Скачать 446.36 Kb.
|
Организация интегрированных мероприятий с детьми раннего возраста Тулун,2010г. Вступительное слово. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности. Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы, изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания. Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем “отношением”. Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: “Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?” У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение – первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. Важной формой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является занятие. Н.А.Ветлугина разработала такой тип занятий, как комплексные занятия, их характерный признак - объединение художественного материала занятий вокруг определенных тем. Другой тип занятий интегрированного характера - тематические занятия был разработан также Н.А.Ветлугиной. Элементы структуры тематических занятий подбираются в соответствии с темой, располагаются в определенной последовательности. Педагогическими исследованиями по проблеме интеграции в условиях дошкольного учреждения занимались Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, И.Л.Дзержинский, И.С.Карпинская, Е.Ф.Корой, О.Н.Радынова, Р.М.Чумичёва. Они уделяли внимание теоретическому обоснованию различных занятий интегрированного характера. Рассмотрим более подробно интегрированные занятия и их функции. Интегрированные занятия – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других), характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира. Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в той или другой образовательной области, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную. Исследователями И.Д.Зверевым и В.Н.Максимовой выделены и обобщены функции интеграции на уровне межпредметных связей (по классификации М.Н.Берулавы), однако, эти функции сохраняются и усиливаются и на уровне дидактического сектора: образовательная функция, воспитательная функция, развивающая функция. Образовательная функция интеграции заключается в совершенствовании содержания образования, формировании мировоззрения. Воспитательная функция интеграции предполагает гуманизацию, аксиологизацию, экологизацию содержания образования. Развивающая функция интеграции состоит в активизации познавательных процессов, в усилении взаимосвязи логического и образного в познании. Интегрированные занятия могут быть различными по способу конструирования содержания. В соответствии со способами интеграции можно выделить 6 видов интегрированных занятий:
Исследователи вычислили такой существенный элемент интеграции как интегрирующий фактор или системообразующее начало (В.С.Безрукова, О.Н.Кузнецова, К.Ю.Колесина, З.П.Беспалько, В.Т.Фоменко, Т.С.Комарова и др.). Интегрирующий фактор часто показывают интегратором, систематизатором, доминантом. Данные исследователи считают интегрирующий фактор единым основанием для объединения разнокачественного содержания, при этом необязательно, чтобы он был количественно преобладающим. Его характерная черта – общая, а степень и уровень образуемого интегрированного содержания могут быть различными. Таким образом, под интегрирующими факторами понимают такие компоненты содержания, которые обладают способностью быть включенными «в инородное» содержание, объединяться или сливаться с ним в системы более высокого порядка, не теряя в то же время специфики. Интеграция ведет к пересмотру целей, задач, методов работы и представляет практически неограниченные возможности комплексного подхода к обучению и развитию детей. По мнению многих авторов, интегрированные занятия обладают большим функциональным диапазоном. Они обеспечивают эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, обеспечивают формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, а также обеспечивают большую плотность содержания, способствуют развитию познавательной активности дошкольников. Наряду с этим интегрированные занятия стимулируют развитие познавательных интересов. Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности. Интегрированные занятия дают возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, на развитие наблюдательности и любознательности, для того чтобы вызвать интерес к новым знаниям. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интеграция дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях, особенно в работе с детьми раннего возраста.. Поэтому на занятиях и в совместной деятельности с малышами педагоги используют множество игровых приемов с целью стимулирования познавательных интересов. Вашему вниманию предлагается опыт работы педагогов города Тулуна Иркутской области, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, применяющих интегрированный тип организации детской деятельности. Руководитель ГМО «Работа с детьми раннего возраста» Л.А.Маркина, заместитель по ВМР детского сада «Теремок» МДОУ детского сада «Аленушка», воспитатель Ноговицына О.Н. Тема: «Гость из леса». Цель: Учить детей называть животного, выделять его характерные особенности. Формировать активный словарь: название животного, частей его тела, ввести в словарь прилагательные. Развивать умение отвечать на простые вопросы. Воспитывать доброе отношение, желание помочь зайке. Закреплять навыки и умения в рисовании тампонами с помощью тычка. Закреплять умение располагать изображение на всём листе. Материал: игрушка – зайка, тампоны, 1/2часть листа альбомного, гуашь. Словарная работа: мягкий, пушистый, белая шубка, серенная шубка, следы. Ход занятия. 1.Эмоциональный настрой. *Игровое упражнение: «Какие мы хорошие» (поглаживание себя по головке прямыми движениями, сами себя обнимаем). Цель: эмоциональный положительный настрой (что все послушные, добрые). 2.Включить магнитофонную запись. -Дети, что вы слышите? -Кто-то плачет? -А кто плачет? Давайте пойдём и посмотрим. Все вместе, воспитатель комментирует действия, за стулом нет, за шкафом, под столом. *Дети находят за шторкой. -Вот кто плакал. -Кто же это? -Давайте пожалеем его. Как пожалеть? (погладить, обнять, сказать «не плачь, зайка»). Давайте мы ему песенку споём «Маленький зайка». *Рассматривание зайки. -Погладьте зайку рукой. -Какой он? (мягкий, пушистый) Погладьте его пушистую шёрстку. -Что у зайчика есть? (глаза, уши, лапки, хвост). -А где живёт зайка? (в лесу). Значит он дикий или домашний животный? (дикое животное). -У зайки, каким цветом шубка? (белая) -В какое время года зайка белый? (зимой) -Почему? (ему легко спрятаться в снегу от лисы, волка) Правильно, зимой снег белый и зайка носит шубку белую, что бы он мог спрятаться от лисички в снегу, а когда приходит весна, зайка носит шубку серую. (Показ зайчик в серой шубке). *Игра на игровом панно. «Спрячь зайку». Цель: Соотнесение изображения к данному фону. -Что-то зайка загрустил. -Что сделать, чтобы зайку развеселить? Кто знает стишок про зайку. *Чтение стихотворения А. Л Барто «Игрушки» «Зайка». Посмотрите, зайке стишок понравился. -А ёще как можно развеселить? *П./игра «Зайка серенький сидит». Вот теперь зайка развеселился, веселый стал. Зайка, а почему ты плакал? -Что случилось? Ситуация: Дети, зайка мне на ушко шепнул, что он хочет домой в лес, а дорогу потерял. -Давайте, поможем зайке найти дорогу в лес. Воспитатель: Что нужно идти по следам и придёшь в лес. Дети, посмотрите, как идти по следам. *Показ рисования следов с помощью тампона. *Знакомство с новым материалом: палочка с тампоном. *Показ ритмичных движений на листе бумаге. Взять тампон, макнуть в гуашь и ставить след на листе бумаги снизу вверх. -Куда зайка пойдет по следам? (в лес) -Почему в лес? (там его дом, мама ждёт) а) Показ готового образца. б) Рисование поэтапно. *положить перед собой лист *индивидуально на своём листе пальчиком имитировать следы зайчика ритмичными движениями. *взять тампон *макнуть в гуашь *убрать лишнюю краску о край баночки * выполнение следов на листе бумаги в верх к лесу *следующий след выше первого в) Анализ детских работ. Молодцы, теперь зайка по следам найдёт дорогу до дома. 3.Итог: -Кто был у нас в гостях? (зайка) -Он где живёт? (в лесу) -Какую шубку он носит зимой, а весной? (белую - зимой, а весной серую) -Какую помощь мы оказали зайке? (помогли найти дорогу домой в лес) -Что рисовали? (следы) МДОУ детский сад «Антошка», воспитатель Савченко Т.И,1кв. категория Тема: «Вышла курочка гулять» (интегрированное мероприятие по сказке «Курочка Ряба») Программные задачи *познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и понимать сказку, сопровождаемую показом театра на фланелеграфе. *Закреплять умения правильно работать с изобразительным материалом, рисовать траву короткими штрихами, свободно располагать штрихи по всей поверхности листа. *Формировать познавательную активность *Обогащать словарный запас детей (пушистый, зеленая, много, одно, золотое, грустный, веселые) *Воспитывать культуру речи, отзывчивость, доброжелательность Материал: фигурки персонажей по сказке для театра на фланелеграфе, бумага большого формата с нарисованными цыплятами, зеленая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, спортивный шнурок длинной 1,5-2м., обручи, игрушка-кот, курочка, корзинка с яйцами, мольберт. Ход занятия. Воспитатель вносит в группу игрушку- кота. Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел. Кто это? Правильно, кот. Какой он? Большой пушистый. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Зубки белые, Глазки смелые, Выйдет котик из ворот- Всполошится весь народ. Станут котю в гости звать, Станут котю угощать. Давайте и мы позовем котика в гости. «Котик иди к нам!» А что у нас котик кушать? Правильно – молочко! Давайте угостим котика молочком (Дети имитируют угощение котика молочком из ладошек). Котик говорит вам спасибо за вкусное молочко и хочет вас порадовать, рассказать вам сказку. -Жили-были Дед да Баба (выставляет фигурки деда и бабы). И была у них, кто? (показывает фигурку курочки) Правильно – Курочка Ряба Снесла курочка яичко. Какое яичко? Не простое, а золотое? Дед бил - не разбил Баба била – не разбила. Бежала мимо, кто? (показывает фигурку мышки) Правильно - мышка Мышка хвостиком махнула И яичко подтолкнула, И яичко покатилось, Покатилось, покатилось, Покатилось и разбилось! Дед и Баба громко плачут, без яичка будем, значит, ну а курочка кудахчет. Вы не плачьте, не горюйте, я снесу яичко вам простое, ведь оно нужней, чем золотое. И снесу вам не одно – а много. П./игра « Вышла курочка гулять» Не послушались цыплята, разбежались кто куда, очень курочка огорчена. Давайте, дети поможем курочке собрать своих цыплят. Я иду, я иду, поднимаю ножки. Ой-ой-ой, посмотри, какая лужа Ой-ой-ой, посмотри, лужа то большая. (Ходьба между разложенными обручами) Молодцы, лужи обошли ноги не замочили. Сейчас нам надо пройти по узенькой тропинке. (Ходьба приставным шагом по спортивному шнуру) По тропинке мы идем, а куда незнаем сами. Идем осторожно! Не упадите, внизу глубокая яма. Дети, преодолев препятствия, подходят к мольберту. Посмотрите дети, кто это? Правильно – это цыплята. Убежали от мамы- курицы, а мы их нашли. Только почему-то они грустные. Кажется, я знаю почему. Травки то у них нет. Пищат жалобно, есть просят. Дети, хотите покормить цыплят травкой? (Дети отвечают) Мы сейчас нарисуем много травки, они сами поедят и маме отнесут. Какого цвета травка? Правильно – зеленого. Возьмите кисточки обмакните в зеленую краску, лишнюю краску снять о край посуды, приложить кисточку к бумаге и рисовать. Воспитатель напоминает детям какого цвета травка, хвалит детей за аккуратность и за то, что они нарисовали много травки и цыплята теперь будут сытые и веселые. Сюрпризный момент: воспитатель держит в руках игрушечную курочку, с корзинкой. В корзинке яйца от киндер – сюрприза (в каждом конфетка). От имени курочки воспитатель говорит детям спасибо, за то, что они нашли ее не послушных деток и хочет угостить за это детей своими яичками - хоть они не золотые, но и вовсе не простые, много- много нанесла, очень будут рады Дед и Баба. МДОУ детский сад «Теремок», воспитатель Набаева И.И., 1 к/категория Воспитательное мероприятие на тему: «Веселые шары» Методическая цель: разнообразие приемов для формирования мотивации к познавательной деятельности и развитие творческих способностей, через интеграцию. Программное содержание: 1. Обучающая : учить детей технологии рисования на воздушных шарах. Закреплять знания детей о свойствах воздуха и ролью воздуха в жизни человека. 2. Развивающая: Развитие творческих способностей на основе психических процессов: воображения, логического мышления. 3. Воспитывающая: Формирование коммуникативных навыков: общение друг с другом. Создание эмоционального настроения. Комплексно – методическое обеспечение: магнитофон, ширма, столы, стульчики, розетки с мыльным раствором, трубочки на каждого ребенка для опыта, «шарик-лошарик», воздушный шар с конфетами, большой воздушный шар с лентой, волшебная палочка для Феи, костюм Феи: накидка, корона, костюм для художника, воздушные шары, гуашь, кисточка для каждого ребенка. Оформление стены: плоскостные воздушные шары («мальчики и девочки»). Ход. Дети входят в зал под музыку, встречает «Фея» (воспитатель в костюме). Фея: -Добрый день, ребята! Посмотрите, как зал украсили воздушные шары. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей). Правильно, для радости и хорошего настроения, а еще они нужны для удивительных путешествий, ведь на воздушных шарах можно летать. Я сегодня предлагаю отправиться в путешествие к художнику. А на чем, отгадайте загадку: «Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка, и улетел за облака. (воздушный шар) - У меня есть большой воздушный шар. Беремся за ленту, встаем друг за другом и полетели. (обходим по залу под звуки космической музыки). - Ой, посмотрите, кто нас встречает? (игрушка «шарик-лошарик» висит на ширме). - Это «шарик –лошарик». Дотронусь волшебной палочкой и «лошарик» оживет. «Шарик-лошарик» (воспитатель за ширмой): - Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на праздник мыльных пузырей. Но попасть на этот праздник не так –то просто: воздушные шары, старшие братья Мыльных пузырей, загадают вам загадки, а вы отгадайте. Выбирайте, какого цвета воздушный шар вам нравится (Фея помогает детям). Фея дотрагивается «волшебной палочкой» до выбранного ребенком шарика и зачитывает загадку, написанную на карточке соответствующего цвета шарика.
«Шарик-лошарик»: -Сколько у вас фантазии! Вы отгадали все мои загадки. Теперь вы поняли, что круг- это необычная фигура и узнали, сколько есть предметов похожих на круг. Фея. – Я вас приглашаю поиграть в игру «Пузырь». «Шарик-лошарик». –Поиграли вы на славу, теперь вам можно на праздник Мыльных пузырей отправляться. (дети садятся на стульчики). Фея показывает, как надувать мыльные пузыри: «Трубочку простую сейчас возьму я в рот. Потом слегка подую, и вот выходит нежный , тонкий, раскрашенный пузырь». Пора и хозяевам праздника Мыльным пузырям явиться, произнесем волшебное заклинание «Биль, буль, баль» Фея вносит чашу с «волшебным» мыльным раствором и стакан с трубочками на каждого ребенка. Дети пускают мыльные пузыри под музыку. Фея. – «Осторожно –пузыри, ой – какие, Ой! смотрите! Раздуваются, блестят, отрываются, летят. Вот со сливу! Вот с орех! Вот не лопнул дольше всех!» Дети садятся на стульчики. Фея подводит итог: -Почему надувались пузыри? (мы вдували в них воздух). Почему пузыри были большие и маленькие? (зависит от воздуха). - Вы познакомились с «шариком-лошариком», подружились с мыльными пузырями, но нам пора продолжать свое путешествие к волшебному художнику. Попрощаемся с «шариком-лошариком», беремся за ленту и полетели. (Подходят к мольберту, за которым сидит художник педагог по ИЗО, в костюме). Художник.- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я волшебный художник, приглашаю вас в свою мастерскую. Я очень люблю рисовать. А вы, любите рисовать? Художник. – У меня есть рисунок, да и еще он летает. Посмотрите, какой он раскрашенный: вот птичка, солнце, бабочка. У меня есть много воздушных шаров, но они не веселые, потому что не раскрашены. Давайте их развеселим. Расскажите стихи о шариках.
В небо, где сияет радуги узор. 2. Хочет шарик с быстрым ветерком играть. Хочет он, как птица высоко летать. 3.Шар воздушный, шар воздушный Вырывается из рук, непослушный, непослушный К потолку взлетает вдруг. 4. Несут на длинных нитках с веселою улыбкой Ребята во дворы воздушные шары.
Летят по небу шарики, блестят и шелестят. Художник. – Дружные вы ребята! Я вам предлагаю станцевать танец. Послушайте, как нужно танцевать. Встают двое детей с зажатыми между ладонями воздушным шариком и танцуют под музыку, можно приседать, бегать, не уронив шарика. Мы развеселили шары, а сейчас я приглашаю вас раскрасить их красками. Нарисуем солнце, цветы, все, что вам нравится и хочется рисовать. (Дети рисуют красками на шарах) - Эти веселые шары я вам дарю. А это вам волшебный шарик-сюрприз. До свидания! Фея.- Спасибо художнику. Сейчас каждый полетит на своем красивом шарике. (прилетели) - Понравилось вам путешествие? - Посмотрим, что это за шарик-сюрприз. (протыкают шарик из него падают конфеты). Конспект интегрированной деятельности по художественной литературе и лепке в 1 младшей группе. |