Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока





Скачать 407.35 Kb.
НазваниеТип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока
страница1/4
Дата публикации09.10.2013
Размер407.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4
Тема урока: Алгоритмы с ветвлением. Теория и практика (2 урока)
Место урока в изучении темы: 6 – 7 в разделе «Алгоритмы и исполнители»
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 9
Цель урока: создание условий для получения представления об алгоритмах с ветвлением, развития алгоритмического стиля мышления как самостоятельной культурной ценности через развитие коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи урока
Образовательные:

  • проверка уровня знаний (элементы блок-схемы, СКИ Робот, служебные слова алгоритмического языка, алгоритмическая конструкция «цикл»)

  • расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с понятиями: команда ветвления, полное ветвление, неполное ветвление, разветвляющийся алгоритм

  • формирование умений строить блок-схему алгоритма с ветвлением

  • формирование умений записывать алгоритм с ветвлением на школьном алгоритмическом языке

  • совершенствование умений работы в среде Кумир с исполнителем «Робот»

Развивающие:

  • развитие умений сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей через выполнение тестовых заданий, практической работы.

  • развитие навыков целеполагания, через формулировку темы урока в ходе совместной работы.

  • формирование навыков работы в группе

  • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.

  • развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию коллективной и индивидуальной работы на уроке

  • развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде и учебном пространстве урока

  • формирование техники безопасного поведения на уроке, бережного отношения к дорогостоящей технике

  • формирование здоровьесберегающих умений при работе на компьютере в школе и дома


Используемое оборудование:

    • «Информатика и ИКТ» учебник для 9 класса Семакин И.Г.

    • Презентация «Алгоритмы с ветвлением»

    • НИИСИ РАН среда Кумир

    • Мультимедийный проектор

    • Рабочая тетрадь

    • Раздаточный материал Практическая работа № 1 (задания для групп)

    • Карточки задания для групповой работы

    • Раздаточный материал Практическая работа № 2 (задания для групп)

    • Карточки задания для индивидуальной работы

    • Лист самооценки

    • Рабочая тетрадь


План урока:


  1. Организационный - 3 мин.

  2. Целеполагание – 8 мин

  3. Актуализация знаний – 10 мин.

  4. Объяснение нового материала – 19 мин

  5. Рефлексия – 5 мин

  6. Практика (закрепление изученного материала) – 40-38 мин.

  7. Итоги урока – 5-7 мин



Содержательная часть:

Конспект урока (в таблице).

Урок 1

Этап 1 урока (Организационный, 3 мин)

Цель этапа (учителя):

  • проверить готовность рабочих мест учащихся,

  • -способствовать созданию в группе деловой обстановки, отношений взаимопонимания

  • создать условия для определения темы урока;

  • включить всех учащихся в работу.

Цель этапа (ученика):

- подготовиться к уроку

- настроиться на работу в рамках урока;

- отгадать загадки;

- назвать тему урока.


Здравствуйте, ребята!

Пожалуйста, создайте для работы на уроке 3 группы. Спасибо.

Умеете ли Вы отгадывать загадки?

Обратите внимание на слайд.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Делятся на 3 группы.

Слайд 1

Задание учащимся:

По приведенным ниже шуточным определениям найдите соответствующие термины, связанные с темой прошлого урока и темой урока сегодня.




Ц Многократное повторение команд

Цикл (предлагают варианты ответов)

Ц Алгоритм «Попугай»

Циклический алгоритм (предлагают варианты ответов)

У Алгоритм «Развилка»

Условный, с ветвлением и т.п.

С каким алгоритмом мы уже знакомы?

С циклическим

С каким нам предстоит познакомиться?

С алгоритмом ветвления (условным алгоритмом)

Действительно, вы правы. Сегодня мы будем знакомиться с алгоритмом ветвления. Запишите тему в тетрадь.

Записывают тему в тетрадь

Этап 2 урока (Целеполагание, 8 мин)

Цель этапа (учителя):

  • создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке

  • помочь учащимся сформулировать цели урока

Цель этапа (ученика):

- сформулировать цели урока.

Слайд 3

Мы уже говорили с Вами о том, что алгоритмы выполняют в естественном порядке: команда за командой. Однако жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. А цели все же хочется достичь. Вот и юный программист Петя Торопыжкин, собираясь в школу, составил следующую программу…




Задание учащимся:

Прочитайте программу

Сейчас мы не будем полностью анализировать эту программу, а обратим внимание только на некоторые ее команды. Например, разберемся с такой командой: Если холодно, то снять ботинки.

На первый взгляд, команда как команда. Конечно, выглядит немного диковато, но вполне выполнимо. Однако заметим, что команда требует двух действий, либо одного действия. А именно: вначале надо проверить условие – холодно или нет, а уж затем, в зависимости от результата проверки, выполнить или не выполнить следующее действие.

Читают программу, составленную Петей Торопыжкиным

Вскочить с постели; надеть рубашку; надеть пиджак; надеть правый ботинок; посмотреть на часы; если вскочил на несколько минут раньше, то лечь подремать, в противном случае надеть брюки; надеть левый носок; сходить умыться; если портфель не собран, то собрать, в противном случае позавтракать; надеть правый носок…

  • Кто может быть исполнителем Петиной программы?

Человек

  • Кто был исполнителем наших программ на предыдущих уроках?

Робот, Чертежник

  • Можем ли мы сейчас составить программу для исполнителя Робот, содержащую команду ветвления?

Нет

  • Значит, этому будем учиться.

  • Умеем ли мы составлять блок-схему алгоритма с ветвлением?

Нет

  • Что предстоит узнать? С чем познакомиться?

  • Сформулируйте сами цели нашего урока.




Учащиеся высказывают суждения, делают выводы, формулируют цели и задачи урока:

- будем учиться составлять блок схему разветвляющегося алгоритма;

- будем учиться составлять программу на алгоритмическом языке, содержащую команду ветвления.

  • Чтобы успешно справиться с поставленной целью, необходимо вспомнить знания, полученные ранее.

  • Скорректируйте цели нашего урока.


- Совершенствовать знания и умения по составлению программ на алгоритмическом языке.

Этап 3 урока (Актуализация знаний, 10 мин)

Цель этапа (учителя):

  • В процессе применения ИКТ технологий проверить уровень знаний учащихся

  • в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование тестовых заданий воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся

  • оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

  • развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.

Цель этапа (ученика):

- в ходе проверочного теста вспомнить изучаемые на предыдущих уроках вопросы: элементы блок-схемы, СКИ Робот, служебные слова алгоритмического языка, команду цикла с предусловием и применить ее к решению задачи

- развитие самооценки согласно критериям.


Слайд 4-7

Тестовое задание учащимся:

  1. Какой фигурой в блок-схеме обозначается начало и конец алгоритма?

  2. Какой фигурой в блок-схеме обозначается ввод и вывод данных?

  3. Какой фигурой в блок-схеме обозначается действие?

  4. Какой фигурой в блок-схеме обозначается условие?


Вспоминают, отвечают

Слайд 8

    1. Кто может быть исполнителем алгоритма, записанного в виде блок-схемы?

А) Человек

Б) Робот

В) Компьютер

Отвечают



Слайд 9

  1. Сколько клеток будет закрашено после исполнения следующих команд: закрасить, вправо, вверх, закрасить, вправо, закрасить, вверх, закрасить, закрасить, вправо

А) 3

Б) 4

В) 5

Выполняют линейный алгоритм, определяют результат, отвечают.

Слайд 10

  1. Какие служебные слова используют при организации цикла:

А) алг, нач, кон

Б) дано, надо

В) нц, кц

Вспоминают, отвечают

Слайд 11

  1. Сколько клеток закрасит Робот?

А) 3

Б) 4

В) 5

Выполняют циклический алгоритм с предусловием, определяют результат, отвечают.

Слайд 12

Подведение итогов теста

!!! Исправления не допускаются
Критерии оценки:

8 «+» - оценка 5

6-7 «+» - оценка 4

4-5 «+» - оценка 3



Проверяют себя

Подсчитывают количество баллов

Самооценка результатов теста

Этап 4 урока (Объяснение нового материала, 19 мин)

Цель этапа (учителя):

  • познакомить учащихся с командой ветвления, блок-схемой полного и неполного ветвления, с правилами составления программы на алгоритмическом языке, содержащей команду ветвления

  • развитие у учащихся метапредметных связей через выполнение заданий, связанных с анализом, сравнением, обобщением




Цель этапа (ученика):

- в процессе практической работы познакомиться с блок-схемой полного и неполного ветвления

- научиться составлять блок-схемы алгоритмов с ветвлением

- узнать команды ветвления, как правильно записывается алгоритм с ветвлением на школьном алгоритмическом языке

-совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы

- развитие самостоятельности

Отключить проектор

Задание учащимся (по группам)

  1. Познакомьтесь с блок-схемой полного и неполного ветвления в учебнике § 31.

  2. Прочитайте фрагмент текста.

  3. Сформулируйте вопрос условия.

  4. Составьте блок-схему ветвления фрагмента текста.

(Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Читают задание, осмысливают, знакомятся с материалом учебника, анализируют фрагмент текста, сравнивают, формулируют вопрос условия, строят блок-схему, прикрепляют на доску, представляют результаты своей работы всему классу.

Включить проектор

Слайд 13

  • Чем отличается полное ветвление от неполного?






  • Полная форма ветвления, если в ней присутствуют команды, как для случая истинного условия, так и для его ложности.

  • Если в ветвлении присутствуют команды только для ветки «ДА», то это неполная форма

  • Сделайте вывод, какой алгоритм называется разветвляющимся?

  • Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, содержащий условие, в результате проверки которого обеспечивается переход либо по ветке «ДА» либо по ветке «НЕТ».

Слайд 14

Запишите определение алгоритма с ветвлением к себе в тетрадь.

Рассмотрим задачу, которую каждый из нас решает в жизни ежедневно: Переход через дорогу по знаку светофора. Если горит зеленый свет, то мы переходим через дорогу, в противном случае – ждем.


Записывают определение в тетрадь.


Слайд 15 - 19

Задание - Физкультминутка

Упражнение для глаз под музыку


Встают, выполняют упражнения для глаз.

Слайд 20-21

Рассмотрим задачу прошлого урока. Дано, что Робот стоит в левом конце горизонтального коридора, нижняя стена которого сплошная линия, а в верхней имеется несколько выходов. Надо составить алгоритм, который переводит Робота из клетки А в клетку Б и закрашивает все клетки коридора.

Как составить такой алгоритм? Поскольку число клеток в коридоре неизвестно, то при записи алгоритма не обойтись без цикла пока.




  • В какой момент цикл должен закончиться?

- Он должен окончиться, когда Робот окажется в клетке Б.

  • Чем клетка Б отличается от клетки А?

- У клетки Б нет стены снизу, а у всех клеток коридора стена снизу есть.

Поэтому после пока мы должны записать условие «снизу стена». За один шаг Робот должен закрашивать очередную клетку и переходить вправо.




  • Как называется цикл пока?

- Цикл с предусловием

Слайд 22-23

Усложним задачу.

Робот стоит в левом конце горизонтального коридора, нижняя стена которого сплошная, а в верхней части имеется несколько выходов. Надо составить алгоритм, который закрашивает клетки коридора, из которых есть выход вверх.




  • В чем заключается наша задача?

- Надо закрасить не все клетки, а только те, где есть выход наверх.

Другими словами, если сверху свободно, то клетку надо закрасить, иначе – красить не надо.




Слайд 24

Для записи таких действий в алгоритмическом языке есть специальная составная команда если.


Общий вид команды если записывают к себе в тетрадь.

Этап 5 урока (Рефлексия, задание на дом, 5 мин)

Цель этапа (учителя):

  • подвести итоги, построив траекторию дельнейшей работы по освоению темы для каждого обучающегося.

Цель этапа (ученика):

- выполняя домашнее задание, научиться строить блок-схемы

- выполняя поисковую работу сформировать понимание значимости Роботов в реальной жизни.

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою линию развития по изучаемой теме.


Рефлексия

Предлагаю подвести итоги вашей работы на уроке.

Предлагаю учащимся вопросы для рефлексивного анализа своей деятельности на уроке.

- Какой алгоритм называется разветвляющимся?




  • Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, содержащий условие, в результате проверки которого обеспечивается переход либо по ветке «ДА» либо по ветке «НЕТ».

  • Что понимается под условием в алгоритме ветвления?

- Бывают ситуации, когда в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна группа действий, либо другая

  • Какие слова используют для записи условия?

- Используют служебные слова: если, то иначе, все.

  • Как записывается полная и неполная форма разветвляющегося алгоритма?

- Полная форма – если <условие> то <действие 1> иначе <действие 2>

- Неполная форма – если <условие> то <действие>

Урок 2 Практика

Этап 1 урока (закрепление изученного материала, 40 – 38 мин)

Цель этапа (учителя):

  • Способствовать повышению мотивации учащихся к закреплению нового материала.

Цель этапа (ученика):

  • научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение

- понять первичный уровень освоения нового материала.

- выполнить практическую работу

-научиться использовать команды ветвления, совершенствовать умения работы с исполнителем Робот.



Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.
И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.
- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.
- Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – познакомиться с правилами записи алгоритма содержащего команду ветвления на школьном алгоритмическом языке для управления исполнителем Робот.

Улучшить наши достижения мы можем самостоятельно составив программу для решения конкретных задач.




Выполняют упражнение.

Программисты столкнулись с проблемой

сложности, которая превысила возможности

человеческого разума. Один человек уже не

способен написать надежно работающую се-

рьезную программу, так как не может “охва-

тить взором” все ее детали. Поэтому в разра-

ботке большинства современных программ

принимает участие множество специалистов.

При этом возникает новая проблема — нуж-

но разделить работу между ними так, чтобы

каждый мог работать независимо от других,

а потом готовую программу можно было бы

собрать вместе из готовых блоков, как из ку-

биков. Программы, которые мы будем составлять сегодня, не превышают возможности человеческого разума (ученика 9 класса).

I этап - работа в группе

Задание для группы

  1. Составить блок-схему алгоритма с ветвлением

  2. Написать программу для Робота

(Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)


Работают в группе.

Осмысление заданий, включение в работу.

Составляют блок-схему алгоритма.

Составляют программу для решения поставленной задачи.

Пересаживаются за компьютеры.

Работают самостоятельно.

Проверяют правильность работы программы, осуществляют отладку программы, вносят коррективы.

II этап – работа по карточкам

Задание (для тех, кто справился с практической работой № 2)

Составить программу для Робота: закрасить клетки в соответствии с поставленной задачей.

(Приложение 7)

Корректирую деятельность учащихся, отвечаю на вопросы.




Индивидуальная работа

Составляют программу для решения поставленной задачи. Задают вопросы.

Осуществляют отладку программы, сохраняют.

Через 20 – 25 минут от начала урока

Задание - Физкультминутка

  1. Быстро и легко поморгайте глазами 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

  2. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

  3. Упражнение «велотренажер для глаз»: перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу – по часовой стрелке и против, вправо – влево, вверх – вниз, восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взглядя обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаз.

  4. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Вы знаете, что наш мозг получает основную часть информации из окружающего мира с помощью глаз. Нагрузка на зрение у современного человека очень велика благодаря повсеместному распространению компьютеров, резкому увеличению количества телевизионных каналов, появлению киноформата 3D.

Поэтому гимнастика для глаз необходима.


Поворачиваются от мониторов,

выполняют гимнастику для глаз.

Итоги урока (5 – 7 минут)

Цель этапа (учителя):

  • развивать умение проводить рефлексию собственных достижений

  • скорректировать оценки учащихся

Цель этапа (ученика):

  • в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме,

  • развивать самооценку.

III этап – самооценка

Задание учащимся

Проанализируйте свою работу на уроке согласно критериям, оцените результат.

(Приложение 8)

Анализ оценок учащихся, корректирование, выставление оценок за урок.

Задание учащимся

Обратите внимание на доску (плакат в виде страницы сайта):

Определите свое место на уроке:

Юзер - Чайник

Приклейте «Медаль за учебу» на плакат в соответствии с вашими ощущениями в нужное место.

Спасибо за работу на уроке. До свидания




Осуществляют самооценку по критериям в листе самооценки


Определяют свой статус на уроке, приклеивают «Медаль за учебу» в соответствующую ячейку на плакате.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока предмет: чтение и развитие речи 9 класс Тема А. А....
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока по природоведению Пояснительная записка Тема урока...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока по английскому языку "Family" Батурина Наталия Аркадьевна,...
Цель урока: формирование лексических навыков, развитие умений аудирования и письма
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconТип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока
Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации)
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconУрок 20 Тема урока
...
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconТип урока: комбинированный. Форма работы: групповая. Цель урока
Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconТема урока: Do you care about your health?
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (комбинированный тип урока)
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconУрок 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный...
Цель урока: добиться четкого понимания того, что пдд — это закон для всех, соблюдение
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск