Слайд презентации
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Слайд №1
время экспозиции:00:10
| Объявление темы урока учащимся.
|
|
Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала.
|
Слайд №2
Время работы по слайду:00:20
| Вопросы на слайде- по очереди.
-Когда и как начались времена Древней Руси?
-Что такое государство?
-Как на карте отличить одно государство от другого?
|
Ответы учащихся на вопрос. Возможно использование учебника (тема 5)
Ответы учащихся , при затруднении можно обратить ребят к словарю. Ответы учащихся.( Цвет территории государства, граница –линия)
|
Слайд №3
Время работы по слайду: 00:10
| -Вспомните, чем отличался внешний вид древнерусского города от села, деревни?
|
|
Слайд №4
Время работы по слайду: 00:15
| -Картины изображения древних русских городов вам помогут ответить на вопрос.
|
|
Слайд №5
Время работы по слайду: 00:20
|
Надпись на слайде.
-Город окружен стенами, каменные храмы, много домов, плотная застройка деревянными домами.
| -Городские стены, храмы каменные, много домов, плотная застройка, деревянные дома…
|
Создание проблемной ситуации.
|
Слайд №6
Время работы со слайдом:00:25
| -Какие памятники культуры могли остаться от времен Древней Руси?
После ответов детей показать рисунки на слайде. При затруднении в ответе-показать до ответов детей.
| -Посуда, оружие, книги, украшения, иконы…
|
Слайд №7
Время работы по слайду: 00:15
| Первая запись на слайде: От времен древней Руси могло остаться много памятников культуры
-Осматривая сегодня Муром, Рязань, Владимир и другие древние города , мы не увидим в них ни одного старинного жилого дома, лишь кое-где сохранившиеся храмы и остатки крепостных стен. До нас также почти не дошло ни ремесленных изделий, ни книг, ни дорогих украшений той поры.
Вторая запись на слайде:
От времен Древней Руси памятников культуры осталось очень мало.
|
|
Слайд №8
Время работы со слайдом: 00:20
| -Какое вы заметили противоречие?
На слайде:?!
-Какой возникает вопрос?
Запись на слайде: Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времен Древней Руси?
|
--Памятников культуры должно было остаться много, а осталось мало.
|
Актуализация знаний, версии детей для решения проблемы.
|
Слайд №9
Время работы со слайдом: 00:25
| - Давайте заполним таблицу: « Исчезновение памятников древней культуры»
Записи на слайде возникают поэтапно.
| Ученики предлагают свои версии ответов. Возможно, кто-то из них скажет, многие постройки выгорели во время пожаров, так как были деревянными. Возможны ответы: сгорели от молнии, захватчики..
|
Слайд №10
Время работы со слайдом: 00:15
| -Наш урок называется «Слово о погибели русской земли». Можно ли набеги половцев и события на северо-западе Руси назвать «погибелью»?
-Посмотрите на «реку времени». Что случилось с Древней Русью?Какое событие произошло в 13 веке?
-Русь не справилась с Батыевом нашествием, это видно по тому, как круто изменила «река» направление, хотя до этого Русь успешно справлялась с другими врагами.
|
-Скорее всего, нет, так как завоевания государства не было.
-Батыево нашествие.
|
Слайд №11
Время работы со слайдом: 00:25
| -Возможно, какие-то беды ослабили Русь?
Заполнение таблицы на слайде.
|
|
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
|
Слайд №12
Время работы со слайдом: 00:10
| Организация работы в парах постоянного состава.
- Поработайте в парах. Первый в паре открывает учебник на странице 30, второй- на странице 43. Задание: докажите, что Русь была государством.
| Учащиеся работают в парах над заданием.
- Мы видим единую территорию, закрашенную одним цветом, есть границы, столица.
- Государство разделилось на несколько разных. Много цветов, значит много государств.
|
Слайд №13
Время работы со слайдом: 00:15
| Учитель еще раз обращает внимание детей на разницу на картах.
|
|
Слайд №14
Время работы со слайдом: 00:15
| - Единое государство распалось на несколько отдельных княжеств. У каждого княжества своя столица, свое правительство, своя армия.
|
|
Слайд №15
Время работы со слайдом: 00:10
| - Это время в 1185 году описал неизвестный автор. Назвал он свой труд «Слово о полку Игореве». Вы видите страницу из этой книги.
|
|
Слайд №16
Время работы со слайдом: 00:25
| - Послушайте как начинается она.
|
|
Слайд №17
Время работы со слайдом: 00:10
| - Таким художники увидели героя этого произведения. Князя Игоря Святославича.
|
|
Слайд №18
Время работы со слайдом: 00:10
| Заполнение таблицы на слайде.
| Ответы детей на вопрос таблицы.
|
Слайд №19
Время работы со слайдом: 00:05
|
| Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.
|
Слайд №20
Время работы со слайдом: 00:20
| -Посмотрите на карту. Что обозначают стрелки на карте? Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель? -Проверьте свое предположение по тексту учебника с.45-47.
| -Нападение монголов. -Золотая Орда. Ученики читают текст. Подтверждают, что на землях России образовалось государство Золотая Орда.
|
Слайд №21
Время работы со слайдом: 00:30
| Рассказ учителя о Чингисхане.
|
|
Слайд №22
Время работы со слайдом: 00:20
| Рассказ об армии Чингисхана.
|
|
Слайд №23
Время работы со слайдом: 00:05
| Рассказ об армии Чингисхана.
|
|
Слайд №24
Время работы со слайдом: 00:20
| Рассказ о внуке Чингисхана – хане Батые.
|
|
Слайд №25
Время работы со слайдом: 00:15
| Рассказ о завоевании Русской земли.
|
|
Слайд №26
Время работы со слайдом: 00:15
| Рассказ о штурме Владимира.
|
|
Слайд №27
Время работы со слайдом: 00:30
| -Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду.
| -Продукты питания, изделия ремесленников и ювелиров, добыча охотников, рыболовов.
|
Слайд №28
Время работы со слайдом: 00:15
| Заполнение таблицы на слайде.
|
|
Слайд №29
Время работы со слайдом: 00:15
| -Куда пропали лучшие ткани, изделия ремесленников и ювелиров?
Заполнение таблицы на слайде.
Подведение итога заполнения таблицы.
|
|
Выражение решения проблемы.
|
Слайд №30
Время работы со слайдом: 00:15
| -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Прочитайте его еще раз. Обсудите в группах ответ на этот вопрос.
| Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы.
|
Слайд №31
Время работы со слайдом: 00:15
| - Вывод, ответ на наш вопрос.
|
|
Применение нового знания.
|
Слайд №32
Время работы со слайдом: 00:05
| -Выполните задание в рабочей тетради. С.16, №3.
|
|
Слайд №33
Время работы со слайдом: 00:50
| -Проверьте себя.
| Самостоятельное выполнение задания.
|
Итог урока.
|
| - Вот список использованных источников
|
|
Слайд №35
Время работы со слайдом: 00:05
| -Оцените свою работу на уроке. Что вам показалось трудным, непонятным? Что, на ваш взгляд, было интересным?
|
|
Домашнее задание.
|
| -Выполните любое задание в рабочей тетради к теме 8.
|
|