Скачать 103.21 Kb.
|
Тема урока: «Связь времен в народном искусстве. Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Народные промыслы родного края» (Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней»). Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков. Тип урока: комбинированный. Форма работы: групповая. Цель урока: Создание единого, коллективного представления о народном творчестве, условий для формирования и активизация творческого потенциала учеников через проектную деятельность. Задачи урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Методы обучения: иллюстративно-словесные Беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа, практическая работа. Оборудование: для учителя: оформление урока, Георгий Отс «С чего начинается Родина» http://musicmp3.spb.ru/song/unsorted_s_chego_nachinaetsya_rodina.html , звона колоколов плейскат «Вальс колоколов» http://www.playcast.ru/?module=view&card=821210&code=fa4acee6f958cb72a81a8c4ab4cba50aa074dd63 , ЭОР http://fcior.edu.ru/card/12758/vidy-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-prakticheskoe-zadanie.html, http://fcior.edu.ru/card/12758/vidy-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-prakticheskoe-zadanie.html , ПК, медиапроектор, презентация «Город новый - город старый», заставки к передаче «В гостях у сказки» http://musicmp3.spb.ru/song/prihodite_v_gosti_k_nam_v_gostyah_u_skazki.html , Р.К. Щедрин «Озорные частушки», http://muzofon.com/search/%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD для учащихся: рисунки учащихся на тему «Декоративно-прикладное искусство», стенд с рисунками детей, соленое тесто, ткань, соломка, белая бумага, бичевка, цветная бумага, шаблоны, готовые основы для коллективной работы, карандаши, краски, гуашь, клей, кисть и т.д. Учебник: Под редакцией Неменского Изобразительное искусство 5 класс, Просвещение. Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Новые понятия: керамика, стекло, фарфор, литье, ювелирное искусство, алхимия, оклад. Подготовительная работа к уроку: деление класса на группы; выставка творческих работ учащихся Структура урока: 1.Организационный этап. 2. Подготовительный этап. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. 3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности. 4. Этап первичной проверки понимания изученного и закрепления новых знаний и способов действий. 5. Этап применения знаний и способов действий. 6. Этап обобщения и систематизации знаний. 7. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. 8.Этап подведения итогов занятия. 9. Этап информации о домашнем задании. 10. Этап рефлексии. Ход урока: 1. Организационный этап - приветствие; - проверка явки учащихся; - проверка готовности учащихся к уроку; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! 2. Подготовительный этап. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. Сообщение темы урока. Учитель: Вся наша земля - это земля мастеров. Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Вот почему мы начинаем с вами знакомство с декоративно-прикладным искусством с изучения древних корней народного творчества. Цель работы - создание единого, коллективного представления о народном творчестве, которое выразим мы в общей композиции….. Помогут нам в творческом процессе электронные образовательные ресурсы, которые перенесут нас в прошлое «Дела давно минувших дней». Готовы? 3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности Учитель: Тогда, вперед! Работа с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/12758/vidy-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-prakticheskoe-zadanie.html (Звучит тихо музыка «С чего начинается Родина» и на ее фоне учитель говорит) Учитель: А знаете ли вы, какие промыслы были в Козловском уезде? (ответы детей) А хотите ли узнать? (ответы детей) Так давайте, заглянем сквозь сотни лет в мир русского творения Козловского уезда. Над тихой речкою, на круче Стоит купеческий Козлов Висит над городом тянучий, Унылый звон колоколов. ( Звучат колокола с плейската «Вальс колоколов» и плавно начинается слайдовая презентация «Город новый – город старый») В городе много старинных домов, Лестниц, балконов без краски, В них, словно в зеркале, новый Козлов, Город - виденье из сказки. (Звучит музыка «В гостях у сказки») Учитель: А в некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, когда русская земля еще была покрыта дремучими лесами, а купеческий город был славен верными друзьями - мастерами своего дела, которые не только могли трудиться, но и веселиться. Да и как же встретить приход весны, если ее ждут с таким нетерпением. Начинается праздничное гулянье. Представим себе шумную ярмарку в русском Козлов-граде. (Звучат «Озорные частушки» Щедрина.) Ярмарка, ярмарка Огневая, яркая, Плясовая, жаркая, Глянешь налево - лавки с товаром (показываем на выставку), Глянешь направо - веселье даром. Учитель: Так давайте станем участниками нашей сказки и поможем организовать праздник-ярмарку. К нам приехали представители пяти сёл: Хмелевого (первая творческая мастерская), Старого Тарбеево (вторая творческая мастерская), Казинки (третья), Изосимово (четвертая), Мало-Лаврово (пятая). Учитель: Как вы думаете, что изготовляли в этих селах? (ответы). Давайте попробуем отгадать. Игра. Учитель: Один из представителей сел, должен сейчас выйти к доске. (Они вытягивают ответ, их задача: мимикой объяснить какой промысел был в их селении. Дети отгадывают.) Учитель: В селе Хмелевое? изготовляли…(ответ: игрушки-свистульки). В руках настоящего мастера и доброе дерево, и живой податливый комочек глины способны ожить и рассказать удивительные сказки. Учитель: А где развивалось гончарное дело? (продолжаем игру) Правильно, мастера из Мало-Лаврово, что в 15 километрах от города, создавали крынки, горшки для продажи и умело расписывали. Учитель (обращается к творческой мастерской №3): А в селе Старое Тарбеево создавали… Продолжите, пожалуйста. Дети: В селе Старое Тарбеево женщины создавали прекрасные произведения искусства из лоскутков ткани. Учитель: Тем самым украшали интерьер избы. В произведениях часто изображали образ женщины, что олицетворяло и богиню весны и матери-земли. Учитель: А что же изготовляли в селе Старая Казинка? (ответы). Правильно, в этом селе делали украшения интерьера. Учитель: В селе Изосимо (паузу делаем, обращаясь к творческой мастерской №5) правильно, плели лапти из соломы, создавали панно, игрушки. 4. Этап первичной проверки понимания изученного и закрепления новых знаний и способов действий. Учитель: Сегодня каждый из вас расскажет свою сказку. Но, для успешного выполнения задания Вам необходимо знать виды декоративно- прикладного искусства. Работа с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/12758/vidy-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-prakticheskoe-zadanie.html Задание: Разделите произведения декоративно- прикладного искусства на соответствующие им видам. 5. Этап применения знаний и способов действий. Учитель: Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь. Птица - символ света и тепла, именно она по древним представлениям наших предков, приносила на крыльях весну-красну. Учитель: Какова палитра мастеров игрушек? Сколько цветов? (ответы). Учитель: Вот, столько у нас и заданий сегодня. (прикрепляю на доску цветок, состоящий из перечисленных цветов, вытягиваю первый лепесток-задание) Вот задание для творческой мастерской села Хмелевое: (Отдаем лепесток с заданием) Вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраняя белый цвет. В сочетании с другими цветами придаёт игрушкам праздничность и нарядность. Составьте одну общую сюжетную композицию из игрушек. А вот и вам, мастерам из Мало-Лаврово, задание: (Отдаем лепесток с заданием) Составить натюрморт из данных элементов и сгруппировать их, используя приёмы «загораживание», «законы контрастов», единство всех элементов композиции. Учитель: Давайте вспомним, что такое натюрморт? (ответы). Как вы понимаете «контраст»? Что такое «композиция»? (ответы). Ваше задание, мастера лоскутного дела: (Отдаем лепесток с заданием) Создать композицию «Центр внимания». Учитель: Где сосредоточен «центр внимания» на композиции? Сколько бывает центров? (ответы). Задание для мастеров из Старой Казинки: (Отдаем лепесток с заданием) Создать цветы в технике бумагопластики, составить натюрморт на картонной основе. А задание для пятой творческой мастерской: (Отдаем лепесток с заданием). Составить панно (композицию), выполнить работу в технике коллажа из соломки. Учитель: Чтобы создать свои произведения искусства вам необходимо соблюдать композиционные правила. Какие правила вы знаете? (ответы) Ответы: Правила симметрии (законы гармонии пропорций, частей и целого). Правила равновесия (сочетание противоположных сторон изображения). Правила покоя и движения. Правила ритма (чередования закономерного больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушённого, света и тени). Контраст (строится на борьбе противоположного, теплого и холодного), Правила перспективы. Правила вертикали и горизонтали (как постоянны они по отношению ко всем другим направлениям). Учитель: Так как на уроке мы используем режущие и колющие предметы, вам необходимо соблюдать правила по технике безопасности, которые мы рассмотрели на прошлом уроке (вспоминаем правила по ТБ). Учитель: Если нет вопросов, тогда мы с вами, не теряя времени, поможем осуществиться празднику. 6. Этап обобщения и систематизации знаний Учитель: Работаем, как вы поняли, в творческих мастерских. Каждая группа мастеров должна создать свой проект.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. (Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя) 7. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Проверка учителем правильности заданий и их действенности, самоконтроль в творческих мастерских. 8.Этап подведения итогов занятия. (Звучат «Озорные частушки» Щедрина.) Ярмарка, ярмарка Огневая, яркая, Плясовая, жаркая, Глянешь налево - лавки с товаром (показываем на творческие проекты школьников), Глянешь направо - веселье даром. (Выходит к доске один из участников творческой мастерской. Он защищает коллективный творческий проект). Учитель: Вот и состоялась наша ярмарка талантов Козловского уезда. Ребята, вы работали как добрые волшебники, как прекрасные художники и помогли организовать весенний праздник. Учитель: Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Давайте оценим наши работы. Взаимооценка. (Прикрепляет каждый мастер лепестки (разного цвета: красный - «5», желтый - «4», синий - «3»), образуя три цветка (желтый, красный, синий)). Учитель: Сегодня вы, подобно мастерам, подтвердили это своими результатами в работе. Только благодаря такой прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Любить Родину по-настоящему - это значить вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Без этого нельзя. 9. Этап информации о домашнем задании. Учитель: написать реферат на тему «Виды декоративно-прикладного и народного искусства» (выбрать только один вид). 10. Этап рефлексии Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «Мы», «Дело» Учитель: Продолжите цепочкой каждый в своей мастерской. Как чувствовал себя? (творческая мастерская №1) С каким настроением работал? (творческая мастерская №2) Доволен ли собой? (творческая мастерская №3) Комфортно ли было работать в малой группе? (творческая мастерская №4) Какие затруднения были в общении? (творческая мастерская №5) Всем спасибо! Урок окончен. |
Конспект урока технологии Учитель: Борисова Н. В. Класс: 8а дата:... Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,... | Конспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: изложение нового материала. 10. Форма работы учащихся: групповая,фронтальная, самостоя -тельная. 11. Необходимое техническое... | Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | ||
Тип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект урока предмет: чтение и развитие речи 9 класс Тема А. А.... Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему | ||
Урока английского языка в 5 «а» классе по теме «Interests and hobbies» ... | Конспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:... «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного... | ||
Конспект урока по английскому языку "Family" Батурина Наталия Аркадьевна,... Цель урока: формирование лексических навыков, развитие умений аудирования и письма | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: комбинированный Цель урока: закрепление и активизация пройденного лексико-грамматического материала | Урок 11-12 Цель урока ... | ||
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма урока: эвристическая беседа, практикум «Стадии воспроизводства», групповая форма работы | ||
Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | Конспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher.... Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал |