Скачать 80.04 Kb.
|
План-конспект урока-закрепления. Тема урока: «Знакомство с графическим редактором Paint. Создание и редактирование рисунка». Тип урока: урок закрепления знаний и способа действий. Цель урока:
Форма урока: классно-урочная. Оборудование и наглядности: доска, компьютер, проектор, таблицы, учебники, презентации, конспекты. Структура урока:
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, раскрывает общую цель урока и план его проведения.
Учитель говорит учащиеся, что на прошлом уроке они начали знакомиться с прикладным программным обеспечением, с его самой простой и доступной прикладной программой — графическим редактором. Учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу: «Что такое графический редактор?»; «Какие примеры использования компьютерной графики вы знаете?»; «Как используются правая и левая кнопки мыши в рисовании?»; «Как выбрать инструмент в среде графического редактора?»; «Как можно узнать, какой из инструментов выбран?». Учитель продолжает. Как вы знаете Paint – это довольно простой графический редактор, но есть ли у него сходство с другими графическими редакторами. «Кто может рассказать о сходстве графических редакторов?». Запустите графический редактор Paint — и в стандартном окне Windows перед вами возникнет интерфейс этой программы. «Что вы видите на экране?». Заголовок Строка меню Панель Инструменты Панель Настройка инструментов Координаты текущего положения указателя мыши Окно регулировки размеров рисунка Строка подсказки Панель Палитра Ластик/Цветной ластик Заливка Карандаш Кисть Распылитель Рис.1. Общий вид окна графического редактора Paint Рис.2. Расположение инструментов на панели Инструменты
Учитель говорит учащимся, что на сегодняшнем уроке они продолжат изучение графического редактора Paint. Представьте, что вы в кабине лунохода и вам предстоит взять пробы лунного грунта, не выходя из кабины. Для этого придется управлять механической рукой-манипулятором, глядя на экран монитора. Примерно в такой же ситуации вы окажетесь, когда попытаетесь с помощью манипулятора-мыши рисовать на экранном холсте. Эта работа требует некоторого навыка, так что не пугайтесь, если поначалу ваши рисунки будут далеки от совершенства. Чтобы поучиться, выберем самые простые и привычные инструменты, которые знакомы нам с детства и всегда под рукой у любого художника-оформителя: Карандаш, Ластик, Кисть, Распылитель, баночку с тушью(ей в среде графического редактора соответствует инструмент Заливка). Для начала выберем Карандаш. Обратите внимание: указатель мыши превратился в карандашик. Наступает самое интересное — пора рисовать! Это можно сделать, перемещая мышь с нажатой кнопкой по рабочему полю. Задание №1: Нарисуйте несколько карандашных линий разной толщины и цвета, замкнутые и незамкнутые. Попытайтесь изобразить что-нибудь привычное: буквы, цветок, кораблик, грузовик... Чтобы раскрасить рисунок, вам не придется водить тонким карандашом, как это делается при рисовании на бумаге. Во всех графических редакторах для этого существует специальный инструмент Заливка. В разных графических редакторах его пиктограмма похожа либо на наклоненную банку с выливающейся краской, либо на валик для окрашивания. С помощью этого инструмента площадь замкнутого участка, на который указывает мышь, заливается до ближайших границ основным или фоновым цветом (в зависимости от того, какую кнопку мыши нажать). Границей для разливающейся краски станет непрерывная линия или край участка, закрашенного в другой цвет. Если граница фигуры не является непрерывной, указанным цветом будут заполнены все другие области рисунка (краска как будто бы «выльется» через эту щель). А как вы думаете, что нужно делать, если закрашиваемая поверхность небольшая? (Если закрашиваемая поверхность небольшая, то целиться надо точнее, и не банкой, а кончиком льющейся краски). Задание №2: Выберите цвет на панели Палитра, затем выберите инструмент Заливка. Найдите на рисунке замкнутые области и залейте их краской выбранного цвета. Старайтесь заливать небольшие области. Что произойдет, если залить область, не имеющую замкнутой границы? Задание №3: На панели Палитра выберите щелчком левой кнопки мыши основной цвет, щелчком правой — цвет фона. Залейте замкнутую область, щелкнув левой кнопкой мыши, затем повторите это действие при помощи правой кнопки. Что получилось? Инструмент Распылитель позволяет разбрызгивать краску капельками. Инструмент Кисть является аналогом набора плакатных перьев. Задание №4: Исследуйте возможности инструментов Распылитель, Кисть. При создании любого документа, в том числе и графического, часто появляется необходимость внести в него изменения: заменить один объект другим, удалить ненужный элемент и т. д. Этот процесс называется редактированием. Художник, когда ему нужно исправить рисунок, обычно берет резинку. Такой инструмент есть и в любом графическом редакторе. Найдите его на панели Инструменты. Ластик действует так же, как и реальная резинка. Чтобы стереть неудачный штрих, надо водить по нему указателем-резинкой, удерживая при этом левую кнопку мыши. Пока кнопка нажата — резинка стирает. На панели Настройка инструментов можно выбрать Ластик подходящего размера. Стирание — не единственный способ удалить ненужный объект на рисунке. Вы, конечно, успели заметить, что, в отличие от обыкновенных, компьютерные краски непрозрачны и не смешиваются друг с другом. Поэтому смело рисуйте по неудачному фрагменту или лейте краску другого цвета. Все, что останется под новым слоем, исчезнет. Задание №5: Выберите инструмент Ластик/Цветной ластик. Обратите внимание на панель Настройка инструментов. Сотрите пробные изображения. Что при этом происходит с фоном, если цвет фона не белый? Попробуйте стирать с нажатой правой или левой кнопкой мыши. Какие цвета стирает правая кнопка, а какие — левая? Влияют ли манипуляции с ластиком на фон? Теперь рассмотрим ситуацию, когда случилось что-то непредвиденное, с чем трудно справиться при помощи резинки? Например, мы провели линию поверх рисунка, но вышло не очень удачно. Если теперь начать ее стирать, то сотрется все, что попадет «под резинку». В графических редакторах для таких ситуаций предусмотрен режим отмены, позволяющий вернуться назад на несколько шагов (в редакторе Paint — от одного до трех). Этот чудо-режим выбирается в меню Правка командой Отменить. Найдите в верхней части экрана заголовок меню Правка. Содержимое этого меню сейчас невидимо. Чтобы оно открылось для обозрения, достаточно навести на него указатель мыши и щелкнуть левой кнопкой. Команда Отменить всегда стоит первой в этом меню. Чтобы ее выбрать, перемещайте мышь, пока команда не выделится. Теперь щелкните кнопкой. Команда Отменить должна стать первым помощником в вашей работе. Потому что гораздо легче отменить неудачный шаг, чем пытаться его исправить. Задание №6: Проведите несколько экспериментов с отменой последних шагов. Что происходит на экране при выборе команды Отменить?
Теперь для закрепления изученного материала попробуем сделать несколько заданий. С помощью этих заданий вы можете научиться самым простым навыкам работы в редакторе Paint, а так же получить рисунок, который вы сами захотите нарисовать. Ну, что начнем. Теперь можно приступать к созданию первого «шедевра». Попробуем нарисовать контуры пейзажа: линию горизонта, ствол и крону дерева, лучистое солнце, дом или что-либо другое (рис. 2). Попробуем закрасить наш контурный рисунок: небо пусть будет голубым, трава — салатной, древесная крона — зеленой... Получилось? Наверняка не у всех! Придется поработать над редактированием рисунка с помощью ластика и команды Отменить. Когда рисунок готов, жаль с ним расставаться. Экранный рисунок так хорош, а краски такие сочные!.. Неужели его не увидит никто, кроме сидящих за соседними компьютерами одноклассников? Не печальтесь! Компьютерный рисунок тем и отличается от реального, что его можно не только сохранить, но и получить с него множество копий. Для этого в графических редакторах предусмотрена возможность сохранения и печати рисунка. Мы можем записать свой рисунок на диск, считать сохраненный ранее рисунок, распечатать его на принтере сколько угодно раз. Но об этом нам предстоит поговорить позже, когда мы освоим работу в редакторе достаточно хорошо и научимся создавать настоящие «шедевры». Для выхода из программы графического редактора следует найти команду Выход. Подумайте, где находится эта команда? (Команда Выход всегда находится в меню Файл на последнем месте). При выборе этой команды появляется особое окно с кнопками. Сегодня мы пока не будем сохранять эти рисунки, поэтому нажмем кнопку Нет. 5) Этап контроля и самоконтроля (5 минут). Учитель говорит, что учащиеся могут проверить знания, приобретённые на уроке, с помощью самостоятельной работы. Задание 1 (страница 120): С помощью изученных инструментов нарисуйте праздничную открытку. 6) Этап коррекции (3 минуты). Учитель говорит, что урок подходит к концу и сейчас учащиеся могут задать вопросы по изученной теме. 7) Информация о домашнем задании (3 минуты). Учитель объясняет учащимся то, что они должны сделать дома: 1) Прочитать в учебнике тему «Знакомство с графическим редактором. Создание и редактирование рисунка» на странице 112. 2) Ответить на контрольные вопросы после темы на странице 120. 3) Сделать задания 2 и 3 из самостоятельной работы на странице 120. 9) Подведение итогов урока (2 минуты). Учитель выставляет оценки за работу на уроке в классный журнал, просит дежурных проверить чисто ли в кабинете и вытереть доску. После этого учитель прощается с учащимися. |