллеги

Вместе с Валентиной Альфредовной к научной школе Л.В. Зильберминц принадлежат и такие известные ученые и педагоги, как Г.В. Гедримович, Э.Е. Рокицкая, Т.А. Белогорская.

Они все вместе и были той «могучей куч­кой», которая определяла на кафедре научную жизнь, воспитывала в учениках уважение к делу и создавала ту атмосферу доброжелатель­ности, которая всегда привлекала студентов.
Глава 3. Ее ученики

Валентина Альфредовна прекрасный педагог. В это понятие мы вкладываем не только лекторс­кое мастерство, но неиссякаемые любовь и ува­жение к студентам. В каждом из них, даже в са­мых безнадежных, она находит какие-то привле­кательные стороны, относясь к преподаванию как к сотворчеству педагога и студента.

Главными на кафедре всегда были и остают­ся не преподаватели, а студенты. Студенты ни­когда не стоят под дверью, каждому назначает­ся время индивидуальных консультаций, и вот тогда и появляется абсолютная студенческая уверенность, что важнее тебя и твоей курсовой (диплома, диссертации и т.д.) в жизни Валенти­ны Альфредовны ничего не существует. Каждый из ее учеников помнит неловкость, появляющу­юся во время примерно такого разговора:

В.А.: «На странице 39 Вашей работы во 2-м абзаце надо более четко оговорить идею, конк­ретизировать мысль. Я предлагаю перестроить этот фрагмент следующим образом....» А ты сто­ишь и судорожно пытаешься вспомнить, есть ли у тебя работа, есть ли в ней 39 страница и есть ли на ней мысль.

Что еще? Колоссальная работоспособность, рождающая в окружающих уверенность, что «шеф» может все и всегда. Типичная ситуация выглядит так: 10-минутный перерыв между па­рами. Полуживая, после четырех, нередко шес­ти, а иногда и восьми часов занятий, Валентина Альфредовна заходит на кафедру с надеждой выпить чашку кофе и позвонить домой, дабы осуществить «телефонное воспитание» внучки. Но это только ее надежды, поскольку перемен­ки с нетерпением ждали и мы и, только завидя «шефа», начинаем задавать самые разные воп­росы, требующие для ответа от легкого кивка головой, подписи, разрешения до подробного философского отступления. И Валентина Аль­фредовна успевает за эти 10 минут решить те проблемы, над которыми мы бились недели. Мы, конечно, знаем из истории, что были люди, ко­торые могли одновременно слушать, думать, говорить и писать, но из живущих рядом знаем только нашего «шефа».

Валентиной Альфредовной подготовлено 9 кандидатов педагогических наук. На первый взгляд, это не так уж и много. Но сегодня уже они определяют развитие библиотечно-информационной науки в стране. Это профессор, за­ведующий кафедрой Омского государственно­го университета Е.М. Смирнов, доценты различ­ных институтов культуры В.А. Глушко (Харьков), Н.В. Огурцова (Омск), О.М. Зусьман и В.В. Брежнева (Санкт-Петербургский универ­ситет культуры), О.Ю. Устинова – заместитель директора по научной работе Центральной городской публич­ной библиотеки им. В.В. Маяковского и др. Сей­час в науку пришли уже ученики учеников Валентины Альфредовны.

Валентина Альфредовна сочетает в себе ка­чества блестящего педагога и замечательного ученого. Ее научная деятельность всегда очень тесно сочеталась с педагогической. Ее педаго­гический талант позволил привлечь в науку наи­более талантливую молодежь. А проводимые ею научные исследования всегда становились осно­вой для новых учебных курсов и программ.
Глава 4. Вклад в развитие библиотечно-информационной науки

Диапазон научных интересов Валентины Аль­фредовны всегда был очень широк. Ею опубли­ковано более 100 работ. Она автор коллектив­ной монографии, многих статей, учебных посо­бий, глав учебников, программ учебных курсов. Особенностью ее научного творчества стало постоянное расширение научных интересов под воздействием требований времени (то, что со­циологи науки называют профессиональной мобильностью).

Предметный анализ публикаций Валентины Альфредовны позволяет выделить основные, последовательно развиваемые ею направления. Сначала это были проблемы информационно-поисковых языков и возможностей библиотечно-библиографических классификаций. В середине 70-х годов основное внимание со­средоточено на связи документальный поток — библиографическая продукция. Исследования посвящены вопросам библиографирования тех­нической литературы, оценке качества библио­графических пособий. Эта тема продолжается в 80-х годах на основе изучения документальных потоков, когда выходят в свет работы по организации проблемно-ориентированного информационного обеспечения и слежения за развитием отраслей и проблем в области есте­ствознания и техники. В конце 70-х годов В.А. Минкиной в соавторстве с Э.Е. Рокицкой открывается новое для отечественной библио­графии направление исследований документаль­ного потока — изучение ценностных свойств до­кументов, качественная оценка их библиографа­ми. В конце 80-х годов В. А. Минкина занимается изучением проблем библиографического обслу­живания специалистов. Вместе с коллегами ею найден нетрадиционный подход — психолинг­вистическое изучение профессионального чте­ния, позволивший объединить результаты изу­чения ценностных свойств документов, условий чтения и ситуаций библиографического обслу­живания в единый комплекс проблем организа­ции обслуживания специалистов научно-техни­ческих библиотек предприятий и организаций, наметить пути и проблемы библиографическо­го обеспечения специалистов в условиях меж­ведомственного взаимодействия библиотек, раз­рабатывать проблемы информационного менед­жмента и маркетинга.

В то же время наметился переход к разработке проблем оценки информационно-библиотечного потенциала региона, анализа взаимодействия биб­лиотек различного типа и подчинения. Этой про­блеме посвящена монография «Библиотечная си­стема крупного города» (1993 г.), в которой осве­щены вопросы истории и современного состояния библиотечной системы Санкт-Петербурга.

Особое место в научном творчестве В.А. Минкиной занимает комплексная проблема роли библиотечно-библиографического обслужива­ния в непрерывном образовании специалистов. Результаты этого исследования в 1993 г. были защищены в качестве докторской диссертации.

Известность среди коллег получили и рабо­ты последнего пятилетия, связанные с изучени­ем информационной культуры специалистов, рассмотрением проблем имиджа библиотек, информационного поведения ученых.

Однако вклад ученого определяется не толь­ко количеством опубликованных работ, широ­той их тематики, но и тем, как они используют­ся в профессиональном сообществе и смежных научных дисциплинах. Установлено, что коли­чество ссылок на публикации Валентины Аль­фредовны, сделанных в основных профессиональных журналах России и в диссертационных исследованиях — более 300. На ее работы ссы­лаются не только те, кто работает в близких на­учных направлениях, но и ученые, занимающи­еся самыми разными проблемами библиотечно-информационной науки, социологи, науковеды, психологи, педагоги.

Мы сумели выявить работы нашего учите­ля, которые вызвали наибольший интерес.

В основном пока это работы 70-х—80-х годов. Еще рано говорить об активном цити­ровании более поздних публикаций. К наибо­лее цитируемым публикациям В. А. Минкиной относятся:

Библиографические описания наиболее цитируемых публикаций



Число ссылок


1. Техническая литература как источник информации: Учеб. пособие / ЛГИК. — Л., 1979. — 68 с. (В соавт. с Э.Е. Рокицкой).

2. Тенденции развития СБА низовых НТБ и служб информации // Науч. и техн. б-ки СССР. —1981. — № 10. С. 3—6.

3. Изучение документальных потоков для целей слежения за развитием отраслей и проблем // Документальные потоки по естествознанию и технике и проблемы библиографии: Сб. науч. тр. / ЛГИК. — Л., 1983.— С. 140—160.

4. Основные направления профессиональной оценки технической литературы // Науч.-техн. б-ки СССР.— 1979,— № 1. — С. 11—16.

5. Отражение ведомственной литературы в текущих библиографических изданиях министерств и ведомств // Науч.-техн. б-ки СССР.— 1973.—№2.— С. 3—12 (в соавт. с Л.В. Зильберминц и Г.В. Гедримович).

6. Современное состояние сигнальной информации ВИНИТИ (на примере СИ по автоматике и радиоэлектронике) // Науч.-техн. информация. Сер.1. — 1973. — № 6. — С. 29—35 (в соавт. с Л.В. Зильберминц и Г.В. Гедримович).


30
17
13


14

12


12


Однако научная работа Валентины Альфре­довны не замыкается в стенах кафедры и уни­верситета. Она — талантливый организатор на­уки, член Ученого совета Университета культу­ры, Совета по присуждению ученых степеней, Ученого совета Международной школы социо­логии науки и техники. И, наконец, она член Правления Санкт-Петербургского библиотечно­го общества. Во всех этих организациях она ра­ботает в полную силу, никогда ее членство не является формальным.

Что еще? Неиссякаемый творческий потен­циал, основанный на вере в безграничные воз­можности профессии. Отсюда стремление к со­циальной экспансии, а это значит постоянное обновление классических курсов и разработка новых: от зарождения идеи до аудиторного ис­полнения. Понимание того, что для того, чтобы профессии выжить, ей надо изменяться. Пони­мание единства теории и практики. Отсюда же­лание участвовать в экспериментальных иссле­дованиях, привнося реальность, опыт работы в аудиторные курсы. И желание привлечь прак­тиков к исследовательской работе, совместные исследования с Библиотечным обществом, с Библиотекой им. В.В.Маяковского, с ВУЗовскими библиотеками и др.

И последнее. Работа рядом с Валентиной Альфредовной ставит очень высокую планку. И хотя всем нам уже достаточно много лет, нам стыдно сделать работу плохо, получить упрек. И мы очень стараемся. Поэтому один из основных мотивов нашей деятельности — любовь к «шефу», и мы, ученики Валентины Альфредовны, не стесняемся высоты этих слов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебное...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconУрока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М....
Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М. В. Ломоносова
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconКонспект урока. Организационный момент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconКонспект урока химии в 10 классе
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconИванова Надежда Ефимовна
Кот: Здравствуйте, ребята! Вы сегодня станете настоящими первоклассниками, учениками нашей пятой школы. Но сначала я проверю, а готовы...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация о факультете, поступлении и обучении, научной работе, биографии психологов мгу, каталог ссылок на русскоязычные психологические...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconОлейник юрий николаевич
Основные этапы научной биографии Олейника Юрия Николаевича связаны с Институтом психологии ран (ранее ип ан ссср) и Московским гуманитарным...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconКонспект урока Тема урока: "Events and Times"
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconРеферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе...
Правильно написанный реферат предполагает обоснование той точки зрения, той позиции, с которой вы, предварительно проработав несколько...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ноу «Санкт-Петербургская ноу «Санкт-Петербургская гимназия «альма-матер» гимназия «альма-матер»
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconОтчет муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»
Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Пскова
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconУчебно-методический комплекс (умк) «Информационно-библиотечная культура»
Информационно-библиотечная культура : учеб метод комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм гос ун-та / сост....
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconПлан-конспект
Цель: создать смысловые и организационные условия для применения учениками комплекса знаний и способов деятельности при изучении...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconПубличный отчёт школы за 2011/2012 учебный год
Законом РФ «Об образовании», другими федеральными и региональными нормативными актами, национальной образовательной инициативой «Наша...
Конспект научной биографии, написанный учениками / В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман // Петербургская библиотечная школа. 1999. № С. 15-18 iconКонспект биографии и творчества писателей данного модуля
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск