Скачать 173.01 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО Самарский государственный архитектурно-строительный университет Факультет информационных систем и технологий
П Р О Г Р А М М А д и с ц и п л и н ы «Основы теории управления» Индекс дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.11 Направление «230200 – Информационные системы» Специальность «230201 – Информационные системы и технологии» Форма обучения дневная Всего часов на дисциплину 140 часов в том числе аудиторных часов 54 часов Форма итогового контроля: экзамен Курс обучения 4 Семестры обучения 4 Разработал: к.т.н., доцент, Авсиевич А.В. /_________/ 1.Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПМ и ВТ от «__»______2006г., протокол №____Зав. кафедрой ПМ и ВТ проф., д.т.н. Пиявский С. А. /_____________/ Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности № 071900 от «__»_________2006г., протокол № _________________ Председатель методической комиссии __________________ / ____________ / Самара 2006 1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе1.1.Цель преподавания дисциплиныДисциплина «Основы теории управления» имеет цель подготовить студентов специальности «Информационные системы и технологии» к созданию систем управления, проведя их синтез на основе использования современных программных средств и вычислительных средств. В рамках этого курса рассматриваются все известные к настоящему времени системы управления и способы их математического описания и работы. 1.2.Задачи изучения дисциплиныИзучив дисциплину, студенты должны знать: управление и информатику; общие принципы системной организации; устойчивость, управляемость и наблюдаемость; инвариантность и чувствительность систем управления; математические модели объектов и систем управления; формы представления моделей; методы анализа и синтеза систем управления; цифровые системы управления; использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления; особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства; программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах. 2.Тематический план учебной дисциплины2.1.Содержание разделов дисциплиныУправление и информатика; общие принципы системной организации; устойчивость, управляемость и наблюдаемость; инвариантность и чувствительность систем управления; математические модели объектов и систем управления; формы представления моделей; методы анализа и синтеза систем управления. Цифровые системы управления; использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления; особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства; программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах. 2.2.Объем дисциплины и виды учебной работы (час)
2.3.Содержание лекционных занятий (18 часов)2.3.1.Исторический обзор по системам управления. Классификация систем управления. Понятие автоматизированного и автоматического управления. Управление и информатика. Общие принципы системной организации.-1 час 2.3.2.Устойчивости, управляемость и наблюдаемость.-1 часа 2.3.3.Представление линейных систем управления. Структурные схемы линейных систем управления. Типовые линейные звенья. Структурные преобразования линейных систем управления. Инвариантность и чувствительность систем управления.-2 часов 2.3.4.Последовательность разработки автоматизированной системы. Типовые переходные процессы линейных систем управления. Устойчивость линейных систем управления. Алгебраические критерии устойчивости. Частотные критерии устойчивости линейных систем управления.-2 часа 2.3.5.Математические модели объектов систем управления. Формы представления моделей.-2 часа 2.3.6.Методы анализа и синтеза систем управления.
2.3.7. Цифровые системы управления. Использование микропроцессоров и микро-ЭВМ в системах управления.
2.3.8.Особенности математического описания цифровых систем управления. Решетчатые функции. Разностные уравнения.
2.3.9.Анализ и синтез систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства.
2.3.10.Программная реализация алгоритмов управления в цифровых системах.
ИТОГО: 18 часов 2.4.Темы лабораторных работ(36 часов)2.4.1.Лабораторная работа №1. Преобразование структурных схем систем автоматического управления– 2 часа 2.4.2.Лабораторная работа №2. Построение характеристик типовых линейных звеньев.– 2 часа. 2.4.3.Лабораторная работа №3. Алгебраические критерии устойчивости систем управления .-4 часа 2.4.4.Лабораторная работа №4. Частотные характеристики систем управления.– 4 часа 2.4.5.Лабораторная работа №5. Моделирование простейших систем управления в пакете VisSim.– 4 часа 2.4.6.Лабораторная работа №6. Показатели качества систем управления- 4 часа 2.4.7.Лабораторная работа №7. Машинная реализация решетчатых функций и разностных уравнений.- 4 часа 2.4.8.Лабораторная работа №8. Составление модели управляющей системы.- 4 часа 2.4.9.Лабораторная работа №9. Анализ и синтез систем управления с помощью ЭВМ.- 4 часа 2.4.10.Лабораторная работа №10. Программная реализация алгоритмов управления.- 4 часа Итого: 36 часов 3.Самостоятельная работа (38 часов). Формы контроля знаний4.1. Изучение пакета Vissim. (10 часов) 4.2. Линеаризация нелинейных систем.(4 часа) 4.3. Изучение моделей систем управления.(6 часов) 4.4. Изучение пакета MathCad.(10 часов) 4.5. Алгоритмы систем управления. (8 часов) - 38часов Формы контроля: - текущий контроль – опрос в начале практических занятий и лабораторных работ; - промежуточный контроль - в соответствии с таблицей:
Итоговый контроль – экзамен (7 семестр). 4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины4.1.Основная литература4.1.1.Под редакцией А.А. Красовского Справочник по теории автоматического управления. М. Наука, 1987.4.1.2.Солодовников В.В., Плотников В.Н., Яковлев А.В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования. М.: Машиностроение, 1985.4.1.3.Попов Е.П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления М.: Наука, 1979.255 с.4.1.4.Теория автоматического управления. Теория линейных систем автоматичен кого управления /Под ред. А.А.Воронова. М.: Высшая школа, 1977.303 с.4.1.5.Теория автоматического управления. Теория нелинейных и специальных систем автоматического регулирования. / Под ред. А.А.Воронова .М: Высшая школа, 1977. 228 с.4.1.6.Задачник по теории автоматического регулирования. Топчеев Ю.И., Цыплаков А.П.М.: Машиностроение, 19977.592 с.4.2.Дополнительная литература4.2.1.Крутова И.Н. Исследование процессов стабилизации многомерной динамической системы с релейным управлением. А и Т, 1999, № 4, с. 27-43.4.2.2.Николаев Ю.Н. О симметрии и других свойствах области ассимптотической устойчивости линейных дискретных систем. А и Т, 2001, №11, с. 109-120.4.2.3.Андриевский В.Р., Фрадков А.Л. Избранные главы теории математического управления с примерами на языке MATLAB, СПб. Наука, 1999.4.2.4.Попов Е.П. Теория нелинейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1979.255 с.5.Вопросы к экзамену
6.Вопросы для проверки остаточных знаний студентов
7.Дополнительные средства, используемые при обучении
Технологическая карта дисциплины «Основы теории управления» на осенний семестр 2006/07 года
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИ" Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов. При чтении лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям теории управления. При подготовке и чтении курса необходимо опираться на государственные стандарты. Очень важно в течение изучения всего курса при изложении материала придерживаться единой системы обозначений переменных, критериев, показателей. Большую роль играют общероссийские классификаторы (ОК), ткж вляющиеся стандат ми. В лекционных занятиях рекомендуется уделить особое внимание понятиям теории управления, характеристикам типовых динамическим зрениям, устойчивости САУ, дискретным системам управления. Лабораторный практикум ориентируется на использование технологии имитационного моделирования для динамических процессов на основе программного пакета VisSim. Рекомендуется не реже одного раза в месяц контролировать ход выполнения лабораторного практикума с выставлением промежуточных оценок и итоговой оценки, которая может учитываться на экзамене. Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций с материалами Интернет. Модели динамических систем должны разрабатываться как на ЭВМ так и в ручную Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам. ПРИЛОЖЕНИЕ Б МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ " ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ " Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа. При проведении лабораторных работ особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям теории управления. При подготовке к лабораторным работам необходимо опираться на лекционный и теоретический материал методических указаний. При подготовке к лабораторному работаму необходимо по заданию сделать заготовки схем и текстов к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки проекта или реализации системы. Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы имеют элемент творчества и исследований, а не просто демонстрируют возможности какой-либо системы. Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии с утвержденными стандартами, а также по оформлению учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом. Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться. ПРИЛОЖЕНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ " МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ " С целью повышения эффективности учебного процесса при изучении дисциплины используются методы, основанные на использовании новейших информационных технологий. В лекционном курсе часть материала, в частности, связанная с работай покета VisSim излагается с использованием технических средств проецирования иллюстративного материала на экран. При изложении структур СУ обсуждаются проблемы реальных производств, предлагается студентам сформировать свои предложения по решению проблем, а затем они сравниваются с типовыми решениями. Для развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в решении проблем лабораторные работы проводится не в демонстрационном режиме с использованием инструментальных средств. При этом, несмотря на бригадный метод работы на лабораторных работых, каждый студент получает в общей предметной области индивидуальную часть задания. Небольшие бригады (2-3 человека) способствуют привитию коллективного навыка работы над проектом, обсуждению принятых решений. Семестровое задание позволяет подойти творчески к решению задачи, выбрать тот или иной алгоритм решения, наметить свой вариант реализации проекта. |
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных... | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы... | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | «московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических... | Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Факультет информационный технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | Рабочая программа дисциплины «Информационное обеспечение, базы данных» Факультет информационных систем и технологий Кафедра Прикладной математики и вычислительной техники | ||
1. 1 Понятия информационных технологий Целью данной работы является обзор информации о применении эвм, информационных систем и технологий. Данная цель раскрывается через... | Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «утверждаю» ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных... Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование... | Использование информационных технологий в маркетинге В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных... | ||
Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Цель курса «Архитектура вычислительных систем» состоит в изучении теоретических принципов, конструктивных и технологических основ... | Информационное обеспечение систем управления Целью изучения дисциплины является обучение студентов основам современных информационных технологий в части разработки логических... |