«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование,





Скачать 87.66 Kb.
Название«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование,
Дата публикации15.10.2013
Размер87.66 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, ни информационные технологии не могут быть основой и предметом науки информатики, как не может механика заменить всю физику»

А.Х.Шелепаева
Я полностью согласна с высказыванием данного автора. В настоящий период преподавание информатики в общеобразовательной школе – это не простая задача. Бурное развитие компьютерной техники, информационных технологий, порождает бурные изменения в самой науке, в общественном сознании и в социально-производственных отношениях. Становление школьной информатики продолжается. Уточняются ее структура, место в учебном плане, активно развивается методическая система принципов и подходов к обучению. Но сколько учителей, столько и суждений. Система обучения учителя зависит от педагогической позиции, которую он занимает.

Овладение телекоммуникационными и информационными технологиями, на мой взгляд, являются на сегодняшний день важным аспектом образовательной функции информатики. Не всем же быть, как великими математиками, так и великими программистами. Это дано не всем, все зависит от склада ума. А вот умение управлять неким процессом с помощью компьютера требует сегодня почти каждая профессия.

Но в основе курса должна обязательно лежать направленность информатики на решение общеобразовательных и мировоззренческих задач. Именно это позволяет обеспечить гуманизацию процесса обучения и реализацию дифференцированного обучения, подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Под методологией обычно понимают совокупность принципов, форм и методов организации образовательной деятельности. В зависимости от целеполагания и учета закономерностей обучения различают развивающее, проблемное и эвристическое обучение.
В своей работе я стараюсь использовать по возможности все три вида обучения.

Без активной деятельности обучение становится скучным, особенно в младшем звене. Поэтому на уроках часто использую игровые приемы обучения. О роли игр в процессе обучения мною оговорено в отдельной работе (см. Методическая копилка), имеются разработки некоторых уроков в разных классах (см. Разработки уроков). Рост мотивации, успеваемости и качества представлен на диаграмме «Анализ использования игровых приемов в обучении». Для старшего звена принцип деятельности означает умение работать со знаниями: применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять, дополнять

В этом случае я перехожу к использованию проблемного обучения, где перед учащимися ставятся конкретные проблемные ситуации, разрешение которых осуществляется за счет активной, самостоятельной деятельности.

Эвристический метод обучения реализуется на занятиях факультатива, предпрофильной подготовки, где сами учащиеся могут в той или иной мере влиять на процесс конструирования собственного смысла, цели и содержания образования.

Хочу отдельно выделить приемы коллективной учебной деятельности.

Данный прием хорошо работает, когда ребята получают задание по разработке некого проекта. Например, подготовка и выпуск журнала (см. Работа учащихся). Группы могут получать одно и то же или разные задания. Количество человек в группе определяется заданием. После распечатки страниц журнала, каждый журналист (ученик, группа учеников, не более 2-х человек) защищает свою страницу, отстаивает право тиражирования своей темы. А, назначенный главный редактор (на «отлично» справившийся с заданием учащийся) оговаривает ошибки, недочеты. Учитель подводит итог коллективной работы.

Коллективная учебная деятельность учит: слушать и слышать коллег, тактично спорить, спокойно реагировать на критику.

Все принципы обучения предполагают самостоятельную работу обучаемого. В основном она проводится вне занятий, дома и может быть самой разнообразной.

Поговорим о домашней работе.

Многие взрослые подсознательно (если не осознано) убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Много разговоров идет по поводу домашнего задания. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?

Долго можно рассуждать, но самое главное, если уж задавать, то с максимальной пользой!

Все мы знаем, что в обычной школе обучать приходится детей с разными способностями, как быть, если нужно, чтобы знания остались в голове каждого учащегося.

Я использую, всем известные приемы, учитывая специфику домашней работы.

  • Если учащиеся не привыкли выполнять домашнюю работу (это болезнь современной молодежи 14-16 лет), даю простейшую задачу, точную копию которой досконально разобрали и закрепили на уроке. Даже если ребята не выполнят задание дома, вызывая к доске они, вспомнив, справятся с заданием. Потом сказать им, что они будут получать на дом такие задачи, с которыми легко справится. От учеников требуется только честно попытаться. В основном через месяц – другой они входят во вкус, потому что учиться приятно, когда чувствуешь успех.

  • Если в классе присутствуют учащиеся с разными способностями, то предлагаю домашнюю работу двух или трех уровней (сборник тематического контроля по информатике О.А.Житковой, Е.К.Кудрявцевой. Алгоритмы и основы программирования. - М., Интеллект-Центр, 1999).

1 уровень - Обязательный минимум – это задания, которые абсолютно понятны и ПОСИЛЬНЫ любому ученику.

2 уровень - Тренировочный уровень – его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Можно их освободить от выполнения задания первого вида.

3 уровень - Творческое задание – этот уровень используется или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Творческие задания могут быть разнообразными: частушки, сказки, рассказы то учебной теме, кроссворды, плакаты – опорные сигналы и т.п.
Постоянно пользуясь приемом творческого задания, за несколько лет мною накоплены бесценные пособия.

Например:

  • Изучая тему «Курсор» в 5-ом классе, мы с ребятами рассматриваем, где и как на экране может путешествовать этот незатейливый элемент. После ученики с удовольствием рассказывают об этом в своих сочинениях в виде сказок, рефератов, рассказов (см. Работа учащихся).

  • Изучая такие темы, как «Информатика, информация», «Устройство ПК», ребята составляют собственные ребусы, кроссворды, которые в будущем можно использовать на уроках – соревнованиях, играх, а может быть даже перед раскрытием какой-то темы. Предложите ученикам отгадать, о чем пойдет речь на уроке (см. Работа учащихся).

  • Если домашнее задание предполагает решение задач вычислительного типа, то хорошо воспринимается учащимися метод задания массивом. То есть я даю несколько задач, из которых ученик сам выбирает и решает не меньше заранее оговоренного минимума задания. Лучше, если среди задач, входящих в минимум, будут и легкие, и сложные. Задание массивом хорошо тем, что при проверке домашней работы на следующем уроке, будет возможность рассмотреть большое количество разных задач.

  • Если ученики любят «срываться с места со звонком», не услышав домашнее задание, если им наскучило записывать задание в дневник, привнесите в это некую тайну, загадку,… Конечно, не каждый раз и загадку посильную.

  • Можно доставать из коробки номера заданий. Может быть и – суперприз.

  • Можно устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный в роли почтальона, раздающего письма-задания.

  • Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Тогда тема «Двоичная система счисления» точно не забудется.

  • Если ученики не умеют работать самостоятельно, если их речь не связная, то без подготовки доклада не обойтись. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его выступать перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируя некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

  • Конечно, работа по подготовке и чтению доклада не так уж и простой труд. Нужно обязательно составить план сообщения (пример учителя), отработать регламент, внятно и громко его представить.

  • Сначала полезно поручать подготовку докладов сильным ученикам, чтобы на их примере, может быть даже ошибочных (ошибки нужно оговорить), показать правильность выступления. Затем темы докладов давать всем ученикам.

Так, например, в сентябре на вводных занятиях, я оговариваю, что в течение этого учебного года каждый ученик старших классов (10-11кл) должен обязательно подготовить и защитить один доклад. Некоторые, по желанию, могут и больше. Тематика докладов оговариваются за две недели до их изучения (список вывешивается на дверь), а защита предполагает раскрытие выбранной темы. То есть, некоторые теоретические вопросы освещают сами учащиеся. Более сильным ученикам поручается провести анализ изученной темы. Слушатели докладов составляют план – конспект по теме, которые затем участвуют в конкурсе.

Данный метод полезен и тогда, когда некоторые темы кратко освещены в учебнике или их нет вообще.

Как только начинается разговор о требованиях и качестве усвоения содержания или о качестве образования, возникает необходимость сравнения с чем-то: соответствует, хорошо, качественно, эффективно; не соответствует – плохо, неэффективно. Здесь главные два качества и две эффективности:

  • качество усвоения содержания учебного курса;

  • качество организации учебного процесса, т.е. качество и эффективность самого урока информатики.

Если первое можно увидеть из таблицы успеваемости и качества обучения отдельного ученика или по сумме всех учеников отдельного класса, то второе видно, когда до урока ученик о чем-то не имел представление, а в процессе урока ученик понял и научился. Другими словами, приобрел новую способность или перешел на новый уровень понимания, умения.

Вернемся к высказыванию, с которого мы начали наш разговор.

Информатика – это школьная дисциплина, которая не случайно включена в учебный план общеобразовательной школы. Появление этого предмета можно рассматривать как следствие объективной необходимости, как следствие формирования и реализации новых целей и нового содержания общего образования.

Поэтому в современном процессе обучения информатике я стараюсь помнить о следующем:

  • В силу специфики ее содержания, обучение информатике требует высокой философско-методологической культуры учителя. Главное владеть методикой формирования понятий, обучать приемам и способам мышления и деятельности, а не просто передачи информации.

  • Информатика – это обширная область знаний, включающая в числе важных теоретических разделов и информационные технологии, как практическую реализацию всех теорий. Но сводить информатику только к курсу информационных технологий ошибочно. Так как нужно помнить и о том, что…

  • Предметная область информатики включает развитие языка, сначала с того, что в разговорном языке появляются новые слова, которые непроизвольно употребляются всюду. Например, такие слова и словосочетания: «информация», «информационное общество», «информационная революция» и т.д.



Рисунок Анализ использования игровых приемов в обучении 2010-2011 учебный год
Рисунок Анализ использования игровых приемов в обучении 2011-2012 учебный год

Комментарий к диаграммам
Основными показателями любого обучения являются успеваемость и качество как отдельного взятого ученика, класса и школы.

В свою очередь на успеваемость и качество влияет уровень мотивации каждого ученика, если мотивация к учебе есть, то успеваемость и качество обучения будут высокими, если ее нет, то успеваемость и качество – низкие.

Приведенные выше диаграммы демонстрируют, как игры помогают учителю повысить мотивацию обучения, а значит успеваемость и качество.

В тех классах, где практически все обучение строится на основе игры (это 5, 7 классы), все три составляющих – успеваемость, качество и мотивация высоки.

В 8, 9 классах процент составляющих снижается за счет того, что игровые приемы используются, но темы достаточно значимы и серьезны, сильно не разыграешься, нужно иногда много «зубрить».

В 10, 11 классах они вновь растут за счет того, что вся работа строится на активной деятельности учащихся – это и творческие работы, решение проблемных ситуаций, создание и защита собственного проекта.

Каждый год разрабатываются новые элементы игры и сами игры (увлекающие, деловые, тренировочные), которые лаконично включаются в учебный процесс и хорошо принимаются учениками. Если посмотреть на диаграммы разных годов, то видно как с каждым годом процент составляющих растет.

Конечно, многое зависит и от уровня способностей данного ученика но, в общем, картина значимости игр хорошо просматривается. Игра замечательна тем, что за неимением знаний всегда на помощь придет смекалка. Игра вырабатывает сотоварищество и, если ты подвел товарища из-за своего незнания, то это дает тебе повод быть всегда готовым к уроку.
Небольшое замечание:
Многие игры, их правила стоит заранее оговаривать. Одни из них могут проходить спонтанно, другие требуют предварительной подготовки.

После любой игры обязательно проводится краткое обсуждение, чтобы игра не сводилась просто к развлечению, она должна быть развивающей, воспитывающей, обучающей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconОписание опыта работы учителя
Человек по сути своей художник, так или иначе он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconОписание опыта работы учителя
Человек по сути своей художник, так или иначе он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный учебно-воспитательный процесс в школе уже трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика, которая...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, icon«мы разные, и в этом наше – богатство. Мы вместе, и в этом наша – сила»
Актив имеет авторитет. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Но есть и те, кто все дальше отходит от дел класса. Им не...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, icon«Информационная безопасность в банковской сфере»
Охватывает все регионы Российской Федерации и представить без нее функционирование Банка России практически невозможно. Так стоит...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconСамостоятельная работа при изучении новой темы. Так, например, использование...
Проблема, над которой я работаю «Развитие интереса у учащихся к изучению информатики»
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Служение свободной личности придает смысл и ценность журналистской деятельности. При этом под личностью будут пониматься и те, кто...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Служение свободной личности придает смысл и ценность журналистской деятельности. При этом под личностью будут пониматься и те, кто...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconАннотация элективного курса по специальности
При выборе электива студентам рекомендуется учитывать уровень своей подготовленности для усвоения содержания данного электива, а...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconОбоснование программы 3 Анализ состояния информатизации школы на...
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconДополнительного образования детей
Даже во сне мы видим свет. Многие организмы, бесспорно, обходятся без него, но только не человек. Природа подарила нам великолепную...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconГоу «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10 классов (объём 70 часов) и имеет своей целью углубить знания учащихся в области исследовательской...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconПримерная программа наименование дисциплины Латинский язык Рекомендуется...
Основная Цель дисциплины заложить основы терминологической компетентности специалиста-фармацевта, способного при изучении фармацевтических...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconРабочая программа п о
Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья...
«Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области… При этом ни программирование, iconУчебно-воспитательной работе мбоу сош №159 с углубленным изучением...
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск