Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В





Скачать 64.48 Kb.
НазваниеОпыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В
Дата публикации20.10.2013
Размер64.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ»
ТЕРЕНТЬЕВ С.В.


Излагается опыт использования специально разработанного Интернет-ресурса в преподавании дисциплины «Экономико-математические методы». Анализируются особенности создания и применения электронных материалов, размещенных в сети. Представлена структура сайта. Перечисляются преимущества используемого метода ведения учебного процесса, указываются наблюдаемые эффекты, а также трудности, возникающие в ходе реализации предлагаемого подхода.
Мотивом для проведения работы, основные результаты которой изложены в настоящей статье, послужило осознание того, что лекционные занятия в вузах зачастую проходят не так, как, наверное, должны проходить. Не секрет, что во многих случаях лекции представляют собой диктовку преподавателя, во время которой единственная задача студента – успеть законспектировать материал. На наш взгляд, это не совсем правильно. В идеале лекция должна представлять собой диалог, или, по крайней мере, более свободное (по сравнению с диктовкой) общение лектора со студентами, которые, в этом случае, должны быть к такому диалогу подготовлены. Яркой иллюстрацией приведенного положения может быть фраза: на лекции студенты должны работать головой, а не ручкой!

Что же мешает проводить лекционные занятия в подобном стиле? Одной из причин является отсутствие в необходимом количестве и качестве учебно-методических материалов, сложности с выбором базового учебника или пособия по некоторым дисциплинам, в особенности, если речь идет о дисциплинах, связанных с изучением информационных технологий и компьютерных систем. Здесь прогресс в настоящее время столь стремителен, что традиционные печатные издания порой устаревают непозволительно быстро.

В то же время, на сегодняшний день уровень развития сетевых технологий таков, что можно смело утверждать: если какой-либо материал появился в Интернет и при этом известен соответствующий адрес, то рано или поздно этот материал появится у каждого студента.

Итак, в силу сказанного выше, в 2004 году началась работа по созданию Интернет-ресурса, который обеспечивал бы информационное и методическое сопровождение учебного процесса по дисциплине «Экономико-математические методы».

В качестве цели можно декларировать следующее: повышение качества образования путём модификации учебного процесса на основе использования современных информационных технологий.

Основными задачами, в таком случае, следует провозгласить:

  1. высвобождение лекционного времени для «более свободного» общения (о чем говорилось выше);

  2. обеспечение комфортных условий для самостоятельной работы студентов. Фактически производится попытка реализовать следующий принцип: учебные материалы – с доставкой на дом;

  3. демонстрация возможностей информационных технологий, пропаганда их активного использования в образовательных целях;

  4. увеличение объема материала, изучаемого в рамках дисциплины.

Интернет-ресурс разрабатывался при непосредственном участии автора данной статьи. В итоге был создан и размещен в сети Интернет (www.emm.ostu.ru) сайт, состоящий из шести основных разделов: лекции, практика, лабораторные, словарь, формулы, литература. Общая структура Интернет-ресурса приведена на рисунке 1. На рисунке 2 представлена главная страница сайта.


Рисунок 1 – Общая структура Интернет-ресурса, обеспечивающего информационное и методическое сопровождение учебного процесса по дисциплине «Экономико-математические методы»

Рисунок 2 – Главная страница сайта
С размещением сайта в сети Интернет стиль проведения лекций кардинально изменился. На первом лекционном занятии студенты с немалым удивлением реагируют на просьбу преподавателя – не увлекаться записями в тетради, активнее участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Кроме того, использование сайта – не единственная отличительная черта используемого метода ведения учебного процесса. На лекционных занятиях активно используется проекционное оборудование. Это дает возможность демонстрировать мультимедийные презентации, а также непосредственно в ходе лекции строить математические модели и реализовывать их на ЭВМ, отображая весь процесс на экране с помощью проектора.

Однако заметим, что даже в случае использования проекционного оборудования традиционная (или интерактивная) доска также должна присутствовать в аудитории, поскольку не всегда можно предсказать, к обсуждению каких вопросов приведет очередная дискуссия.

При использовании описанной формы проведения занятий студенты по окончании каждой лекции получают информацию о том, чему будет посвящено следующее занятие, чтобы иметь возможность соответствующим образом подготовиться.

Следует отметить, что, несмотря на опасения некоторых коллег автора статьи, переход на новую систему подачи материала не повлиял на посещаемость лекционных занятий. Объяснение простое: те студенты, которые прогуливали бы занятия при старой системе, делают это и сейчас, те же обучающиеся, которые относятся к учебному процессу ответственно, не теряют этого настроя с введением «новых правил игры».

И, конечно же, необходимо стремиться обеспечивать обратную связь. Собственно, возможность оперативной корректировки, обновления и отличает web-сайт от обычного учебника или пособия. Естественно, следует интересоваться мнением студентов: какие разделы воспринимаются лучше, при рассмотрении какого материала возникают трудности.

При преподавании автором дисциплины «Экономико-математические методы» в Орловском государственном техническом университете описанная технология используется уже на протяжении более чем четырех лет. Трудно предложить какие-либо объективные данные о характере влияния используемой технологии на качество обучения. Кроме, естественно, статистики, характеризующей успеваемость студентов. Хотя, в данном случае, сравнение, опять-таки, не будет абсолютно корректным – разные группы, различный состав студентов, неодинаковый исходный уровень. Субъективная же оценка сводится к тому, что у участников образовательного процесса (как у преподавателя, так и у студентов), в целом, положительное впечатление от использования описанного подхода.

Имеющийся опыт позволяет сформулировать мнение относительно наиболее явных результатов внедрения представленного метода ведения учебного процесса. Суть их сводится к следующему.

  1. Более комфортные условия преподавания и обучения. Преподаватель, закончив лекцию, как правило, чувствует, удалась она или нет. С новой формой проведения процент лекций, которые в сознании автора данной статьи были отмечены как удачные, существенно увеличился.

  2. Рост авторитета преподавателя. В век тотального распространения Интернета, мобильной связи и других достижений научно-технического прогресса преподаватель, использующий в свой работе возможности новых информационных технологий, априори имеет больше шансов заслужить уважение студенческой аудитории.

  3. Обеспечение бóльших возможностей для развития студентов. За то же количество аудиторных часов мы успеваем пообщаться по более широкому кругу вопросов.

  4. Высвобождение аудиторного времени для более творческого его использования. Появляется возможность рассматривать реальные практические задачи (на что ранее банально не хватало времени), делиться опытом работы на производстве.

  5. Повышение интереса студентов к изучению дисциплины. Подчеркнем, что этот факт является следствием не только широкого использования электронных материалов и мультимедийной техники, а, в большей степени, объясняется возможностью более насыщенного и творческого общения студентов и преподавателя на занятиях.

  6. Рост требований к уровню знаний студентов на зачете/экзамене. В течение семестра студенты получают все возможности для успешного освоения материала, в результате чего начинает «работать» известная поговорка: кому много дано, с того много и спросится.

Естественно, было бы неправдой утверждать, что при внедрении предлагаемого подхода не наблюдается никаких трудностей и отрицательных проявлений. Среди таковых можно выделить:

    1. неготовность студентов к работе в новых условиях. Многим студентам кажется противоестественным знакомиться с материалом до рассказа преподавателя. Ведь все предыдущие годы учебы (в школе и университете) было наоборот! Следствием этого является то, что лишь 25-30 % студентов читают материалы сайта до того, как соответствующая тема рассматривается на лекции. Большинство имеют на занятии распечатки конспектов, представленных в Интернет. Преподавателю в таких условиях приходится регулярно заниматься разъяснительной работой, дабы убедить студентов активнее работать самостоятельно;

    2. высокие затраты труда, которые необходимы для перехода на новую систему преподавания. Создание электронных материалов (страниц сайта, мультимедийных презентаций), конечно, требует немалых усилий.

Тем не менее, считаем, что представленный подход имеет хорошие перспективы относительно использования в системе высшего профессионального образования. Особенно интересными представляются:

  1. возможность использования представленных наработок при реализации дистанционной технологии обучения;

  2. возможность применения методики в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, где доля аудиторной нагрузки в общем объеме часов должна существенно сократиться.

Конечно, представленная методика не является панацеей и, наверняка, подойдет не для каждой дисциплины и не для каждого преподавателя. Следует сказать также, что автор данной статьи ни в коей мере не претендует на новизну представленных положений. Мы лишь хотели поделиться опытом (в целом, положительным), который был получен в течение нескольких лет работы по данной методике. Возможно, этот опыт покажется кому-то из коллег небезынтересным и станет дополнительным импульсом для использования в образовательном процессе новых информационных технологий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconВасильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I
Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconФгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского...
«Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconРабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в дорожном строительстве»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в исторических исследованиях»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 030600. 62 «История», изучающих...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconРабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в стратегическом управлении»
Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Корпоративные информационные системы», «Компьютерные технологии в управлении»,...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Учебная дисциплина «Экономико-математические...
Развить системное мышление слушателей путем детального анализа подходов к математическому моделированию и сравнительного анализа...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconРабочая программа дисциплины «математические методы в экономике» направление
Основная цель дисциплины обучить студентов алгоритмам использования математических методов и моделей применительно к экономической...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «стахование...
Знания в области страхования необходимы для успешного прохождения производственной практики и освоения дисциплин Экономико-математические...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconМетодические указания по выполнению реферата по учебной дисциплине...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconДисциплины «математические методы в инженерных задачах» Кафедра математики Направление
Математические методы в инженерных задачах – это прикладная математическая дисциплина, в которой изучаются, способствующая развитию...
Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «экономико-математические методы» терентьев с. В iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 13 «Математические...
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 13«Математические и инструментальные методы экономики». – М.: Финансовый университет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск