Скачать 163.22 Kb.
|
Приложение 1 Заявка На участие в конкурсе проектов «Школа будущего вместе с Intel-2011» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России Гор. Северодвинск, школа № 15 Данные об организации-заявителе Название учреждения образования: государственное образовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» Адрес: 164500, Архангельская область, Г. Северодвинск, ул. Труда, д.25 ФИО директора: Садикова Таисия Евгеньевна Электронная почта: spezschool15@yandex.ru Телефон: (8184)53- 44- 28 Факс: (8184) 50-11-08 Руководитель проекта ФИО: Гудина Светлана Владимировна Должность: учитель Электронная почта: svetlana96566@mail.ru Телефон:+79626624946 Данные проекта: Название проекта: С InteL мечты сбываются Целевая группа (укажите класс или классы, предмет(ы), которые относятся к проекту): В реализации проекта будут участвовать: 6- 7классы – социально- бытовая ориентировка; 8-9 классы - география; Краткое описание проекта (не более 100 слов) Внедрение новых информационных технологий в специальную (коррекционную) школу – процесс длительный и весьма трудоемкий. Сложность состоит не только в поиске способов обучить педагогов, но и приспособлении информационной среды к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Современная коррекционная школа должна развивать и искать новые подходы формирования и развития ИКТ - компетентности учителя, адекватные стремительно развивающимся технологиям с учетом своей дефектологической направленности. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными учебными программами. У учителей возникает необходимость в разработке несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендациях по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с ОВЗ. Реализация проекта будет осуществляться по следующим направлениям: повышение ИКТ компетентности педагогов по созданию учебных мультимедийных презентаций для обучения учащихся с ОВЗ, а также повышение усвоения предметов СБО и географии посредством ИКТ. Внедрение образовательной среды «1 ученик:1 компьютер» на уроках СБО и географии в коррекционной школе VIII вида будет способствовать активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможности работы с наглядным материалом, коррекции недостатков развития. Полное описание проекта (не более 7-8 страниц текста, включая рисунки, графики и таблицы)
Цель: Создать условия для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ через внедрение модели «1 ученик:1 компьютер на занятиях СБО и географии. Задачи проекта:
Большое внимание к проблемам детей с ОВЗ вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Дети с особыми образовательными потребностями - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Сегодня нужны педагоги, в полной мере владеющие не только психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, но и активно применяющие современные информационно-коммуникативные технологии, при правильном использовании которых повышается обучаемость детей с ограниченными возможностями здоровья. Название нашего проекта « С InteL мечты сбываются » неслучайно. В школе было проведено учителями анкетирование «Твое отношение к компьютеру». Результаты показали, что каждый ребенок мечтает иметь свой компьютер, но, к сожалению, из 115 человек компьютер дома имеют всего лишь 13 человек. Объясняется это тем, что многие наши учащиеся из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. К, сожалению и техническое оснащение нашего учреждения далеко от создания единого информационного пространства: в школе нет компьютерного класса, единичные устаревшие компьютеры есть в отдельных кабинетах для учителей и в кабинетах узких специалистов. Поэтому персональный компьютер в школе вызывает интерес у учащихся. Особенности восприятия учащихся с ОВЗ требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит персональный компьютер. Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нем служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше. Использование компьютера позволяет учащимся с ОВЗ в некоторой степени самостоятельно оценить правильность выполнения задач. Теперь не педагог решает правильно или нет, действует учащийся, а он сам на мониторе видит результат своих действий. Применение в работе с учащимися с ОВЗ персонального компьютера предоставляет возможность изменить в положительную сторону содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, развитию познавательных способностей учащихся, улучшению организации учебного процесса. Реализация проекта будет осуществляться по следующим направлениям:
Применение компьютерных технологий в работе дает учителю целый ряд преимуществ: - значительно повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности учащегося во время занятия; - компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на учащегося; - решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий) В то же время, внедрение в практику информационных технологий требует от учителя соответствия следующим критериям: - владения технической стороной процесса, наличие достаточного уровня пользования компьютером; - знания санитарно- гигиенических норм, обеспечивающих безопасную работу учащегося на компьютере; - умения ориентироваться в многообразии современных компьютерных обучающих программ, способности оценить программу с точки зрения этики, качества мультипликации, адекватности содержания и применения методик для учащихся с ОВЗ; Для того чтобы каждый учитель соответствовал данным критериям, возникла потребность организовать в школе наглядно-консультативную помощь педагогов, владеющих ИКТ, учителям и воспитателям, начинающим осваивать информационные просторы электронного мира. Особое внимание в освоении будет уделяться программам Microsoft Word и Microsoft Power Point. Учителя, которые обучились на компьютерных курсах по достоинству оценили возможности, удобный интерфейс программы Power Point. Свои достижения педагоги демонстрировали на открытых уроках. Освоив базовые знания и умения, связанные с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя, учителя – предметники начали осознанное методически грамотное использование ИКТ в преподавании своего предмета. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию такого ребенка в общество, сделать ее (адаптацию) максимально успешной, благополучной. Наряду с направленностью всех предметов коррекционной школы на решение этой задачи, в учебный план введен и специальный предмет – "Социально-бытовая ориентировка", само название которого заключает в себе его главную цель – социально-бытовую ориентировку детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у учащихся необходимых для этого знаний и умений. Основой эффективности процесса усвоения социально-бытовых знаний и умений у детей является их общее развитие. Средством повышения уровня развития ребенка с ОВЗ служит коррекция и компенсация недостатков его развития. Коррекция стимулирует развитие, повышая на этой основе возможности ребенка с ОВЗ в обучении. Поэтому на каждом занятии педагог должен создавать условия, способствующие коррекции развития детей. Одним из таких условий является применение мультимедийных средств при организации занятий по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Мультимедийные средства – это любые комбинации текста, графических изображений, звука, анимации и видео, которые представляются с помощью компьютера или другой электронной техники. Они заключают в себе широкие возможности для активизации психических процессов ребенка и особенно для операциональных компонентов его мышления, создают благоприятную среду для формирования навыков переноса и являются условием перехода с наглядного уровня мышления на абстрактный. Ученики с ОВЗ почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала. Придерживаясь принципа связи обучения с жизнью, который особенно важен для детей с ОВЗ , используем доступные средства наглядности. Для разных тематических линий проводится подбор определенных методов демонстрации. Изучая личную гигиену, демонстрируем видео детей, последовательно производящих соответствующий процесс, останавливаясь отдельно на каждом этапе, обсуждая и проговаривая его. Под наблюдением учителя, дети продолжают воспроизводить данные действия в той же последовательности, которая была увидена, приобретая, таким образом, постоянные навыки. При подготовке к уроку приготовления пищи, записав и разобрав рецепт, на наш взгляд, очень полезно наглядно показать детям фото продуктов, которые будут использованы для данного блюда, а так же последовательность приготовления (технологическую карту). Очень занимательны и интересны для учащихся просмотр видеофильмов по приготовлению различных блюд. Проведение экскурсий с учащимися с ОВЗ представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются, их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию лучше предварительно проводить в классе интерактивную. Интерактивные (мультимедийные) экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их проведения нет необходимости подключения к сети Интернет. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимации, а также фотографии. Изучая тематическую линию «Интерьер жилища» несколько уроков, мы просматриваем фото, как завершенных интерьеров, так и отдельные его элементы: мебель, покрытия, освещение, шторы, обсуждаем цветовые гаммы. Использование персональных компьютеров на уроках СБО с установленным специальным ПО, позволит учащимся с ОВЗ освоить элементарные навыки по дизайну интерьера, работать с программой «Основы макияжа», осуществлять поиск информации по электронным энциклопедиям, выполнять тесты по темам. Информационные технологии XXI века открывают большой простор для развития социально-бытовой ориентировки, повышая, таким образом, возможность получить детям с ограниченными возможностями здоровья более успешную интеграцию в общество. Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у учащихся с ОВЗ. Учебные презентации на уроках географии могут включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных видеофильмов, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей с ОВЗ, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах или явлениях. Разработка образовательной среды 1:1 на уроках географии для учащихся с ОВЗ будет способствовать лучшему усвоению учебного материала, а также даст возможность каждому самостоятельно работать с географическими картами: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, наносить необходимые надписи, выполнять индивидуальные задания по темам. Применение в работе с учащимися с ОВЗ персонального компьютера на уроках СБО и географии обеспечивает индивидуальный подход в учебной деятельности к каждому из них с учетом темпа и ведущего способа усвоения знаний, а также специфических особенностей познавательной и эмоционально- волевой сферы. ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Обучение планируется проводить в двух специально - оборудованных кабинетах социально- бытовой ориентировки и географии, с соблюдением условий хранения и эксплуатации компьютеров, а также в соответствии с санитарными нормами для проведения уроков в компьютерном классе и правилами здоровьесбережения учащихся с ОВЗ. Зарядка аккумуляторов будет проводиться в отдельном помещении. Сохранность, организация учебного процесса и обеспечение безопасной работы с ноутбуками будет возложена на педагогов, реализующих проект. Учебный класс оборудован стационарным компьютером учителя. Персональный портативный компьютер будет выдаваться адресно каждому учащемуся на уроке для выполнения определенных заданий. В проекте предусматривается участие двух педагогов: учителя социально- бытовой ориентировки и учителя географии, прошедших специальную подготовку на курсах «ИКТ в деятельности учителя- предметника», имеющих высшую квалификационную категорию и первую квалификационную категорию. Техническая поддержка будет обеспечиваться специалистом, обслуживающим школьные компьютеры из компьютерного центра, с которым заключен договор.
Создание методического объединения по обмену опытом; Освещение хода проекта на заседаниях МО учителей- предметников, педагогическом совете; Участие в работе «Клуба 1:1» на сайте Intel Education Galaxy; Распространение опыта работы на открытых уроках, мастер- классах для учителей школы и области, ведущих уроки с учащимися с ОВЗ.
Обучение планируется проводить в среде OC Windows XP: Приложения: Microsoft Windows Office 2007. Программы Microsoft Word и Microsoft Power Point Ресурсы медиатеки по предмету: использование интерактивных материалов (анимации, видеофильмы, обучающие игры), презентации, разработанными учителями – предметниками.
Открытые уроки учителей, участвующих в реализации проекта по внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с ОВЗ; Анкетирование учащихся с ОВЗ на разных этапах проекта; Анализ успеваемости, дисциплины посредством применения математического и статистического методов обработки информации. Тестирование учащихся с ОВЗ школьным психологом ( мотивация, интерес к предмету)
Отчетность и представление результатов (не более 200 слов) Проект по внедрению модели «1 ученик : 1 компьютер» должен будет сопровождаться мониторингом и анализом эффективности в соответствии с критериями успешности проекта, указанными выше.
Через 3 месяца: Результаты анкетирования учащихся, данные тестирования учащихся школьным психологом, оценка уровня сформированности ИКТ грамотности учащихся и учителей (тестирование, опрос). Через 6 месяцев: Предоставление методических разработок, электронных пособий по СБО и географии для обучения учащихся с ОВЗ, а также результаты апробации их на занятиях; Предоставление материалов общего уровня компьютерной компетентности учащихся с ОВЗ посредством результатов анкетирования среди учащихся, учителей; Через 12 месяцев: Оценка и сравнительный анализ уровня сформированности ИКТ грамотности учащихся и учителей (тестирование и опрос). Предоставление наработанного материала учителями по внедрению образовательной среды«1 ученик: 1 компьютер» на уроках СБО и географии в коррекционной школе VIII вида (презентации и методические рекомендации по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с ОВЗ, фото и видеосюжеты уроков).
Для отчета будут регулярно собираться анкеты и опросы учащихся, учителей и родителей, фото, видеосюжеты уроков, планы уроков, презентации, разработанные учителями. |