План-конспект занятия по теме «Работа в слоях. Создание фотоколлажа «Старая фотография»» Разработала: Голобородько Марина Леонидовна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ Возраст детей: 13-15 лет
Продолжительность занятия: 90 (45+45) мин. с перерывом 10 мин Цель занятия – применить эти знания, полученные на предыдущих уроках для создания фотоколлажа средствами программы Adobe Photoshop.
Задачи:
- обучающие:
создать условия для приобретения практических навыков при работе со слоями Adobe Photoshop;
дать знания по истории фотоколлажа как о направлении искусства;
познакомить с творчеством художников работавших в технике коллажа;.
познакомить с приемом создания фотоколлажа;
- развивающие:
формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира;
развитие творческого подхода в освоении программного продукта;
развитее логического мышления путем постановки проблемы;
- воспитательные:
развитие внимательности, аккуратности;
формирование умения работать самостоятельно;
формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.
Обучающиеся должны знать основные понятия:
инструменты выделения областей объекта; инструменты редактора (кисть, палитра цветов, градиент); работа со слоями (новый слой, разблокировать, маска слоя, объединение, имя); размер изображения и размер холста, поворот холста; форматы файлов изображений (*.psd; *.jpg); форматы файлов кистей *.abr; режимы работы с изображением (серый, RGB, CMYK. );
Обучающиеся должны уметь:
открыть необходимые файлы; настраивать градиент; работать со слоями (создать новый слой, переместить, разблокировать, создать маску слоя, объединить слои, задавать имя слоя); отредактировать изображение в слое; открыть необходимые файлы; загрузить кисти; сохранить полученное изображение в различных форматах (*.psd; *.jpg)
Оборудование и наглядные пособия: компьютеры подключенные к сети Internet, программа для обработки растровых изображений Аdоbе Photoshop; файлы для упражнения в папках "Старая фотография-1" и "Старая фотография-2", работы учащихся прошлых лет, видеоурок "Старая фотография", фотобумага бумага Lomond матовая, струйные принтеры. Форма занятия: беседа и практическая работа.
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, закрепление изученного материала План занятия:
№
| Этап
| Мин
| Методические приемы, используемые на данном этапе урока
| 1
| Организационный момент,
Вводная часть
| 10
| Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Показ презентации, видеомтериала
| 2
| Просмотр видеоурока
| 10
| 3
| “Создание фотоколлажа” №1
| 25
| Выполнение работы по алгоритму.
| 4
| “Создание фотоколлажа”
| 35
| Самостоятельная работа.
| 5
| Подведение итогов урока
| 10
| Коллективный анализ
| Через 15-20 минут работы за компьютером проводится разминка для глаз и кистей рук.
|
Ход занятия
Педагог:
| Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем занятии"!
|
| Организационный момент
|
| Педагог:
| Сегодня мы продолжим с вами работать в программе Adobe Photoshop
Ранее вы уже: познакомились с понятием "слой";
знаете способы создания нового слоя, и копирования существующего;
умеете изменить порядок слоев, переименовать слой и многое другое.
Все эти знания и навыки пригодятся вам на сегодняшнем занятии.
Цель нашего занятия применить эти знания, полученные на предыдущих уроках для создания фотоколлажа средствами программы Adobe Photoshop.
| Приложение 1
слайд 1
| Вводная часть - Из истории фотоколлажа
|
| Педагог:
| Слово "фотоколлаж" состоит из двух слов "фото" и "коллаж". Что означает "фото" вы знаете.
| слайд 2
| Попробуем ответить на вопрос Что означает слово КОЛЛАЖ?
| Обучающиеся
| высказывают свои версии
| Педагог:
| Посмотрим, что нам ответит на этот вопрос Internet. Найдите как объясняет это слово ВикипедиЯ?
| поиск информации в Internet
| Обучающиеся
| читают определение;
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
| слайд 3
|
Педагог
| Это определение можно сформулировать немного короче;
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, когда целое создается из фрагментарного.
| слайд 4
| Когда зародилось искусство коллажа – точно не известно.
Самые ранние примеры бумажного коллажа являются работой каллиграфов японцев двенадцатого столетия. Они создавали поверхности свитков, склеивая частицы бумаги и ткани, получая фон для мазков к поэмам.
| слайд 5
| Художники в средневековые времена, начинающиеся в тринадцатом столетии, часто сочетали в религиозных изображениях разные материалы: с драгоценными камнями, изящными волокнами, реликвиями и драгоценными металлами.
| слайд 6
| Первое официальное упоминание о коллаже относится к началу двадцатого века (Пабло Пикассо, создавая в 1912 году свои «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива», использовал технику коллажа).
| Слайд 7
| Отцом русского коллажа считают Александра Лентулова (панно «Москва» и «Василий Блаженный»). Многие русские художники увлеклись коллажом, применяя в своих работах различные материалы – клеенку, фольгу, цветную бумагу, обои, папиросную бумагу и так далее.
| Слайд 8
| Техника коллажа породила ряд новых направлений. Одним таким новым направлением и является фотоколлаж или фотомонтаж.
Фотомонтаж (фотоколлаж) – это особый жанр искусства, сочетающий творчество фотографа и художника. Фотомонтаж подразумевает создание изображения, совмещая технические приёмы фотографии и графики.
| Слайд 9
| Фотомонтаж зародился почти одновременно с изобретением фотографии – почти сто пятьдесят лет назад. Первые шаги в создании фотоколлажа в 1843 году предприняли англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, которые сделали 470 портретов и скомпилировали их в одну картину под названием "Заседание Свободной церкви в Шотландии".
| Слайд 10
| В нашу страну фотоколлаж пришел в двадцатые годы прошлого столетия, когда творили художники-конструктивисты Александр Родченко, Эль Лисицкий и другие.
Фотоколлаж, по их мнению, был «понятным языком советского революционного искусства». Художники использовали приемы фотомонтажа для создания агитационных плакатов, книжных иллюстраций, листовок.
Восьмидесятые годы двадцатого века - период зарождения цветных фотомонтажей. Их изготовление было очень трудоёмкой работой.
| Слайды 11, 12
| Сегодня создание фотоколлажа упрощено. Благодаря современной технике и цифровой фотографии работа занимает гораздо меньше времени, чем тридцать лет назад. Но, не смотря на мнимую простоту, коллаж – это по-прежнему высокое искусство, способное покорить сердца почитателей прекрасного.
| Слайды 13, 14, 15
|
Основная часть
|
| Педагог
| Сегодня мы создадим фотоколлаж с названием "Старая фотография"
Обычно, мы применяем графический редактор для устранения недостатков на фотография, а сегодня будем из современной фотографии делать имитацию старинной фотографии.
|
|
| Посмотрите видеоурок по созданию фотоколлажа "Старая фотография".
|
| Просмотр видеоурока
| приложение 2
| Педагог
| Понравилась ли вам полученная фотография?
|
| Обучающиеся
| делятся своим мнением
|
| Педагог
| Итак, попробуем сделать аналогичную работу вместе.
Все, что нужно нам для работы находится в папке "Старая фотография-1"на рабочем столе.
В папках находятся набор кистей для Photoshop, изображение старой книги и фотография.
| приложение 3
| Выполнение работы по алгоритму
|
|
| Приступаем к работе.
Алгоритм выполнения работы.
1. Запускаем программу Adobe Photoshop
2. Открываем файл "Новодевичий монастырь" из папки "Старая фотография"
3. Открываем файл "fon-1"
4. Перемещаем "fon-1" на фотографию.
5. Разблокируем слой с фото.
6. Поменяем слои местами
7. Переводим фотографию в сепию и тонируем ее.
8. Создаем маску для слоя с фото и делаем ее активной.
9. Открываем меню "Градиент", выбираем черно-белый и устанавливаем режим заливки "замена темным"
10. Заходим в маску слоя
11. Стираем при помощи градиента края фотографии движениями от краев к центру.
12. Обрабатываем центр фотографии мягкой кистью с прозрачностью 8-20.
13. Переходим из маски в фото.
14. Уменьшаем контрастность фотографии и делаем ее чуть-чуть темнее.
15. Объединяем фото с подложкой.
16. Добавляем царапины.
1. Загружаем кисти из папки на рабочем столе
2. Создаем новый слой, присваиваем ему имя "царапина-1"
3. Выбрав кисть и цвет ставим царапину.
4. Придаем царапине нужный размер и положение используя инструменты "перемещение" и "изменение размера"
5. Повторяем шаги 2-4 для желаемого количества царапин присваивая новым слоям последовательные имена "царапина-2….n" .
17. Объединяем все слои "царапина-n"
18. Открываем стиль слоя и придаем ему объем, выбрав опцию "тиснение"
19. Объединяем слои.
20. Затемняем края фотографии с помощью инструмента
21. Сохраняем файл как Старая фотография_Фамилия в фрмате *.GPG
22. Выводим работу на печать (установки печати: формат бумаги A5, качество печати ФОТО, с полями, бумага матовая.
| Работа за компьютером по под руководством педагогом
| Педагог
| Все молодцы, справились с заданием!
Теперь можете выйти из кабинета и отдохнуть.
|
| Вторая часть занятия
| Педагог
| Во второй части нашего занятия вы должны выполнить работу самостоятельно.
|
| Для этого на ваших рабочих столах находится папка "Старая фотография-2"
| Приложение 4
| В ней находится несколько вариантов фотографий, несколько вариантов фонов и несколько вариантов кистей. С каким изображением выбудете работать, какую подложку и кисти вы будете использовать зависит от вашего выбора. В качестве редактируемого изображения можно использовать фотографии из вашего архива. Распечатать свои работы вы должны в 2-х экземплярах. Приступайте. Удачи!
|
| Самостоятельное выполнение фотоколлажа
| Работа за компьютером
| Подведение итогов
|
| Коллективный анализ выполненных работ по окончании выполнения задания
| Просмотр работ на большом экране
| Педагог
| Понравилось ли вам занятие?
|
| Обучающиеся
| высказывают мнение
| Педагог
| Заинтересовала ли Вас техника фотоколлажа ?
| Обучающиеся
| высказывают мнение
| Педагог
| Что вызвало затруднение?
| Обучающиеся
| высказывают мнение
| Педагог
| Как вы думаете, можно ли использовать для создания "Старой фотографии" любое изображение?
| Обучающиеся
| высказывают мнение
| Педагог
| На этом мы с вами заканчиваем наше занятие, а на следующем продолжим осваивать Photoshop
о свидания.
|
|
Для урока использованы материалы сайтов
www.kronos-elena.ya.ru - сайт Елены Кронос "Спасибо тебе"
www.diafoto.info - сайт студии Студия ДиаФото
ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия
www.fotokollage.ru - сайт Дизайн студии "Вдохновение" |