Скачать 51.18 Kb.
|
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс Учитель информатики Курчавова Елена Викторовна (ГОУ СОШ № 1021) Цели урока:
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме. План урока:
Ход урока
Приветствие. Знакомство.
Что такое компьютер? – Это универсальное устройство для обработки информации. В виде чего представлена информация в компьютере? - Самая разнообразная информация представлена в компьютере в виде машинного кода – последовательности «0» и «1». Почему?... Правильно, потому что компьютер – это устройство, работающее от электричества, и он может воспринимать информацию только на уровне – есть электронный импульс (1) или нет импульса (0). Такой машинный код ещё называют двоичным. То есть любую информацию в компьютере можно представить в виде последовательности «0» и «1», такую последовательность называют машинным кодом, представленным в двоичной системе счисления Тема нашего сегодняшнего урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления». «Всё есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайную роль чисел в жизни людей. Люди научились считать очень давно – ещё в каменном веке. Сначала они просто различали, один перед ними предмет или больше. Затем появилось слово для обозначения двух предметов. У некоторых племён Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: «один» и «два». Как только люди научились считать, у них появилась потребность в записи чисел. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число обозначается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называются цифрами. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называют системами счисления. Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются помощью некоторого алфавита (цифр и букв) по определенным правилам. Все системы счисления делятся на две группы: Римская непозиционная система счисления Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. Для записи чисел используются латинские буквы: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000). Числа записываются при помощи сложения цифр, причем младшие идут после старших или вычитания, тогда младшие идут перед старшими. Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе. MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998 Позиционные системы счисления Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр! Шестидесятеричная система - используется в настоящее время для обозначения… Времени! 1 минута = 60 секунд 1 час = 60 минут В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. Использовалась двенадцатеричная система счисления и на Руси. Число 12 называется дюжиной Как вы думаете, почему именно 12 взяли за основание системы?... Наверное, потому, что это число имеет много простых делителей: дюжину легко разделить на 2, 3, 4 и даже 6! Недаром циферблат часов имеет 12 делений (а если разделить их еще на 5, получится ровно 60…) В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Почему именно десятичная система получила наибольшее распространение в мире?... Конечно! На руках у всех людей по 10 пальцев! Идеальный счетный инструмент, который всегда находится перед глазами. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы используются в компьютерной технике У каждой позиционной системы счисления есть основание и алфавит. Основание системы счисления равно количеству цифр в её алфавите, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов числа.
Запись чисел в развернутой форме. В позиционных системах счисления можно записывать числа в развёрнутой форме: 175,2 10=1 х 102 + 7 х 101 + 5 х 100+ 2 х 10-1 110,1 2=1 х 22 + 1 х 21 + 0 х 20 + 1 х 2-1 Число в позиционных системах счисления в развернутой форме записывается в виде суммы произведений цифр каждого разряда на основание системы в соответствующей степени. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. 1012 = 1 х 2² + 0 х 2¹ + 1 х 2º = 4 + 0 + 1 = 510 11012 = 1 х 23 + 1 х 22 + 0 х 2¹ + 1 х 2º = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310 Для перевода из любой системы счисления в десятичную необходимо записать число в развёрнутой форме и посчитать.
Давайте вместе разберём несколько примеров (5 мин): Перевести в 10-тичную с/с:
Практическая работа на компьютерах (10 мин): А теперь вы получите карточки с индивидуальными заданиями и инструкцию по выполнению практического задания. Необходимо выполнить первые три задания, четвертое и пятое задания следует выполнять только в том случае, если сделаны все предыдущие задания полностью. Учитель раздаёт ребятам карточки с индивидуальными заданиями. Ребята садятся за компьютеры и выполняют задание. (10 мин) 4.Подведение итогов урока– 3 мин Сегодня на уроке мы познакомились с системами счисления, научились записывать числа в позиционных системах счисления в развёрнутой форме и переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Судя по вашим карточкам - материал вы усвоили…(в зависимости от результатов). Хотелось бы отметить некоторых из вас (учитель раздаёт наградные ленты, приготовленные заранее). |
План-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация... Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа № «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью... | ||
Конспект урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Единицы измерения... Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков | Урок на тему: Кодирование звуковой информации Учитель: Здравствуйте, мы с вами уже изучили представление текстовой, числовой и графической информации в компьютере. А какие еще... | ||
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио... Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Урок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации... Открытый урок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации в различных системах счисления» | ||
Тема: «Луч. Числовой луч» Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч» План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Урок по информатике на тему: «Алгоритмы перевода чисел из одной системы... Образовательные: познакомить с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую, сформировать умения пользоваться правилами... | ||
Реферат по информатике и икт на тему: «Системы счисления» Работу «Изминская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан» | Конкурс по информатике и икт «Строим орнаменты с помощью грис «Стрелочка»».... Неделя физики, информатики и икт проводилась согласно утвержденной программе на заседании учителей шмо естественнонаучного цикла | ||
Урок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод... Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний. Цель... Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Системы счисления. Урок №1 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | Конспект урока всемирная паутина как информационное хранилище (Тема урока) фио (полностью) ... | ||
П 68 «Взаимное расположение прямой и окружности» (конспект) ... | Тематическое планирование по информатике 10 Информация и информационные процессы Урок 3 Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы |